К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Дом-музей Цветаевой, калачи и резная архитектура: куда поехать из Москвы на один день

Боровск (Фото Александра Артеменкова / ТАСС)
Боровск (Фото Александра Артеменкова / ТАСС)
Города, расположенные в Московской и близлежащих областях, хранят памятники истории и культуры, очаровывают особой атмосферой, красотой пейзажей и природных ландшафтов. Здесь умеют работать с наследием: многочисленные частные музеи хранят истории горожан, от именитых и родовитых семейств до простых и незнатных. Forbes Life рассказывает о самых любопытных направлениях для такого мини-путешествия
Звенигород
Александр Артеменков·ТАСС

Звенигород

Расстояние от Москвы: 60 км

Звенигород —  один из самых живописных городов Подмосковья на берегу Москвы-реки. За расположение на холмах с множеством подземных источников его иногда называют «русской Швейцарией». Красоту Звенигорода в свое время оценил Николай Карамзин: «Нигде не видел я такого богатства растений: цветы, травы, деревья исполнены какой-то особенной силы и свежести; липы, дубы прекрасны. Дорога оттуда в Москву есть самая приятная для глаз, гориста; но какие виды!»

С 1388 года Звенигород стал резиденцией и центром удельного княжества второго сына Дмитрия Дон­ского Юрия Дмитриевича (прозванного Юрием Звенигородским), крестным отцом которого был Сергий Радонежский. В обители Сергия князь сблизился с его учеником игуменом Саввой и пригласил к себе в удел, где тот основал Саввино-Сторожев­ский монастырь. Его Рождественский собор был возведен еще при жизни Саввы.

Долгое время обитель была любимым местом для молитвы русских царей — сюда приезжал Иван IV Грозный с супругой Анастасией, царь Федор Иванович, а при Алексее Михайловиче здесь были возведены Царицыны палаты, дворец для государя, а сам монастырь был обнесен белокаменными стенами, сохранившимися до наших дней.

Неподалеку от монастыря расположен Саввинский скит — пещера святого Саввы, которую он вырыл, чтобы уединяться для молитвы. Здесь бьет источник и организована купель. В конце 90-х годов XIV века был построен белокаменный соборный храм Успения Пресвятой Богородицы на Городке, где были открыты фрески, долгое время приписываемые Андрею Рублеву.

Вид на монастырь, вдохновивший Исаака Левитана на пейзаж, который сейчас хранится в Русском музее, — тоже одна из достопримечательностей Звенигорода. Город и окрестности притягивали и Антона Чехова, который присматривал здесь дачу, и Андрея Траковского, который снимал сцены из «Соляриса», и композитора Сергея Танеева, и художницу Марию Якунчикову. Она писала усадьбу Введенское, построенную по проекту архитектора Николая Львова. Режиссер Сергей Бондарчук в «Войне и мире»1967 года портретировал усадьбу как жилище князя Болконского.

«Как и прежде, мы можем почувствовать подлинную энергию живого звенигородского пейзажа,» — говорит директор Звенигородского музея-заповедника Елена Кожевникова. С марта 2023 года в местном Манеже, открытом в бывшем соляном и винном подвале 1830-х годов постройки, идут выставки, а сам Манеж активно сотрудничает с Русским музеем.

Истра
Александр Артеменков·ТАСС

Истра

Расстояние от Москвы: 66 км

Истра, или, как ее называли до 1930 года, Воскресенск, во время Великой Отечественной войны была практически стерта с лица земли. Долгое время ее заново отстраивали — так, архитектор Алексей Щусев предлагал проект, по которому планировалось превратить город в подмосковную здравницу. Сегодня Истра притягивает в первую очередь «Русской Палестиной» — Воскресенским Новоиерусалимским монастырем и выставками, которые идут в Государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим».

Воскресенский собор в Новом Иерусалиме можно рассматривать как символ непростой русской истории. Борис Годунов, стремившийся укрепить власть, хотел построить в Кремле храм Воскресения по подобию храма Гроба Господня в Иерусалиме. Были завезены строительные материалы, приглашены мастера и изготовлена модель храма. Однако царь не успел осуществить проект. В XVII веке за реализацию грандиозной идеи взялся патриарх Никон, но уже под Москвой, на территории одного из монастырей, построенного по его инициативе, Воскресенского. Его территорию составили приобретенные церковью земли бояр Шереметевых, Трубецких и Боборыкиных.

При строительстве монастыря изменили топонимику местности. В XVI–XVII веках «Иерусалим» воспринимался как символ, который можно «переставлять по карте» и присваивать тому или иному географическому месту, синоним «центра Православия». Так подмосковная река Истра стала Иорданом, а холм, на котором должны были возвести обитель, назвали Сионом.

