Сеанс коллективного покаяния: как проходит биеннале современного искусства в Венеции
В этот раз большая кураторская выставка и девиз всей биеннале — Stranieri ovunque/Foreigners everywhere. На русский это перевели как «Иностранцы повсюду», хотя точнее, вероятно, было бы «Всюду чужие» или «Везде иные». Изначально Stranieri ovunque — название серии работ феминисткого коллектива Claire Fontaine, создающейся с 2004 года.
Неоновые скульптуры-надписи на разных языках стали символом борьбы с расизмом и ксенофобией в Италии. Используя это же название, куратор биеннале Адриано Педроса распространяет его на весь мир, расширяя круг борьбы с дискриминацией по национальности, расовой принадлежности, по полу, сексуальности, свободе, богатству. По мнению куратора, «где бы вы ни были, вы всегда встретите чужаков, они/мы повсюду — и где бы вы ни оказались, глубоко внутри вы и сами чужие».
«Чужаки повсюду» ведет диалог с предыдущими выставками в Венеции. От 2019 года под названием «Не дай бог жить в эпоху перемен» до архитектурной биеннале 2020 года «Как нам жить вместе» и биеннале современного искусства 2022 года «Молоко снов», посвященной творчеству женщин.
Адриано Педроса — первый куратор биеннале неевропейского происхождения, сделавший себя имя и работающий за пределами Европы, открытая квир-персона («международное общественное движение ЛГБТ» признано в России экстремистским и запрещено). До него был еще Оквуи Инвезор — куратор биеннале в 2015 году нигерийского происхождения, но в момент выставки он работал в Мюнхене.
Расширяя трактовку инклюзивности, Педроса посвящает свой проект в Венеции искусству, которое прежде ютилось на обочинах или вовсе считалось несуществующим: работам квир-художников, аутсайдеров, художников-самоучек, художников наивного, народного или популярного искусства. Эти четыре типа авторов составляют ядро выставки. Географическим центром исследования Адриано Педроса называет «Глобальный юг».
Разбитый на два блока, современный и исторический, основной проект задуман как легитимизация маргинального искусства и покаяние европейцев перед национальными культурами бывших колоний. Историческое ядро в Арсенале посвящено многочисленным формам модернизма XX века, происходящим из Латинской Америки, Африки, Азии, стран арабского мира и разбито на три части: портреты, абстракции и итальянская художественная диаспора на протяжении ХХ века.
Современное строится вокруг секции «Архив непослушания» видеопроекта Марко Скотини, начатого в 2005 году, о связи художественных практик и социального активизма. В 2022 году куратор биеннале «Молоко снов» Чечилия Алемани также переосмысляла историю искусства (работы современных художников были организованы вокруг исторических ядер из работ их предшественников) и фокусировалась на недолюбленной социальной группе, женщинах. Два года спустя Чечилия Алемани сидит во внутреннем дворике в Арсенале и довольно улыбается. На вопрос об идеологической преемственности она заявляет: «Замечательная биеннале».
Согласно официальному отчету, выставка, курируемая Адриано Педроса, привлекла в первый же день рекордные 8 697 посетителей, на 5% больше, чем два года назад. Идеи инклюзивости восприняли не только участники основного проекта и национальных павильонов (больше 330 художников из 80 стран мира), но и главные выставочные центры Венеции. До осени город превратился в пространство глобального покаяния. Впрочем, какие процессы освещать, кого выводить под свет софитов, каждый решал сам.
Так, в Музее Пегги Гуггенхайм до 16 сентября идет выставка «Жан Кокто: Месть жонглера», посвященная художнику, известному как разнообразными методами работы, так и своими личными предпочтениями. В области современного искусства лидирует фонд Франсуа Пино, показывающий в Палаццо Грасси не менее многостороннюю американскую художницу эфиопского происхождения Жюли Мерету.
В другом пространстве фонда Пино в Венеции, на Делла Догана, до 24 ноября — ретроспективный проект французского художника Пьера Юига под названием «Лиминальный», в переводе с языка метафизики и неворологии означающий пороговое, переходное состояние между стадиями развития. Работы, созданные в техниках видеоарта и дополненной реальности за последние 10 лет, большей частью приобретенные в коллекцию Пино, показывают как Юиг исследует переходное состояние от человека к нечеловеку.
В дни открытия биеннале отметился и другой крупнейший коллекционер, ближайший конкурент Франсуа Пино и в искусстве, и в бизнесе, миллиардер Бернар Арно, лидер глобального рейтинга Forbes. Принадлежащий Арно Дом Dior срочно вступил в коллаборацию с Claire Fontaine и провел в Арсенале благотворительный ужин в поддержку Venetian Heritage Foundation, где собирали средства на реставрацию палаццо Ка-д’Oро и главных ворот Арсенала.
Отдельным архипелагом стоит грандиозный выставочный проект «Узбекистан: авангард в пустыне», развернувшийся на два города. В Венеции выставка идет в залах университета Ка’Фоскари, а во Флоренции — в палаццо Питти. Государственный Фонд поддержки искусства и культуры Узбекистана привез в Италию больше 150 работ художников-авангардистов из музеев Ташкента и Нукуса, включая такие имена как Фальк, Кандинский, Экстер, Лентулов, Родченко, Волков, и произведения декоративно-прикладного искусства, ковры, сюзане, национальные костюмы.
В общем, домашнее задание Педросы изящно и ненавязчиво выполнили все, а искусство смогло преодолеть порог, заданный социальной повесткой. Представители национальных павильонов избрали несколько стратегий, чтобы соответствовать теме. В то время, как некоторые с большей или меньшей степенью эмоциональной вовлеченности демонстрировали покаяние, другие попытались предложить зрителю опыт проживания чужеродности в искусственной среде, примерить на себя роль изгоя. И использовали для этого приемы театральной сценографии.