Выставка в память о Михаиле Жванецком и бесценный Микеланджело: новости арт-рынка
На рынке: семья Пино делит бизнес, Метрополитен-музей исследует провенанс
Принадлежащая Франсуа Пино французская группа компаний Kering подтвердила вхождение внука миллиардера в совет директоров Christie’s (им семья владеет с 1998 года). Bloomberg рассматривает тот факт, что 26-летний Луи Николя Пино сменил в совете аукционного дома 87-летнего патриарха, как новый шаг в цепочке перераспределения семейных активов между тремя поколениями знаменитой фамилии. Саму группу Kering, которой принадлежат такие бренды, как Gucci и Saint Laurent, с 2003 года возглавляет 61-летний Франсуа-Анри Пино.
Бывший вице-президент Sotheby’s Люсьен Симмонс возглавит отдел исследования провенанса нью-йоркского Метрополитен-музея в мае. В аукционном доме он работал с 1995 года. О создании соответствующего отдела в музее было объявлено ровно год назад, когда выяснилось, что значительное число экспонатов не имеет четкой истории происхождения. По данным портала Hyperallergic, при зарплате в $140 000—160 000 Люсьен Симмонс будет заниматься заполнением белых пятен, уделяя особое внимание предметам, которые могли быть изъяты у законных владельцев в середине прошлого века под давлением нацистов. Штат отдела увеличили с шести до 11 сотрудников.
В $2 млн обошлось галеристу Гари Татинцяну урегулирование судебного иска коллекционера Андрея Исаева. По словам Исаева, в феврале 2022 года он приобрел в нью-йоркской галерее две картины Стэнли Уитни. Заплатив в сумме более $5 млн, он так и не получил ни одной из них. Коллекционер согласился купить другое полотно того же художника стоимостью $1,8 млн при условии, что остаток изначальной суммы будет ему возмещен. В результате вместо $3,4 млн он получил всего $1,4 млн. Как пишет портал Artnet, помимо компенсации в размере $2 млн, галерея также согласилась оплатить судебные издержки, которые составили примерно столько же.
Предстоящие торги: рекордный Фонтана за $30 млн и раритеты Фаберже
В £15—25 млн Christie’s оценил картину Тициана «Отдых на пути в Египет», которую выставят на продажу в рамках лондонских торгов 2 июня. Ранний (1510 года) шедевр итальянского мастера появился на рынке впервые за почти что полтора столетия. В последний раз он торговался на Christie’s в 1878 году, попав по итогам аукциона в собрание английского Лонглит-хауса, имения 4-го маркиза Бата. Среди предыдущих владельцев полотна числился один из членов семьи Габсбургов, эрцгерцог Леопольд Австрийский, губернатор испанских Нидерландов в середине XVII века. Затем работой по очереди владели несколько императоров Священной Римской империи — от Карла VI до Иосифа II, при котором полотно оказалось в венском Бельведере, откуда в 1809 году было похищено наполеоновскими войсками. В 1995 году его украли уже из Лонглит-хауса. Бывшему сотруднику Скотланд-Ярда Чарльзу Хиллу удалось найти и вернуть шедевр только семь лет спустя, в 2002 году.
Редкая работа Лучо Фонтаны выставлена на Sotheby’s с эстимейтом в $20—30 млн. Речь идет об одной из картин знаменитой серии «Пространственный концепт. Конец Бога» 1960-х годов. Верхняя планка оценочной стоимости превосходит текущий аукционный рекорд на произведения художника, который с 2015 года составляет $29,1 млн.
На 13 апреля запланирована серия торгов «Литфонда», посвященных истории отечественного виноделия. Одним из топ-лотов стал килограммовый серебряный кубок ХIX века (более полуметра в высоту) с крышкой, увенчанной двуглавым орлом. На момент публикации лидирующая ставка на лот составляет 800 000 рублей. Также с молотка пустят редкие изделия фирмы Фаберже, включая графин из зеленого стекла с растительным орнаментом конца XIX века (стеклянная часть изготовлена на Императорском стеклянном заводе). Лидирующая ставка — 280 000 рублей.
До 24 апреля в пентхаусе клубного дома Vesper Tverskaya проходит предаукционная выставка Vladey, посвященная лотам торгов «Искусство и дизайн». В секции живописи на продажу в числе прочих выставлены картины Валерия Кошлякова (из «Венецианской серии», эстимейт: €50 000 — 70 000), Петра Беленка («День и ночь», €10 000 — 15 000) и Эдуарда Штейнберга («А—Я композиция», €10 000 — 15 000). Торги пройдут вечером 24 апреля.
Очередные онлайн-торги MacDougall’s «Парижская школа и другие мастера» завершатся 10 апреля. Топ-лот — картина Ивана Айвазовского «У южного побережья» с эстимейтом в £400 000 —600 000. Еще одна жемчужина аукциона — полотно Константина Горбатова «Открытое окно» (£100 000 — 200 000).