Никон отправил на Святую землю дипломата и ученого иеромонаха Троице-Сергиево монастыря Арсения Суханова, который привез из путешествия чертежи и модель Храма Гроба Господня. В итоге храмы Новоиерусалимского монастыря повторяют главные святыни Иерусалима. Воскресенский храм возведен по образу Храма Гроба Господня, а подземная церковь Константина и Елены — аналог палестинской церкви, вырубленной в скале.

Судьба собора оказалась непростой: из-за ошибок при строительстве обрушился шатер ротонды, а в 1726 случился пожар. Реставрационные работы возглавил Иван Мичурин — служилый дворянин и петровский пенсионер в Голландии. Затем свой проект предложил Бартоломео Растрелли. Вынужденный следовать старым формам собора, он придумал возвести над каменным основанием деревянный шатер. В итоге собор был восстановлен в 1750-е годы по его проекту под руководством Карла Бланка, но в 1941 году он был взорван немецкими войсками. Полномасштабная реставрация монастыря, проводившаяся периодами с 1970-х годов, была закончена только в 2019 году.

Сейчас в Новоиерусалимском монастыре открыты музеи, где можно узнать об изразцовом деле, о личности патриарха Никона и его вкладе в основание монастыря, изучить историю восстановления обители, за пределами монастырской стены — дойти до Скита Никона или пройтись до пешеходного моста через реку Истру-Иордан, а оттуда — до музея «Новый Иерусалим».

Этот крупнейший выставочный комплекс Подмосковья собрал огромную коллекцию исторических, этнографических и археологических экспонатов, которые можно увидеть на постоянной экспозиции, но, пожалуй, большую известность в последние годы музей приобрел благодаря временным выставкам.

Тут выставлялись живопись и гобелены Марка Шагала, работы Питера и Яна Брейгеля, Питера Рубенса, Казимира Малевича, Василия Кандинского. Летом 2024 года в музее проходит выставка «Невидимы и свободны», которая исследует работы советских модернистов 1920-1930-х годов. Также до 28 июля идет выставка, приуроченная к 180-летию Ильи Репина, «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников», которая призывает взглянуть на живописца не только как на великого автора, но и на наставника, сформировавшего целую плеяду выдающихся художников.

Боровск
Александр Артеменков·ТАСС

Боровск

Расстояние от Москвы: 105 км

Город XIV века, утративший статус городского поселения, но сохранивший старинную городскую застройку. Сегодня в Боровске на 10 000 населения приходится 15 церквей, деревянная скульптура (не менее впечатляющая, чем «пермские боги»), резная архитектура деревянных домов и старообрядческие церкви. В истории Боровска отметились люди неординарные, глубоко мыслящие — староверы протопоп Аввакум, боярыня Морозова, княгиня Урусова, философы-космисты Николай Федоров и Константин Циолковский. Купеческие династии Рябушинских и Щукиных тоже начинались в Боровске.

Протопоп Аввакум, высланный за раскол в Боровск, содержался в Пафнутьевском монастыре, основанном в 1444 году. Боярыне Морозовой и княгине Урусовой повезло меньше: их уморили голодом в Боровске в яме в 1675 году. Пафнутьевский монастырь, переживший и Наполеона (в городе сохранился дом купцов Большаковых-Писаревых, где по легенде он ночевал), и сражения Великой Отечественной, стоит, поражая своей подлинностью.

Дом купцов Полежаевых, первый электрифицированный дом города, сегодня стал частным музеем — потомки купеческого рода открыли в нем в 2005 году Музей истории боровского предпринимательства. 1500 экспонатов XVIII — начала XX веков рассказывают историю семей, составлявших славу города на рубеже XIX — XX веков. Среди них были Ждановы — купцы 1-й гильдии, торговавшие зерном; промышленно-купеческие роды Полежаевых и Ежиковых, имевшие ткацкие фабрики; Санины и Глухаревы, занимавшиеся краскохимическим производством; текстильные фабриканты, общественные деятели и меценаты Рябушинские и Гучковы; Меренковы, которые вели гастрономическую торговлю и занимались лесопромышленным делом.

Боровск также может удивить переделанным под автопредприятие гигантским старообрядческим храмом во имя Покрова Пресвятой Богородицы, освященном в 1912 году. А любителям современного искусства придется по душе стрит-арт на фасадах домов, который создает художник Владимир Овчинников, часто включая в работы стихи Эльвиры Частиковой, своей жены.

Коломна
Дмитрий Серебряков·ТАСС

Коломна

Расстояние от Москвы: 130 км

Городок на полпути между Москвой и Рязанью, где река Москва впадает в Оку, был важнейшим стратегическим центром. Так, с присоединением Коломны Даниилом Александровичем (Московским) в результате войны 1301 года начинается возвышение Москвы. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, Дмитрий Донской собирал здесь русское войско.

