На шпильках к звездам: как дизайнер обуви Кристиан Лубутен стал миллиардером
Уже четыре десятилетия Кристиан Лубутен ставит на высокие каблуки с красной подошвой состоятельных клиентов, и теперь дизайнера официально можно называть миллиардером. В элитный клуб 61-летний модельер попал благодаря названному его же именем модному бренду. И хотя линейка Christian Louboutin прежде всего известна высокими каблуками и рискованными платформами, бренд Лубутена расширяется и сегодня включает кроссовки, сумки, косметику, а также коллекции обуви для мужчин и детей.
В прошлом году инвестиционная фирма Exor, принадлежащая итальянской семье Аньелли и в 2021-м выкупившая 24% бизнеса приблизительно за $650 млн, оценила компанию в $3,2 млрд. Сам Лубутен по-прежнему владеет долей в 35% ― ее Forbes оценивает в $1,1 млрд. На этот пакет акций приходится львиная доля всего состояния модельера в $1,2 млрд, куда также входят инвестиции вроде роскошного отеля Vermelho, открытого в прошлом году на юге Португалии. На просьбу дать комментарий представители Лубутена не ответили.
«Компанию я учредил вместе с двумя лучшими друзьями, ― рассказывал дизайнер в 2021 году в интервью The Business of Fashion. ― Продавать долю предприятия я даже не думал. Мне не хотелось ничего, кроме как создавать красивые туфли».
Эти красивые туфли ― цена на них начинается с $800 за пару и запросто может дойти до нескольких тысяч ― быстро нашли путь к ногам самых красивых людей в мире. Бутик в Париже дизайнер открыл в 1991 году, и одним из его первых звездных клиентов стала принцесса Монако Каролина. С тех пор его красные подошвы стали обязательным атрибутом на красных ковровых дорожках. В этом году на церемонии вручения премии «Золотой глобус» обувь по его эскизам красовалась на ногах пестрой плеяды знаменитостей, включая Селену Гомес, Ленни Кравица, Хайди Клум и Симу Лю.
Кроме того, произведения Лубутена стали ярким феноменом массовой культуры. Так, в сериале «Секс в большом городе» обожающая высокие каблуки Кэрри Брэдшоу в исполнении Сары Джессики Паркер надела туфли из разных пар и дала старт целому модному тренду. А Карди Би увековечила легендарные шпильки в хите 2017 года Bodak Yellow («Чертовски дорогие туфли, ярко-красный низ»).
В прошлом году лабутены во время гастролей надевали Бейонсе и Тейлор Свифт на Eras (для каждой эры Свифт дизайнер сделал отдельную пару обуви: лоферы для Red, инкрустированные стразами сапоги до колена для Midnights), а Марго Робби на лондонской премьере «Барби» предстала перед публикой в его серебристых босоножках. Несмотря на море розового цвета, подошвы ее туфель остались фирменно красными — у оттенка есть даже собственный код в палитре Pantone: 18-1663TP.
Лубутен родился и вырос в Париже в семье простых рабочих. Его отец был столяром-краснодеревщиком из Бретани, а мать сидела дома и воспитывала Кристиана вместе с тремя старшими сестрами. Спустя много лет, уже в возрасте 51 года, он узнал, что его настоящим отцом был египтянин, с которым мать познакомилась, когда ей было чуть за 40.
Десятилетним мальчишкой Лубутен побывал в парижском Национальном музее искусств Африки и Океании и увидел там знак, запрещавший женщинам посещать экспозицию на шпильках. Юному Кристиану это пришлось не по душе, и зародившееся в этот момент увлечение обувью осталось с ним на всю жизнь.
«Вместе с сестрами я рос в очень женской среде. Они помогли мне понять женщин и определенно привели меня к сегодняшней работе, ― делился дизайнер с Forbes в 2016 году. ― В юности я постоянно рисовал туфли, но, откровенно говоря, мне никогда не приходило в голову, что создание новой обуви само по себе может быть профессией».
В 16 лет отчисленный из школы Лубутен отправился путешествовать в Индию, но затем вернулся в Париж и устроился на стажировку в театр «Фоли-Бержер», где создавал эскизы обуви для танцовщиц. Затем молодой человек некоторое время работал с французским дизайнером обуви Шарлем Журданом, а позднее внештатно сотрудничал с Chanel и Yves Saint Laurent. В 1988-м модельер стал работать у знаменитого Роже Вивье, который придумал фасон «шпильки» в 1950-х.
«Когда мне было около 16 лет, кто-то дал мне книгу о дизайнере обуви Роже Вивье в красивой золотой обложке, ― рассказывал Лубутен Forbes в 2016 году. ― Я подумал: «Как замечательно! Это и вправду карьера. Создавая обувь, можно зарабатывать на жизнь».
В какой-то момент будущий миллиардер решил сделать перерыв и отдохнуть от обуви, переключившись на проектирование террас в Нью-Йорке и обустройство садов во Франции. Но в 1991 году он открыл двери первого магазина ― в этом ему помогли два друга: Анри Сейду (продал собственную долю в бизнесе в рамках сделки с Exor в 2021 году) и Бруно Шамбелян.
