«А разве есть пейзаж в России?»: что смотреть на выставке Левитана в Звенигороде
Звенигородский Манеж впервые открылся для посетителей в марте 2023 года после реконструкции. Манеж — самая ранняя светская постройка в городе, возникшая в 1830 году как соляной склад и винный подвал. С годами назначение здания и его конфигурация постоянно менялись. В разное время здесь располагался любительский театр, кинотеатр и советский ДК. К началу 2000-х здание пришло в упадок и фактически пустовало. Затем были попытки выставить его на публичные торги, но в итоге к 2019 году оно окончательно перешло в собственность Звенигородского музея-заповедника, после чего началась реконструкция.
Часть выставочных пространств сейчас занимает постоянная экспозиция «От земли до неба», которая рассказывает историю Звенигорода «в лицах». Это Андрей Тарковский, который снимал здесь сцены из «Соляриса», композитор Сергей Танеев, живший в этих краях, Антон Чехов, присматривавший дачу, и великая княгиня Елизавета Федоровна, занимавшаяся благотворительностью.
Расположенную в округе Звенигорода усадьбу Введенское, построенную по проекту Николая Львова, неоднократно писала Мария Якунчикова-Вебер. В 2000-е с легкой руки главы русского отдела Christie’s Алексея Тизенгаузена ее пейзажи с узнаваемыми колоннами начали появляться на аукционных торгах. Один из них под названием «Из окна старого дома (Введенское)» был продан за £700 000. В фильме Сергея Бондарчука «Война и мир» Введенское изображает дом князя Болконского.
Отдельный бренд Звенигорода — окрестные пейзажи, которые снискали местным краям славу «подмосковной Швейцарии». «Русским Барбизоном» называли их знаменитые художники Алексей Саврасов, Константин Коровин, Исаак Левитан, которые приезжали сюда писать на пленэре. Самостоятельной ценностью, сопоставимой с культурными, считает здешние ландшафты директор Звенигородского музея-заповедника Елена Кожевникова: «Сегодня мы можем посетить те места, с которых более века назад писали эти выдающиеся мастера. Как и прежде, мы можем почувствовать подлинную энергию живого звенигородского пейзажа, который знаем и любим по их произведениям».
Творчеству русских пейзажистов конца XIX — начала XX веков посвящена выставка «Вокруг Левитана», ставшая первым проектом Манежа в рамках сотрудничества с Русским музеем, из которого сюда привезли 45 произведений, а сам Манеж дополнил экспозицию 11 работами из собственного собрания.