Лувр купил Шардена, а Леонардо Ди Каприо ищет искусство на Frieze: новости арт-рынка
Новости рынка: женщин-художниц стало больше на 7%
В преддверии Международного женского дня эксперты ArtTactic опубликовали результаты нового исследования, согласно которому в 2023 году объем продаж искусства женщин-художниц на мировых торгах составил $825,8 млн. Это на 7% выше аналогичного показателя за 2022 год. Таким образом, представленность женщин на аукционном рынке выросла до 13,8%.
Предстоящие торги: рекордный Брайс Марден и Пикассо «голубого периода»
6 марта на лондонских торгах Sotheby’s, посвященных модернизму и современному искусству, продается относящийся к «голубому периоду» творчества Пабло Пикассо портрет Луиса Виларо. Эстимейт лота составляет £5–7 млн. Изображенный на картине торговец мукой и меценат был одним из завсегдатаев барселонского кафе «Четыре кота», где в 1900 году прошли первые выставки работ юного Пикассо. Выставленный на продажу портрет хранит сделанную рукой Пикассо дарственную надпись «Моему другу на память» на обороте.
Также 6 и 7 марта Sotheby’s распродает подборку работ Жана Дюбюффе из частной коллекции, суммарная оценочная стоимость которой составляет £7 млн. Работы собирали Джордж и Мэри Блох с 1960-х по 1980-е годы. В общей сложности Sotheby’s доверили продавать 17 работ: основную часть пустят с молотка в марте, но несколько картин аукционисты решили приберечь до апреля. Самый большой эстимейт (£2–3 млн) у картины «Весельчак» 1961 года, которая относится к так называемому «цирковому» циклу работ Дюбюффе. Большинство картин Джордж Блох, умерший в 2009 году представитель знаменитой династии австрийских промышленников, покупал в лондонской галерее Waddington Custot. Его жена, Мэри Блох, входила в попечительский совет венецианской коллекции Пегги Гуггенхайм.
Christie’s намеревается установить новый ценовой рекорд на произведения американского минималиста Брайса Мардена, который с 2020 года держится на отметке в $30,9 млн. В мае на торги Christie’s выставят датированный 2004–2007 годами диптих «Событие», оцененный в $30–50 млн. Работа относится к циклу «Сад плоского изображения». Другие произведения этой же серии сегодня находятся в собраниях парижского Центра Помпиду и нью-йоркского MoMA.
Итоги Frieze LA и новый выпуск «Арт Москвы»
С 17 по 21 апреля в Москве в 21-й раз пройдет ярмарка «Арт Москва». Организаторы обещают собрать в Гостином дворе рекордное число участников (более 250). В разделе «Антиквариат. Классическое искусство» заявлены работы Ивана Айвазовского, Виктора Васнецова, Константина Маковского, Петра Кончаловского и других авторов. В честь 20-летия Международная конфедерация коллекционеров, антикваров и арт-дилеров соберет на стенде в числе прочих работы Василия Поленова, Исаака Левитана и Ивана Шишкина.
Отдельно заявлена экспозиция «Выбор коллекционера. 1960-е» из собрания Валерия Дудакова. Специально для «Арт Москвы» он отобрал эталонные работы Дмитрия Краснопевцева, Оскара Рабина, Владимира Немухина и других шестидесятников, со многими из которых он был близко знаком. Также будут представлены произведения из собрания Stella Art Foundation. Основательница фонда, коллекционер Стелла Кесаева, много лет собирает и поддерживает московских концептуалистов.
В Лос-Анджелесе 3 марта в пятый раз прошла ярмарка Frieze LA. В этом году в ярмарке приняли участие более 90 галерей из 20 стран мира. Открытие в числе прочих знаменитостей посетили Роберт Дауни-младший и Леонардо Ди Каприо, замеченный на стенде галереи David Zwirner. По итогам ярмарки галерея отчиталась о продаже скульптуры Хумы Бхабхи ($650 000) и нескольких работ Джона Маккракена с ценами от $450 000 до $500 000. Со стенда Gladstone Gallery в день открытия за $2 млн ушел масштабный рисунок Ричарда Серра. Представители Thaddaeus Ropac подтвердили продажу работы Роберта Лонго за $1,6 млн.
Международный фестиваль медиаискусства Intervals, который проводит студия dreamlaser, пройдет в Нижнем Новгороде с 27 апреля по 1 мая этого года. На этот раз выставочная программа охватит более 10 локаций по всему городу, включая Стрелку и историческое здание нижегородской ярмарки. Помимо основной программы, которая в этом году будет идти дольше обычного (пять дней), зрителей ждут аудиовизуальные перформансы, концерты и образовательные мероприятия.
