Моне за $30 млн и Фаберже с императорским провенансом: новости арт-рынка
Новости рынка: Центру Помпиду не хватает денег на стройку
Счетная палата Франции пришла к выводу о том, что Центру Помпиду недостает средств для самостоятельного финансирования своих девелоперских и инвестиционных проектов. Это выяснилось по итогам проведенной недавно аудиторской проверки. Проект реконструкции музея, которая должна начаться уже в 2025 году, оценен в €358 млн. В эту же сумму включены и расходы на создание нового арт-центра в Масси, южном пригороде Парижа, куда к 2026 году должна быть перемещена часть фондов. На данный момент из общей суммы собрано всего €39 млн.
Предстоящие торги: Фаберже на Heritage Auctions
Американский аукционный дом Heritage Auctions, который специализируется на продаже коллекционных монет, редких комиксов и предметов меморабилии, анонсировал русские торги, которые пройдут 17 мая. Работы Фаберже, картины Гончаровой или Айвазовского дом продавал и раньше, но отдельный тематический аукцион проходит впервые. На продажу выставят порядка 180 лотов (преимущественно предметов декоративно-прикладного искусства), 25 из которых отличаются императорским провенансом. Отдельно следует упомянуть происходящую из частной калифорнийской коллекции подборку вещей, ранее принадлежавших внуку императора Александра III, великому князю Василию Александровичу, который осел в США в 1928 году. Он распродал доставшиеся ему от матери, великой княгини Ксении, драгоценности в 1949 году. В последний раз драгоценности публично экспонировались в 1996 году в рамках выставки «Фаберже в Америке» в Музее изобразительных искусств Сан-Франциско (FAMSF). Топ-лотом среди них считается инкрустированная бриллиантами и украшенная эмалью бовенитовая рамка для фотографий в форме яйца фирмы Фаберже, изначально принадлежавшая императрице Марии Федоровне ($120 000—220 000).
Особняком стоит подборка из 20 изделий фирмы Фаберже с императорским провенансом, происходящих из частной коллекции, о которой Heritage Auctions больше ничего не упоминает. Среди лотов есть портсигары, рамки для фотографий, камнерезные фигурки животных. Самый дорогой лот — выполненный из нефрита и инкрустированный бриллиантами сосуд для клея в форме помидора, принадлежавший императрице Марии Федоровне ($150 000—200 000). Прошлый год стал самым успешным в 47-летней истории Heritage Auctions: суммарная выручка за 2023 год составила $1,7 млрд. Старшим специалистом дома в направлении русского искусства с недавнего времени стал Ник Николсон, который в 1990-е годы сотрудничал с Christie’s.
С 14 по 16 мая в рамках серии отдельных нью-йоркских аукционов Christie’s будет распродавать собрание современного искусства инвестора из Айовы Джона Паппаджона и его жены Мэри. Супруги входили в рейтинг 200 ведущих коллекционеров ARTnews с 1998 по 2014 год. Собирать искусство они начали в 1960-е. Сегодня в Де-Мойне открыт парк скульптур, названный в их честь, а суммарная оценочная стоимость работ, которые покойные муж и жена пожертвовали городу, составляет порядка $30 млн. Топ-лотом из коллекции Паппаджонов на Christie’s станет картина Джаспера Джонса «От нуля до девяти», оцененная в $5—7 млн. Также на продажу выставят произведения Брюса Наумана, Агнес Мартин и других художников.
Топ-лотом намеченных на 15 мая торгов Sotheby’s, посвященных искусству модернизма, станет картина Клода Моне «Стог сена в Живерни», предварительно оцененная в $30 млн. Полотно, датированное 1893 годом, происходит из частной американской коллекции, в которой хранилось несколько десятилетий. Sotheby’s принадлежит текущий аукционный рекорд на произведения Моне. В 2019 году его «Стога сена» (1890) ушли с молотка за $110,7 млн. На предстоящие майские торги также выставлена картина Рене Магритта «Банкет» с эстимейтом в $15—20 млн. Кроме того, Sotheby’s намерен установить новый рекорд на произведения Леоноры Каррингтон. Ее работа 1945 года под названием «Искушения Дагоберта» оценена в $12—178 млн. Текущий рекорд Каррингтон составляет $3,3 млн, он держится на этой отметке с 2022 года.
Прошедшие торги: Климт за €32 млн и подешевевший Явленский
На апрельских торгах импрессионизма и модернизма аукциона Bonhams за £381 400 ушла картина Алексея Явленского под названием «Бретонка», ставшая топ-лотом вечера. Первым владельцем полотна, купленного напрямую у художника, был швейцарский скульптор Рихард Кислинг. Впоследствии картина сменила еще нескольких владельцев. В 2018 году эта же работа торговалась на Christie’s. Тогда цена составила £428 750.
