К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«А разве есть пейзаж в России?»: что смотреть на выставке Левитана в Звенигороде

Экспозиция «Вокруг Левитана» в Звенигородском Манеже (Фото DR)
Экспозиция «Вокруг Левитана» в Звенигородском Манеже (Фото DR)
В Звенигородском Манеже, только открытом после реконструкции, до 25 февраля 2024 года проходит выставка «Вокруг Левитана», на которую 45 работ из коллекции предоставил Русский музей. Forbes Life отобрал работы, позволяющие понять, что именно в подмосковных ландшафтах ценили Поленов, Коровин и Левитан

Звенигородский Манеж впервые открылся для посетителей в марте 2023 года после реконструкции. Манеж — самая ранняя светская постройка в городе, возникшая в 1830 году как соляной склад и винный подвал. С годами назначение здания и его конфигурация постоянно менялись. В разное время здесь располагался любительский театр, кинотеатр и советский ДК. К началу 2000-х здание пришло в упадок и фактически пустовало. Затем были попытки выставить его на публичные торги, но в итоге к 2019 году оно окончательно перешло в собственность Звенигородского музея-заповедника, после чего началась реконструкция.

Часть выставочных пространств сейчас занимает постоянная экспозиция «От земли до неба», которая рассказывает историю Звенигорода «в лицах». Это Андрей Тарковский, который снимал здесь сцены из «Соляриса», композитор Сергей Танеев, живший в этих краях, Антон Чехов, присматривавший дачу, и великая княгиня Елизавета Федоровна, занимавшаяся благотворительностью.

Расположенную в округе Звенигорода усадьбу Введенское, построенную по проекту Николая Львова, неоднократно писала Мария Якунчикова-Вебер. В 2000-е с легкой руки главы русского отдела Christie’s Алексея Тизенгаузена ее пейзажи с узнаваемыми колоннами начали появляться на аукционных торгах. Один из них под названием «Из окна старого дома (Введенское)» был продан за £700 000. В фильме Сергея Бондарчука «Война и мир» Введенское изображает дом князя Болконского.

 
Экспозиция «Вокруг Левитана» в Звенигородском Манеже (Фото DR)

Отдельный бренд Звенигорода — окрестные пейзажи, которые снискали местным краям славу «подмосковной Швейцарии». «Русским Барбизоном» называли их знаменитые художники Алексей Саврасов, Константин Коровин, Исаак Левитан, которые приезжали сюда писать на пленэре. Самостоятельной ценностью, сопоставимой с культурными, считает здешние ландшафты директор Звенигородского музея-заповедника Елена Кожевникова: «Сегодня мы можем посетить те места, с которых более века назад писали эти выдающиеся мастера. Как и прежде, мы можем почувствовать подлинную энергию живого звенигородского пейзажа, который знаем и любим по их произведениям».

Творчеству русских пейзажистов конца XIX — начала XX веков посвящена выставка «Вокруг Левитана», ставшая первым проектом Манежа в рамках сотрудничества с Русским музеем, из которого сюда привезли 45 произведений, а сам Манеж дополнил экспозицию 11 работами из собственного собрания.

 
Алексей Саврасов, «Ранняя весна» 1880–1890-е
Русский музей

Алексей Саврасов, «Ранняя весна» 1880–1890-е

Преемственность традиции «лирического пейзажа», олицетворением которой в русской живописи стала фигура Левитана, подчеркивается в застройке экспозиции. В современных традициях она предусматривает широкие проемы и окна в стенах. Так зритель начинает осмотр с работ Алексея Саврасова и Василия Поленова, уже различая вдали картины их ученика Левитана.

C середины XIX века Саврасов возглавлял пейзажную мастерскую в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где учились и Левитан, и Коровин. Именно по его совету начинающие художники впервые оказались под Звенигородом. От Саврасова Левитан перенял любовь к лишенным внешних эффектов изображениям природы, из которых впоследствии сформировались его знаменитые «пейзажи настроения». Сам Саврасов представлен на выставке более поздней вариацией собственного хрестоматийного пейзажа «Грачи прилетели» и еще несколькими работами.

Василий Поленов, «Вид Тарусы с высокого берега Оки», 1916
Русский музей

Василий Поленов, «Вид Тарусы с высокого берега Оки», 1916

Еще одним мастером, повлиявшим на становление Левитана, был Василий Поленов, сменивший Саврасова в качестве руководителя пейзажной мастерской Московского училища. Как вспоминал Апполинарий Васнецов, именно Поленову молодой художник был обязан «изяществом манеры, мастерством, отсутствием грубых мазков». С большим интересом Левитан слушал рассказы Поленова о технике французских импрессионистов. Хотя сам Левитан не любил, когда его сравнивали с импрессионистами.