В 1525 —1531 годах в Коломне были возведены «превосходные крепостные стены и башни, не уступавшие московским ни в воен­но-оборонительном, ни в архитектурном отношении». Сейчас рядом с проездной Пятницкой башней (парадными воротами города) открыт музей калачей, которые тут пекут по рецепту XIV века. Съесть калач с гусем можно на недавно отреставрированной набережной Москвы-реки.

Cегодня сложно представить, что еще в 1990-х годах исторический центр Коломны стоял полуразрушенный, а у городских властей не было в планах его восстанавливать. В 2005 году предпринимательница из Воскресенска Елена Дмитриева и архитектор-реставратор из Коломны Ольга Бурлакова начали разрабатывать стратегию развития исторического центра города. В 2007 году предпринимательницы Наталья Никитина и Елена Дмитриева создали проект «Коломенская пастила. История со вкусом». Спустя четыре года был открыт «Музей-фабрика коломенской пастилы» в стенах отреставрированного конфетно-пастильного заведения купцов второй гильдии Карпа и Петра Чуприковых, работавшего на Коломенском посаде с 1852 по 1918 год.

Сегодня в музейном кластере «Коломенский посад» находится пять музеев, три исторических производства (картонажное, пастильное и калачное) и три кафе. Музей органической культуры в здании усадьбы XIX века соединяет современное наивное искусство, коллекцию русского авангарда и фотографий XIX века. В музее представлены работы современной художницы Ирины Затуловской. А на месте завода Текстильмаш в Коломне появился современный арт-квартал «Патефонка».

В 2024 году в городе открылось садовое кафе «1890», а годом раньше  — «Дом Сурановых», где в подлинном интерьере конца XIX века, сохраненном потомками купцов Сурановых (более 200 предметов мебели, сервировки стола, художественных работ, а также различные документы, первый из которых датирован 1828 годом), девять домочадцев ведут жизнь по календарю 1890 года. К ним можно заглянуть на 90 минут (такая форма визита называется «Не игра») и на 30 минут («Вне игры»).

А еще под Коломной находится, возможно, одна из древнейших церквей на территории Московской области —  церковь Иоанна Предтечи в селе Гopoдище. И хотя здание было перестроено в XVI веке, ученые приблизительно относят нижнюю часть храма к началу XIV века, на стенах которого был обнаружен белокаменный рельеф XIV века. Сейчас резной камень с изображением единорога (или василиска) хранится в Коломенском краеведческом музее.

Таруса
Руслан Шамуков·ТАСС

Таруса

Расстояние от Москвы: 140 км

Городок на реке Оке — важная линия обороны Московской Руси с XV века. Несколько веков Таруса была частью так называемого Берега — укрепленной черты-линии, служившей Москве в качестве засечной полосы от набегов  неприятелей. Но сегодня Таруса известна не этим: в конце XIX века город на высоком песчаном берегу стал любимой дачей для москвичей-художников, писателей, музыкантов.

Таруса — «Русский Барбизон», летняя мастерская Ивана Владимировича, Марины и Анастасии Цветаевых, Василия Поленова, Виктора Борисова-Мусатова, Константина Паустовского, Беллы Ахмадулиной, Святослава Рихтера, Эдуарда Штейнберга. Как писал Паустовский: «Здесь хорошо, очень захолустно, но места вокруг чудесные, — много леса, грибов и ягод. Живем у самой Оки в лачуге, единственным украшением которой являются цветы. В Москву не тянет».

Сегодня почти в каждом доме в историческом центре Тарусы — музей. Музей семьи Цветаевых расположился в домике Тью, так прозвали англичанку, вторую жену Александра Мейна, деда Марины и Анастасии Цветаевых по линии матери. Музей открыли в 1992 году  в честь 100-летия Марины Цветаевой (историческое здание дачи, где прошло детство девочек и умерла их мама, не сохранилось). Под эгидой музея в городе каждый октябрь проводится Цветаевский праздник.

В 2012 году в Тарусе открыли дом-музей Константина Паустовского. Небольшой дом сохранил в себе все черты, которыми наделили его хозяева. Три крохотные комнатки: голубая — для сына, синяя — для супруга и розовая — для себя. Так обустроила жилище Татьяна Паустовская.

В 2016 году вдова художника Эдуарда Штейнберга Татьяна Маневич подарила его мастерскую ГМИИ им. Пушкина. Теперь каждое лето музей придумывает новую программу. В этом году в мастерской открыли художественную резиденцию, по итогам которой художник Сергей Бояринцев создал выставку «К себе от себя». Выставка открыта до 6 октября 2024 года.

Летом 2023 года вдова сценариста Феллини и Тарковского, драматурга, поэта и художника Тонино Гуэрра Лора Гуэрра открыла  в городе фестиваль «Амаркорд» с кинопоказами, рецензиями, обсуждениями. Тарусская программа 2024 года пока не объявлена, но есть надежда, что фестиваль стал круглогодичным.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+