Как не превратить корпоративное волонтерство в бесплатный, но бессмысленный труд
Несмотря на то что статистики по количеству корпоративных волонтеров в России нет, по данным фонда «Общественное мнение», почти четверть работающих россиян отмечают, что сотрудники их компаний занимаются такой деятельностью. Чаще всего корпоративное волонтерство — это помощь нуждающимся, сбор средств для попавших в трудную ситуацию, безвозмездные услуги, участие в мероприятиях, организованных некоммерческими организациями, и обучение.
Несколько акций вместо системы
Самая частая ошибка — проведение двух-трех волонтерских акций при содействии компании, а не системная работа, рассказали Forbes эксперты. Единичные посадки деревьев, уборки территории или поездки в детский дом не могут считаться налаженной системой корпоративного добровольчества.
«Когда из раза в раз сотрудники убирают территорию предприятия или близлежащую, а ничего не меняется, то у людей возникает ощущение, что их используют как бесплатную рабочую силу», — пояснила руководитель проектного офиса «Стратегии и практики устойчивого развития» Светлана Герасимова.
Как отмечает директор по развитию консалтинговой компании YouSocial Полина Савельева, вместо этого компания может предложить сотрудникам разные формы помощи, чтобы выбрать те, которые откликаются их интересам. Так они смогут вносить организованный вклад в реализацию социальной миссии компании. В тоже время Герасимова предупреждает, что разрабатывать программы корпоративного волонтерства стоит вместе с профильными фондами, которые обладают гораздо большей экспертизой в решении таких вопросов.
Спонтанный выбор направлений волонтерства
Еще одна распространенная ошибка — помогать тем, кто интересен или важен руководству. Допустим, генеральный директор играет в футбол, поэтому компания собирается поддерживать благотворительность в спорте. Или руководитель любит животных, поэтому бизнес спонсирует приют для бездомных собак. Направление помощи должно быть связано с основной деятельностью бизнеса.
По мнению автора Telegram-канала «ESG отчет покажет» Анастасии Ивановой, при выборе направления социальной работы для сотрудников необходимо сначала провести опросы — и поддержать их инициативы. «Корпоративное волонтерство не стоит жестко регулировать, оно должно давать работникам возможность выдвигать и реализовывать собственные идеи», — считает эксперт. Например, было бы логично, если бы сотрудники юридических фирм или коммуникационных агентств консультировали нуждающихся pro bono. Для продовольственных ретейлеров важнее помогать продуктовыми наборами, а добывающим компаниям — реализовывать экопроекты в регионах присутствия.
Волонтерство без просвещения
«Часто компании пропускают образовательный этап при организации волонтерской работы. Они не поясняют сотрудникам, чем отличается корпоративное волонтерство от обычного, что такое социальное проектирование или помогающее поведение», — говорит Полина Савельева.
По словам эксперта, образовательный курс особенно актуален при запуске грантового конкурса внутри компании на волонтерские проекты сотрудников. Без обучения организаторы конкурса получат проекты очень низкого качества.
Голый энтузиазм и отсутствие волонтерского комьюнити
До сих пор внутри компаний есть представление, что волонтерскую миссию могут взять на себя отдельные энтузиасты и нет необходимости выделять сотрудника, занятого вопросами добровольчества, а также думать о развитии внутреннего комьюнити.
Между тем волонтерство — это процесс, требующий бюджета и управления. В этом случае он будет не дополнительной нагрузкой на бизнес, а выгодным вложением. Волонтерство повышает привлекательность работы в компании, образованность сотрудников, улучшает обстановку в коллективе, упрощает процесс адаптации для новичков, сокращает текучесть кадров и многое другое.
«Ошибка — это неготовность управлять волонтерством как системным долгосрочным проектом: со своей группой менеджеров, с показателями эффективности, со стабильным бюджетом. Считать, что эту тему вывезут энтузиасты, а компания им поможет, при необходимости», — говорит Анастасия Иванова.