К сопоставлению приглашают представленные на выставке рядом две работы Левитана одного периода (второй половины 1880-х годов): детально проработанный лесной пейзаж «Тропинка в лесу. Папоротники» и написанный гораздо более широким мазком «Весенний лес».

Лев Каменев, «Ручей», 1883
Русский музей

Лев Каменев, «Ручей», 1883

В Саввинской слободе под Звенигородом последние 20 лет жизни провел художник и преподаватель живописи Лев Каменев, у которого в свое время брал уроки и молодой Левитан. Живые звенигородские этюды Каменева очень нравились Константину Коровину, в то время как более масштабные и академические работы старшего мастера он находил скучными.

«Они были написаны для себя, не для «высокой» публики, и, стало быть, художник в них никому не старался угодить. Вероятно, по этой причине они и понравились Коровину», — говорит заместитель директора Звенигородского музея-заповедника по научной работе Дмитрий Седов. Сам Каменев со скепсисом смотрел на то, как его современники относились к пейзажной живописи: «А разве есть пейзаж в России? Нет. А кто богат, норовят за границу уехать. Там виды настоящие. А у нас нет. Не видят красоту-то свою».

Константин Коровин, «Дорога. Звенигород», 1891
Русский музей

Константин Коровин, «Дорога. Звенигород», 1891

Когда Коровин показывал Льву Каменеву собственные работы, сделанные в Саввинской слободе, мастер раскритиковал его за слишком «низменные» для академического пейзажа образы: «Но это никому не нужно — что ты пишешь. Тут дорога, курица ходит, сарай. Снова — плетень, лужа, травка». Но именно эти неприметные сюжеты интересовали художника больше всего.

«Темперамент Коровина привносил в пейзажные образы динамику и красоту фактурного мазка. Быстрыми прикосновениями кисти к холсту живописец мог легко наметить в этюде дорогу, косогор и ворох зеленых листьев», — говорит куратор выставки Сергей Кривонденченков, ведущий научный сотрудник Русского музея.

Исаак Левитан, «Домик с ракитами», первая половина 1880-х
Русский музей

Исаак Левитан, «Домик с ракитами», первая половина 1880-х

По словам организаторов выставки, натурная работа в окрестностях Москвы была важным этапом в профессиональном становлении Левитана. Он писал в Сокольниках, три лета провел в Останкино, затем, с лета 1884 года, наездами бывал в Саввинской слободе под Звенигородом. Большинство художников, включая Коровина и Левитана, останавливалось в доме крестьянки Горбачевой, который сохранился до сих пор.

По воспоминаниям Коровина, они с Левитаном выбирали для этюдов одни и те же места, ухаживали за одними и теми же подмосковными красавицами. «Здесь было так много красивых и разнообразных кусков природы, каких-то очаровательных деревьев, холмов, что, кажется, целому поколению художников могла бы дать природа этих мест темы для их произведений», — писал Коровин.

Исаак Левитан, «Сумерки», 1899
Русский музей

Исаак Левитан, «Сумерки», 1899

В общей сложности на звенигородском пленэре Левитан создал порядка 20 живописных полотен и примерно 10 карандашных набросков. В последний раз он оказался в этих краях в 1887 году, уже страдая душевным расстройством, связанным с разочарованием в живописи. Но именно пейзажи Саввинской слободы смогли вернуть художнику интерес к искусству.

По воспоминаниям его ученицы Софьи Кувшинниковой, однажды она смогла уговорить художника выйти на вечернюю прогулку, когда «колокольни загорелись в красках заката с такой красотой, что невольный восторг захватил и Левитана». Считается, что общее впечатление того вечера художник старался передать в своих поздних хрестоматийных работах, таких как «Тихая обитель» и «Вечерний звон».

Игорь Грабарь, «Зимний вечер», 1903
Русский музей

Игорь Грабарь, «Зимний вечер», 1903

«Таинственная печаль «простых ландшафтов» Левитана и жизнеутверждающая живопись импрессионистических полотен Коровина предопределили дальнейшее развитие лирического пейзажа», — считает Сергей Кривонденченков. Доказательством этому стала подборка работ представителей объединения «Союз русских художников», созданного молодыми московскими авторами в 1903 году. Их творчество представлено на выставке произведениями Игоря Грабаря, Сергея Виноградова, Аполлинария Васнецова.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+