По итогам прошедших 24 апреля торгов венского дома Im Kinsky «Портрет госпожи Лизер» Густава Климта был продан за рекордные для австрийских аукционов сумму. Лот ушел с молотка ровно по стартовой цене, которая составляла €30 млн (€32 млн с учетом комиссии). Как сообщили представители аукциона, покупателем стал клиент из Гонконга. Буквально на следующий день в прессе появились сообщения о том, что о своих правах на картину заявил мюнхенский архитектор, которого не учли в соглашении, заключенном наследниками Адольфа Лизера, который был заказчиком картины, продавцом и аукционным домом. Как сообщает Der Standard, мужчина называет себя наследником, правопреемником Лизера, но чем именно подкрепляются его претензии, пока неизвестно.
Ярмарка NADA, громкие продажи Art Brussels, итоги маркета Win-Win
Со 2 по 5 мая в Нью-Йорке пройдет юбилейный 10-й выпуск ярмарки NADA, которую проводит Нью-йоркский альянс новых арт-дилеров (NADA). В этом году в ярмарке участвуют 92 галереи из 15 стран мира, включая Iragui Gallery, которая в списке заявлена как галерея, представленная в Москве и Париже. В прошлом году Iragui Gallery провела в Париже, на площадке Galerie l’Aléatoire, выставку работ Марии Арендт и Катрин Шаррер. На стенде в рамках NADA галерея выставит работы Ольги Чернышевой и Марко Мяэтамма. Творчество Чернышевой будет представлено графикой с персональной выставки художницы, проходившей в нью-йоркском The Drawing Center в 2016 году, а также новой живописью.
Юбилейный 40-й выпуск Art Brussels прошел с 25 по 28 апреля в Брюсселе при участии 177 галерей. По итогам превью галерея Almine Rech отчиталась о продаже работы Тома Вессельмана, которая оценивалась в €400 000—450 000. В корпоративную бельгийскую коллекцию со стенда Whitehouse Gallery ушла скульптура Уоррена Малдера. Представители Greta Meert подтвердили продажу масштабной графической работы Анне Нойкамп за €15 000.
Весенний маркет современного искусства Win-Win, проходивший на «Винзаводе» 13 и 14 апреля, почти перешагнул знаковую отметку в 10 000 посетителей. В этот раз едва ли не половину участников составили художники, никогда раньше не представленные на маркете. Впервые была введена отдельная секция FOCUS, этой весной посвященная фотоискусству. Осенью в ней же соберут художников, работающих с текстилем.
Современное искусство в Суздале и на Алтае
До 23 июня в суздальском «Ларце» открыта персональная выставка Алексея Луки «Анемойя», организованная совместно с московским фондом Ruarts. Работы художника, который преимущественно работает с деревом, органично вписались в необычное выставочное пространство: «Ларец» представляет собой расположенную на берегу реки Каменки перестроенную крестьянскую избу XIX века. Работая над своим сайт-специфическим проектом, художник не ставил задачи как-то менять пространство, а решил раскрыть его потенциал. «Тотальная инсталляция, размещенная в четырех комнатах, вызывает у зрителя тонкое чувство нежности и ностальгии, плавно ведет по воспоминаниям, которых, возможно, никогда и не было, скорее создавая их», — говорит куратор выставки и арт-директор Ruarts Катрин Борисов.
До 12 мая на Алтае проходит фестиваль современного искусства «Сказ» на курорте «Манжерок». Участники фестиваля (порядка 100 художников, скульпторов и дизайнеров) создают свои работы в трех разделах. Один посвящен ленд-арту, второй называется «Лики Сибири», а третьим стала основная экспозиция, в которой заявлено более 50 авторов, включая московских художников, как Роман Ермаков и Дишон Юлдаш.
Судьба шедевров: испорченная скульптура Дональда Джадда
В США вынесен судебный вердикт в отношении испорченной скульптуры Дональда Джадда стоимостью $850 000. Речь идет о работе 1991 года «Без названия 91-130», выполненной из алюминия и плексигласа с прозрачным акриловым слоем. По утверждению представителей Фонда Джадда, после того как в 2018 году скульптура участвовала в выставке, организованной галереями Kukje (Сеул) и Tina Kim (Нью-Йорк), на ней появились несводимые отпечатки пальцев. По всей видимости, на протяжении нескольких лет фонд пытался достичь мирного соглашения с галереями, но в итоге подал в суд в 2022 году. Тем не менее судье этот временной разрыв в четыре года показался подозрительным, поэтому иск был отклонен. Представители фонда намерены обжаловать это решение в суде высшей инстанции.