Открытие BFAF: первый частный фонд в музейном квартале Абу-Даби
Пока из заявленных музеев — мировых брендов в столице Объединенных Арабских Эмиратов открыт только Лувр Абу-Даби. В музейном квартале на острове Саадият — сплошные стройки. Архитектурное бюро Нормана Фостера возводит здание Музея истории, посвященного отцу-основателю ОАЭ шейху Зайеду бен Султану Аль Нахайяну, истории арабских племен и социально-экономическим реформам арабского государства. Музей создается в сотрудничестве с Британским музеем. По соседству идет многолетняя стройка Музея Гуггенхайм-Абу-Даби.
Между амбициозными долгостроями всего за год местное архитектурное бюро A.D.D. Consultants и его архитектор Раша Гебран выстроили строго геометрическую абстракцию из цемента и стекла, погруженную по периметру в прямоугольник водоема и окруженную зеленым цветущим садом, — здание художественного фонда, который основал Бассам Фрейха, издатель, бизнесмен, коллекционер и меценат.
В день открытия коллекционер произнес проникновенную речь о счастье собирать искусство и наслаждаться им. И о том, что, открывая частный музей по соседству с другими музеями, он добивается гармонии, дает возможность всем научиться коллекционировать искусство. Проект открытия, названный «Эхо Востока», словно в череде зеркал отразил множество смыслов и целей нового культурного пространства.
Коллекционер не только представил небольшую, но тщательно отобранную коллекцию: всего 40 работ, приобретенных за 50 лет, но и показал, как картины второй половины XIX века европейских художников, написанные в так называемом ориентальном стиле, со сценами из жизни гарема, изображенными по сказкам «Тысячи и одной ночи», могут смотреться на фоне произведений современных художников из ОАЭ, арабского модернизма и фотографии начала XX века. Выставка открытия не только впервые в истории показала частное собрание коллекционера из ОАЭ, но и продемонстрировала широкие возможности интерпретации коллекции, взаимодействия с другими эпохами, художниками и коллекциями. Фонд BFAF открыт для всех посетителей бесплатно.
Искусство в Москве: инсталляции Ирины Кориной и объекты Гоши Острецова
Современным искусством наполнились все этажи торгового центра BoscoVesna на Новом Арбате. В рамках коллаборации с художницей Ириной Кориной в пространстве ТЦ и на его фасаде появилось несколько масштабных инсталляций, входящих в проект «Природа вещей. Обновление». Каждую работу сопровождает QR-код с комментариями Кориной о том, что общего у текстильных и надувных фигур в виде химических элементов, головы Медузы Горгоны или слона. А на минус втором этаже ТЦ появилось совмещенное с мастерской выставочное пространство Гоши Острецова Haut Futur, открытое при поддержке галереи Syntax. Здесь собраны панно, картины, скульптуры, ковры, предметы мебели и другие арт-объекты Острецова.
Пока основатель Музея АРТ4 Игорь Маркин занимается развитием новой лондонской галереи, где скоро откроется выставка Лизы Бобковой, в руководстве московской площадки произошли изменения. Директорами музея стали Лена Фадеева и Алина Чичикова, соосновательницы галереи fābula. Их первым проектом в новом качестве стала выставка «Горком графики» с работами на бумаге из коллекции АРТ4, которую дополнили отдельными произведениями Ивана Чуйкова, Бориса Орлова и других авторов из собрания Антона Козлова. Самым масштабным экспонатом на выставке стал «Слон» Александра Повзнера, о планах сотрудничества с которым на открытии заявил Маркин. Полнее всего в экспозиции, выстроенной по хронологии, представлены работы шестидесятников: Кабакова, Немухина, Булатова и других. По словам Чичиковой и Фадеевой, у них уже выработан выставочный план для АРТ4 на ближайший год. В начале апреля пространство музея превратится в арт-хаб «Тупик». «Формат, вдохновленный моделью лондонских member’s clubs, объединит проекты различных резидентов — коммерческих галерей, ЦСИ, кураторских коллективов», — отмечают новые руководительницы музея.
Судьба шедевров: Лувр купил рекордного Шардена
В 2022 году топ-лотом парижских торгов дома Artcurial стал натюрморт Жан-Батиста Симеона Шардена «Корзина земляники». Его цена составила рекордные €24,38 млн. Покупателем, как выяснилось позже, стал американский Художественный музей Кимбелла. Но французские власти вовремя помешали вывозу признанной «национальным достоянием» картины, наложив на ее экспорт временный запрет. В итоге Лувру удалось собрать сумму, необходимую для того, чтобы выкупить работу. Порядка €15 млн музею передал концерн LVMH, еще €7,8 млн удалось собрать с попечителей, а остальные €1,6 млн музей получил благодаря фандрайзинговой кампании среди обычных французов.