Прошедшие торги: импрессионисты на Christie’s, современное искусство на Sotheby’s
Суммарная выручка прошедших 9 апреля парижских торгов Christie’s, посвященных импрессионизму и модернизму, составила €12,3 млн. Топ-лотом вечера, как и ожидалось, стала недавно обнаруженная картина Андре Дерена «Матисс и Террюс». Она ушла с молотка за €3,1 млн, чуть превзойдя ожидания аукционистов. Сильнее всего подскочил в цене портрет девочки кисти Берты Моризо. При верхнем эстимейте в €250 000 он нашел нового владельца за €378 000. Нашлись покупатели и на две работы Марка Шагала — «Букет цветов с влюбленными» (€655 200) и «Мольберт» (€378 000). Из 24 лотов непроданной осталась только одна работа, холст Ле Корбюзье, оцененный в €300 000—500 000.
Почти $81 млн собрали гонконгские торги Sotheby’s, объединившие шедевры модернистов с произведениями современных авторов. Значительную часть выручки принесли две главные работы: «Художник» Пабло Пикассо 1963 года ($10 млн) и картина Еситомо Нары под названием «Я хочу увидеть яркие огни сегодня вечером» ($12,2 млн).
АРТ4 превращается в арт-хаб, «Открытые студии» подводят итоги
С 9 марта московский Музей АРТ4 работает в новом формате. Под руководством недавно назначенных директоров Лены Фадеевой и Алины Чичиковой (галерея fābula) он превратился в арт-хаб «Тупик». Каждый месяц залы музея будут отдавать под проекты резидентов, отобранных в результате открытого конкурса. До начала мая здесь можно увидеть два собственных проекта музея (Тим Парщиков, Полина Рукавичкина), три сторонних и один совместный. Например, Shilo Gallery показывает работы трех авторов: графику Кирилла Гатавана по 50 000 рублей за лист, одну картину Светы Ефремовой (600 000 рублей) и два полотна Марии Мичи (по 180 000 рублей каждое). Совместно с воронежской галереей Daipyat АРТ4 показывает проект Саши Лемиша, иронично переосмысляющий «Кувшинки» Клода Моне, и фотореалистичные свечи Герхарда Рихтера в эстетике интернет-культуры. Кураторы — Ян Посадский и Миша Гудвин. Центральный объект экспозиции со сливной воронкой посередине отсылает к связям американских абстрактных экспрессионистов с ЦРУ. Цены на работы варьируются от 180 000 до 350 000 рублей.
На «Винзаводе» до 12 мая можно увидеть отчетную выставку десятого сезона «Открытых студий». В этот раз на протяжении шести месяцев над новыми проектами работали 10 художниц, а в качестве их ментора выступала Анна Зайцева, заместитель директора по выставочной деятельности МАММ. Экспозиция проекта под названием «Это нам приснилось завтра» получилась очень цельной, во многом за счет опоясывающих выставочное пространство первого этажа «телеграмм снов». Художница Елена Холкина во время работы в студиях записывала рассказы посетителей об их снах, а затем выбила их на фрагментах пленочной ленты общей длиной в 80 м. Проект Полины Савиной посвящен образам постапокалиптического будущего, в котором нет людей, а ожившие вещи, вроде опоры ЛЭП, пытаются осмыслить свое место в новом мире. Размышлениям на тему того, в каком качестве умершие люди продолжают существовать в виртуальной среде, посвящен проект Юлии Дибровой «Экзистенция».
Выставочный проект памяти Жванецкого
С прошлого года в разных российских городах проходят выставки, посвященные 90-летию со дня рождения Михаила Жванецкого. Экспозиция в петербургском Театре имени Веры Комиссаржевской была посвящена творческой дружбе сатирика и Резо Габриадзе, который создал серию графики для пятитомника произведений Жванецкого. В этом году выставка под названием «Я шел своей дорогой...», дополненная рисунками Юрия Норштейна и его жены Франчески Ярбусовой была показана в Норильске, а до 28 апреля ее можно увидеть в Доме ученых новосибирского Академгородка, где Жванецкий неоднократно выступал.
Представленная в экспозиции графика Норштейна — это подарки семье Жванецких, а рисунки Ярбусовой готовились как иллюстрации к книге с рассказами сатирика о животных (рабочее название — «Над чем парит Чайка», планируется к выходу осенью этого года). Экспозицию дополняют фрагменты рукописей-факсимиле Жванецкого и редкие семейные фотографии, предоставленные женой и сыном писателя, основателями фонда его имени — Натальей и Дмитрием Жванецкими. В московском Государственном музее истории российской литературы имени В. И. Даля выставку обещают показать осенью.
Московский рынок: ярмарка Catalog и маркет WIN-WIN
Второй выпуск ярмарки Catalog пройдет в типографии Сытина с 12 по 14 апреля. В смотре примут участие 54 галереи, на стендах которых можно будет увидеть работы более 200 современных художников. В один из дней ярмарки организаторы обещают представить разработанный ведущими отечественными галеристами документ с принципами ценообразования на арт-рынке. Нововведением станет программа патроната ярмарки. К числу участников, уже объявивших о своих планах, относятся галерея «Триумф», которая будет показывать работы Лизы Бобковой; галерея «Веллум» с произведениями Комара и Меламида, Эрнста Неизвестного, Петра Беленка и других авторов. Галерея Ruarts, кроме российских художников, будет показывать нескольких иностранцев (Кимико Йошида, Нобуеси Араки, Корнели Толленс), а на стенде Iragui можно будет увидеть произведения Никиты Алексеева, Ольги Божко, Родиона Китаева и Ольги Чернышевой.
