Расстояние от Москвы: 66 км
Истра, или, как ее называли до 1930 года, Воскресенск, во время Великой Отечественной войны была практически стерта с лица земли. Долгое время ее заново отстраивали — так, архитектор Алексей Щусев предлагал проект, по которому планировалось превратить город в подмосковную здравницу. Сегодня Истра притягивает в первую очередь «Русской Палестиной» — Воскресенским Новоиерусалимским монастырем и выставками, которые идут в Государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим».
Воскресенский собор в Новом Иерусалиме можно рассматривать как символ непростой русской истории. Борис Годунов, стремившийся укрепить власть, хотел построить в Кремле храм Воскресения по подобию храма Гроба Господня в Иерусалиме. Были завезены строительные материалы, приглашены мастера и изготовлена модель храма. Однако царь не успел осуществить проект. В XVII веке за реализацию грандиозной идеи взялся патриарх Никон, но уже под Москвой, на территории одного из монастырей, построенного по его инициативе, Воскресенского. Его территорию составили приобретенные церковью земли бояр Шереметевых, Трубецких и Боборыкиных.
При строительстве монастыря изменили топонимику местности. В XVI–XVII веках «Иерусалим» воспринимался как символ, который можно «переставлять по карте» и присваивать тому или иному географическому месту, синоним «центра Православия». Так подмосковная река Истра стала Иорданом, а холм, на котором должны были возвести обитель, назвали Сионом.
Никон отправил на Святую землю дипломата и ученого иеромонаха Троице-Сергиево монастыря Арсения Суханова, который привез из путешествия чертежи и модель Храма Гроба Господня. В итоге храмы Новоиерусалимского монастыря повторяют главные святыни Иерусалима. Воскресенский храм возведен по образу Храма Гроба Господня, а подземная церковь Константина и Елены — аналог палестинской церкви, вырубленной в скале.
Судьба собора оказалась непростой: из-за ошибок при строительстве обрушился шатер ротонды, а в 1726 случился пожар. Реставрационные работы возглавил Иван Мичурин — служилый дворянин и петровский пенсионер в Голландии. Затем свой проект предложил Бартоломео Растрелли. Вынужденный следовать старым формам собора, он придумал возвести над каменным основанием деревянный шатер. В итоге собор был восстановлен в 1750-е годы по его проекту под руководством Карла Бланка, но в 1941 году он был взорван немецкими войсками. Полномасштабная реставрация монастыря, проводившаяся периодами с 1970-х годов, была закончена только в 2019 году.
Сейчас в Новоиерусалимском монастыре открыты музеи, где можно узнать об изразцовом деле, о личности патриарха Никона и его вкладе в основание монастыря, изучить историю восстановления обители, за пределами монастырской стены — дойти до Скита Никона или пройтись до пешеходного моста через реку Истру-Иордан, а оттуда — до музея «Новый Иерусалим».
Этот крупнейший выставочный комплекс Подмосковья собрал огромную коллекцию исторических, этнографических и археологических экспонатов, которые можно увидеть на постоянной экспозиции, но, пожалуй, большую известность в последние годы музей приобрел благодаря временным выставкам.
Тут выставлялись живопись и гобелены Марка Шагала, работы Питера и Яна Брейгеля, Питера Рубенса, Казимира Малевича, Василия Кандинского. Летом 2024 года в музее проходит выставка «Невидимы и свободны», которая исследует работы советских модернистов 1920-1930-х годов. Также до 28 июля идет выставка, приуроченная к 180-летию Ильи Репина, «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников», которая призывает взглянуть на живописца не только как на великого автора, но и на наставника, сформировавшего целую плеяду выдающихся художников.