Волонтерство внутри компании должно быть поддержано руководством, а также документально оформлено. Это придает корпоративному добровольчеству статус. Особенно актуальна формализация для компаний с сетью филиалов, чтобы волонтерство не выглядело как причуда головного офиса. «Статус позволит решать вполне приземленные вопросы. Если сотрудник получил травму во время волонтерства, то ее надо считать производственной или нет?» — указывает на возможные проблемы Савельева.
Чрезмерное поощрение
Светлана Герасимова отмечает, что чрезмерное увлечение благодарностями в адрес волонтеров может привести к абсурдной и комичной ситуации. «Когда у тебя 10 кружек, 12 маек и 20 термосов за участие в акциях, то это становится смешным. В развитых компаниях система поощрения более продумана. Вводятся системы бонусов, состоящие из возможностей. Например, поездки в регионы присутствия компании», — говорит эксперт.
По ее мнению, поддерживать добровольческую деятельность следует скорее нематериальными способами. «Дополнительные дни к отпуску важны, но может привести к своеобразной плате: работник убирает берег реки, а за это получает выходной, но это уже не волонтерство», — считает Герасимова.
Конкуренция за досуг
Сотрудники, которые курируют волонтерские проекты, часто не осознают, что конкурируют с другими видами досуга людей — театром, кино, встречей с друзьями. Когда это понимание приходит, становится ясно: объявления о мероприятиях должны быть регулярными, необходимо обеспечить возможность участия с семьей и друзьями, а также поддерживать общение волонтеров внутри компании.
Иванова полагает, что необходима мотивация добровольцев, начиная с простейшей — грамоты и благодарности. В РЖД, например, разработали специальный знак отличия «Волонтер РЖД», а «Норникель» направляет своих волонтеров на профильные международные и российские форумы, организует их участие в мероприятиях в качестве спикеров, модераторов.
«Вечные» форматы
Мощное волонтерское движение внутри корпораций началось после кризиса 2008 года. За более чем 15 лет движения форматы волонтерства во многих случаях остаются неизменными в компаниях: поездки, встречи, сбор помощи. Однако часто в волонтерских инициативах участвует один костяк сотрудников, и им сложно сохранять включенность, несмотря на высокую мотивацию. «Людям хочется большей причастности к проектам, включенности в них. Не просто примкнуть к событию, а участвовать в нем. Например, не поездка в приют, а воспитание собак-поводырей», — пояснила Полина Савельева.
Запрос к волонтерам изменился и внутри предприятий. Теперь, помимо помощи, HR-отделы оценивают влияние волонтерства на свои показатели, например скорость адаптации новых сотрудников или частоту увольнений. «При организации волонтерских проектов появился запрос на навыки, которые прокачают сотрудники во время участия в проекте», — рассказала эксперт.
Если человек внутри компании хочет перейти из HR в маркетинг, а компетенции развиты недостаточно и возможности развиваться внутри компании нет, то можно найти волонтерский проект вместе с некоммерческой организацией, в котором сотрудник может принять участие и освоить нужные скилы, уточнил Forbes директор по развитию человеческого капитала Школы управления «Сколково» Сергей Спасов.
Помимо внутреннего менеджмента, корпоративное волонтерство оказывает влияние на отношения компании и властей (GR) и внешнюю коммуникацию (PR). В первом случае, если сотрудники компании помогают в общегородских или региональных акциях, это улучшает взаимоотношения бизнеса и органов власти, во втором случае — интересный волонтерский проект создает PR-повод и улучшает репутацию компании.
При таких изменившихся внутренних и внешних запросах к волонтерству считать, что придуманные однажды удачные форматы останутся неизменными — ошибочно. Эксперты отметили, что добровольчество в компании переживает кризисы, выгорание лидеров, как и любое другое социальное явление, поэтому требует планирования хотя бы на горизонте 3–5 лет.