Весенний маркет современного искусства WIN-WIN пройдет на территории «Винзавода» 13 и 14 апреля. На стендах будут представлены работы более сотни современных авторов. На этот раз у маркета появится новая секция под названием Focus. В этот раз ее посвятят фотоискусству (кураторами выступают основатели галереи PENNLAB Николай Дмитриев и Михаил Краснов, отобравшие работы более 25 авторов).
Судьба шедевров: рисунок Микеланджело, «Красный вагон» Кабаковых и ДК «Серп и Молот»
Итальянская семья Сернези объявила о готовности продать приписываемый Микеланджело масштабный (100 х 125 см) рисунок. Речь идет о фрагменте мурала с изображением тритона или сатира, сохранившемся на стене виллы близ Флоренции. От стены его отделили еще в 1979 году, с тех пор он неоднократно экспонировался на международных выставках, посвященных творчеству великого итальянского мастера, хотя специалисты до сих пор не пришли к единому мнению в отношении авторства. В 2017 году его показывали в Метрополитен-музее, тогда страховая стоимость работы составляла $24 млн. Семья Сернези пока не определилась с посредником при продаже, но у дилеров уже сейчас есть сомнения в том, что работу получится успешно продать. Главная сложность заключается в том, что итальянские власти наложили запрет на экспорт работы, что сильно сужает круг потенциальных покупателей.
Эрмитаж завершил реставрацию «Красного вагона», знаковой тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых, которая проводится при содействии ПАО «Россети» и Фонда Cosmoscow. Работа, задуманная как метафора советской эпохи, была создана в 2008 году, экспонировалась в «Гараже», а затем была передана в дар Эрмитажу. Инсталляция предназначена для посещения зрителями, отчего экспонат изнашивается быстрее. «Проблема заключалась в ослаблении конструкции многоярусной лестницы, возвышающейся над вагоном, — говорится в заявлении Эрмитажа. — Из-за усыхания древесины в местах соединений появились зазоры, и лестница под своей тяжестью стала проседать, возникла угроза обрушения». В ходе реставрации, которая началась в 2024 году, лестница была демонтирована, укреплена и заново собрана.
В Москве начались работы по реставрации здания бывшего дворца культуры завода «Серп и Молот», признанного объектом культурного наследия регионального значения. Расположенный на Таганке памятник конструктивизма не эксплуатировался более 10 лет. В 2021 году объект приобрела инвестиционная группа Placebo/25, у которой ушло два года на разработку и согласование проекта. По словам представителей компании, бывший ДК, построенный архитектором Игнатием Милинисом в 1929—1933 годах, собираются преобразовать в арт–квартал, сохранив при этом общий архитектурный облик зданий. Архитекторы проекта реконструкции — Степан и Станислав Поповы. Инвестиции составят 1,5 млрд рублей.
Музейные новости: новый логотип Музея Фаберже, интервенции в Пушкинском
Петербургский Музей Фаберже, в прошлом году отметивший 10-летие, объявил открытый конкурс на разработку нового логотипа. К участию приглашают художников и графических дизайнеров, а с автором лучшей идеи обещают заключить договор на сумму 300 000 рублей. Заявки принимаются на сайте музея до 15 мая.
ГМИИ имени А. С. Пушкина продолжает реализовывать проект «Искусство жить дома», запущенный осенью 2022 года в Санкт-Петербурге и Москве. Весной и летом пройдут художественные интервенции в дома-музеи Нижнего Новгорода, Владикавказа, Калининграда, Екатеринбурга и Томска. Организаторы проекта предлагают по-новому взглянуть на концепцию традиционных мемориальных музеев, вовлекая в творческий диалог с гениями мест современных авторов. Результатом, как правило, становятся выставки, театральные постановки, экскурсионные маршруты.
Шедевры советской фотографии в ЦВК Béton
До 26 мая в Центре визуальной культуры Béton работает выставка «Алфавит. Советская фотография 1920—1930-х годов». В экспозицию вошло более 100 работ, расположенных по алфавитному принципу, 50 авторов. Все они происходят из собственной коллекции центра, которая активно формируется на протяжении последних двух лет. Лейтмотивами выставки стала тема цензуры, а также история многолетнего диалога советского и зарубежного фотоискусства. Проект наполнен громкими именами: фотографы Александр Родченко, Аркадий Шайхет, Борис Игнатович и портретируемые Владимир Маяковский, Иосиф Сталин, Всеволод Мейерхольд. Буквально за каждым кадром скрывается увлекательная история о том, как он был сделан или как повлиял на развитие советского фотоискусства.