Не прячьте вашу живопись по банкам и домам: как детективы ищут пропавшие картины
Одним из свидетелей-экспертов в недавних слушаниях по иску российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева против аукционного дома Sotheby’s выступал бывший агент ФБР Роберт К. Уиттмен, специализирующийся на арт-рынке. За 20 лет службы Уиттмен помог найти и вернуть множество украденных произведений искусства, включая работы Брейгеля и Родена, суммарная оценочная стоимость которых составляет порядка $250 млн. С 2008 года Уиттмен работает частным порядком, консультирует коллекционеров и читает лекции.
Выступая в начале января этого года в окружном суде Нью-Йорка в связи с иском Рыболовлева против Sotheby’s, Уиттмен приводил примеры из своей практики, чтобы проиллюстрировать признаки, по которым можно безошибочно определить мошенника от мира искусства, скрывающегося под маской добропорядочного и успешного арт-дилера.
Прежде всего Уиттмен привык обращать внимание на характер отношений между дилером и коллекционером. По словам арт-детектива, мошенники часто добиваются знакомства с интересующими их коллекционерами (своих жертв они называют «киты») через людей из их близкого круга. В деле Рыболовлева, как утверждал сам миллиардер, таким человеком была Татьяна Раппо, помогавшая его семье обосноваться в Швейцарии в середине 1990-х и познакомившая его с дилером Ивом Бувье. Тревожным сигналом, как утверждает Уиттмен, служит факт получения таким человеком процента прибыли от заключенной сделки.
«Раздражает, что эти люди имеют все шансы отлично заработать законным путем, но жадность все равно берет свое», — заявил он на слушаниях. В своем выступлении Уиттмен также рассказал, что Рыболовлев нанял его через свою компанию ADI, когда у коллекционера возникли подозрения в недобросовестности Бувье. Гонорар Уиттмена составляет $50 000 за одно расследование.