Ставшие впоследствии классикой красные подошвы появились в 1992-м, когда модельера не устроил прототип обуви в его ателье, а ассистентка сидела и красила ногти. «Только спустя какое-то время до меня дошло: это потому что подошва была черная, ― вспоминал Лубутен в 2016 году. ― Я схватил лак ассистентки и перекрасил подошвы в красный».
С первого бутика, находившегося в галерее Веро-Дода, торговых рядах XIX века в неоклассическом стиле неподалеку от Лувра, торговая марка стала разрастаться. Так, новые магазины открылись в 1994 году в Нью-Йорке и в 1997-м в Лондоне. В последующие 10 лет шпильки лабутенов можно было увидеть везде — от похорон принцессы Дианы до видеоклипов Мадонны. В 2000 году дизайнер зарегистрировал красную подошву в качестве торговой марки во Франции, три года спустя начал продавать сумки, а в 2009-м запустил линейку обуви для мужчин.
Сегодня империя Лубутена насчитывает более чем 160 бутиков в 32 странах на четырех континентах, включая 35 магазинов в США, 23 ― в Японии и 20 ― в Китае. «Лабутены ― это редкий пример обувного бренда, который, по всей видимости, может расширяться в другие категории товаров, в том числе одежду и дамские сумочки», ― отмечает Лука Солка, старший аналитик Bernstein в области предметов роскоши.
На протяжении многих лет компания Лубутена агрессивно защищает фирменные красные подошвы в многочисленных судах по всему миру. Это вылилось в борьбу с титанами индустрии: иски против ZARA (принадлежит холдингу Inditex миллиардера Амансио Ортеги), который в итоге был проигран, и против Yves Saint Laurent (часть люксового конгломерата LVMH Бернара Арно), который был частично удовлетворен. В прошлом году дизайнер одержал верх по искам о торговых марках в Бразилии и Индии, а еще совместно с IT-гигантом Meta (признана в России экстремистской и запрещена) подал жалобу на мексиканского предпринимателя, продававшего поддельные лабутены через Facebook и Instagram.
Перечень недвижимости, которой владеет модельер, тоже охватывает весь земной шар. В Париже ему принадлежит огромная квартира с полами из красного дерева недалеко от здания оперы Гарнье, также у него есть дом в египетском Луксоре, квартиры в Лос-Анджелесе и Рио-де-Жанейро, дом XVII века в сирийском Алеппо, пострадавший в ходе гражданской войны, комплекс недвижимости рядом с его отелем в португальском Мелидеше, вилла с семью спальнями в Лиссабоне и замок XIII века во французском Сан-Жуир-Шамжийоне, где он, судя по некоторым данным, хранит коллекцию из 8000 туфель (совладелец последних двух объектов — Бруно Шамбелян).
Несмотря на то что, помимо шпилек, Лубутен уже занялся кроссовками и средствами для макияжа, главным компонентом успеха торговой марки остается он сам. Осенние и зимние коллекции дизайнер создает во французском замке или в Португалии, а над весенними и летними линейками работает в Египте и Бразилии. Потом по этим эскизам обувь изготавливают на фабриках в Италии и Испании.
«Сначала я рисую. Делаю наброски ручкой. Изолируюсь от всего мира как минимум на две недели и рисую, ― объяснял Лубутен Forbes в 2016 году. ― Если это зимняя коллекция, отправляюсь туда, где холодно, а летом еду туда, где тепло. Я очень восприимчив к свету и жаре».
Компания выпускает свыше 1 млн пар обуви в год, и, как это бывает в случае со многими люксовыми модными брендами, высокие цены становятся ключевым фактором для удержании занятых позиций. «Финансовые рынки любят люксовых производителей, потому что те дают более высокую маржинальность, высокую прибыль с капиталовложений и высокий потенциал к ценообразованию, ― подчеркивает Йорен ван Акен, аналитик бельгийского инвестиционного банка Degroof Petercam. ― В конце концов, состоятельные люди не перестанут покупать предметы роскоши, составляет инфляция 2% или 5%».
После рекордной прибыли, зафиксированной во время пандемии, в 2023 году рост в сегменте люксовых товаров замедлился. В прошлом году в категории предметов роскоши обувь росла медленнее всего, согласно данным Bain & Company, только лишь на 2–3%. Это сказалось и на бизнесе Лубутена. В первой половине 2023 года фирма отчиталась о чистой прибыли в $37 млн, что, по сравнению с аналогичным периодом 2022-го, меньше на 51%. Не последнюю роль здесь сыграли нехватка сырья и медленный рост в Китае. Тем не менее, судя по полугодовому отчету Exor за 2023-й, фирменная сеть пополнилась 10 бутиками и «по-прежнему обеспечивает прибыльность бизнеса на высшем уровне».
Как бы там ни было, почивать на лаврах Лубутен не собирается. В феврале его бренд анонсировал новую линейку солнечных очков совместно с итальянским производителем Marcolin. А на прошлой неделе новоиспеченный миллиардер выступил дизайнером блестящего благотворительного вечера в стиле диско Bal de la Rose для давней подруги Каролины, принцессы Монако. На мероприятии сияли 59 зеркальных шаров, выступала Глория Гейнор и было множество гостей на высоких каблуках.