К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«New Look: Революция стиля»: история противостояния Коко Шанель и Кристиана Диора

Кадр из сериала «New Look: Революция стиля»
Кадр из сериала «New Look: Революция стиля»
14 февраля на стриминге Apple TV+ вышел сериал «New Look: Революция стиля» про модельеров Кристиана Диора и Коко Шанель и их отношения в годы Второй мировой войны. Кинокритик Елена Зархина рассказывает об этом монументальном шоу, показывающем фешен-небожителей обычными смертными — из плоти, крови и пороков.

Временная структура сериала разбивается на три основных этапа: 1943 год, когда Париж уже несколько лет находится под немецкой оккупацией; 1947-й, когда Вторая мировая закончилась и Кристиан Диор (Бен Мендельсон) открывает собственный модный Дом; и 1955 — за два года до внезапной смерти модельера, когда он уже находится одновременно в статусе живого классика моды и мученика. Последнее — потому что Диор вынужден даже спустя годы после окончания войны оправдываться за то, что ему приходилось как-то зарабатывать на жизнь и шить наряды для жен и любовниц немецких оккупантов. Первое подросшее послевоенное поколение будет строго спрашивать со старших, выискивая в их рядах героев и предателей.

В официальном описании сериала указано, что он посвящен противостоянию Шанель и Диора — современников и коллег, определивших будущее моды. Но особого противостояния между ними не было. Просто Вторую мировую войну они пережили по-разному. Например, закрывшая с начала оккупации все свои ателье и магазины Коко Шанель (Жюльет Бинош), не желавшая обслуживать немецкую элиту, впоследствии все равно будет обвинена в сотрудничестве с нацистами. А наполнявший гардеробы оккупантов Диор будет отчаянно спасать сестру, участницу французского Сопротивления Катрин Диор (Мэйси Уильямс), из плена Гестапо. И именно Диор станет символом модного возрождения Франции, который поможет вернуть Парижу титул мировой столицы моды.

Кадр из сериала «New Look: Революция стиля»

Если сюжет сериала делится на три временные составляющие, его название состоит из двух важных частей: New Look отсылает к одноименному названию первой модной коллекции Кристиана Диора, в которой он представил абсолютно новый образ «идеальной женщины». А вот добавленной в русской локализованной адаптации слово «революция» в названии — не иначе, как дань уважения тому внутреннему сопротивлению, которое разворачивалось в дизайнерах и их близких во время французской оккупации.

 

Но «New Look: Революция стиля» не чувственный байопик о создании той самой главной коллекции — вроде документального фильма «Диор и я» про приход в модный Дом Рафа Симонса и его творческую стагнацию. Не сказочная история о том, как высокая мода влияет на обычных людей, вроде прошлогоднего ремейка одноименного фильма 1992 года «Миссис Харрис едет в Париж». В нем овдовевшая и утратившая всякие жизненные ориентиры героиня влюблялась в случайно увиденное платье Dior Haute couture, и отправлялась на встречу к модельеру, чтобы обрести новый смысл жизни. Нет в сериале и криминальной интонации «Дома Gucci» Ридли Скотта, которого не столько интересовала высокая мода, сколько порочные поступки низких людей.

Лучше всего сюжетный маршрут сериала объясняет один факт из жизни даже не самого Диора, а его любимой младшей сестры Катрин. Пару лет назад бывший главред Harper’s Bazaar UK Жюстин Пикарди посвятила ей книгу «Мисс Диор: история отваги и моды». И именно этот образный дуэт искусства и внутренней стойкости лежит в основе шоу. Жизнь и судьба Картин достойна отдельного байопика, и не случайно о них с братом исписаны тысячи страниц. Она пережила пытки гестапо и два концлагеря (в крупнейший женский лагерь Равенсбрюк ее отправили за два дня до освобождения Парижа). Он мучился чувством вины за то, что не уберег сестру от плена.

 

Бен Мендельсон играет Кристиана Диора с ювелирной точностью. Если Коко Шанель выглядит конформисткой, умевшей подстраиваться под внешние обстоятельства, какими бы они ни были, Диор оказывается человеком, не способным адаптироваться к черным временам. Пережив еще в молодости череду личных потерь (безумие брата, разорение отца, смерть матери), войну и оккупацию он переносит из последних сил, остатки которых бросает на спасение сестры Катрин.

Позже, уже по завершению Второй мировой, он назовет в честь сестры духи с красивым названием Miss Dior, в котором зашифрует не личную боль, а образ, с помощью которого он с этой болью справлялся. Miss Dior станут символом свободы, элегантности и желания. По замыслу автора шлейф этого аромата должен был дополнять образ каждой женщины, облаченной в наряды модельера. Если его платья — это броня, то аромат, вдохновленный несгибаемой волей сестры, — это оружие. Но оружие для защиты или нападения? Этот выбор он оставил на откуп своим клиенткам.

Кадр из сериала «New Look: Революция стиля»

За преданность Катрин отблагодарит брата сполна. После его внезапной смерти от сердечного приступа в 1957 году именно она сделает все, чтобы сохранить его наследие. И пусть мода ее никогда особо не интересовала, но она сбережет в память о Кристиане все, к чему прикасался его гений: от эскизов до отобранных тканей. А его личный дом превратит в музей. А сама будет выращивать свои любимые розы, которые лягут в основу легендарного аромата. Кстати, на посту Диора после его смерти сменит 21-летний Ив Сен-Лоран.

 

Спустя годы после окончания войны, когда кажется, что все потеряно — и мечты, и близкие, — каждый из дизайнеров оплакивает собственную жизнь и поступки. Отрицавшую свою вину Шанель будут судить другие: сперва арестуют за коллаборационизм, позже, при личном участии Черчилля отпустят, но обяжут покинуть Францию. А не совершивший предательства Кристиан Диор будет всю жизнь винить себя за то, что не сделал больше. Но ведь отказ от совершения зла — тоже поступок, требующий активного усилия. Сериал исследует эту амбивалентность человека и самой жизни на примере двух больших французских кутюрье. И пусть в шоу появляются другие  фешен-иконы, вроде Пьера Бальмена (Тома Паутевен), Кристобаля Баленсиаги (Нун Лопеш) и Люсьена Лелонга (Джон Малкович), все они отходят на второй план, когда в кадре появляются Диор и Шанель — коллеги с кардинально разными навыками выживания в мире, охваченным пламенем.

У проекта, который своей исторической подробностью напоминает большой роман, и режиссеров сразу четыре: Тодд А. Кесслер, Хелен Шейвер, Джереми Подесва и Жюлия Дюкурно. Последняя сняла для шоу две серии, а до этого покорила мир своим каннским хитом «Титан», в котором исследовала дикий симбиоз человека и техники. На этот раз вместе с коллегами она скрещивает моду, и заключенную в ней красоту, и уродство.

Концентрирующийся именно на военном периоде биографий своих героев сериал почти не заглядывает дальше 1955 года. Диору на тот момент оставалось жить только два года. Шанель, напротив, к тому моменту уже два года как нарушила условия своей швейцарской ссылки. Кристиан — легенда, стыдливо отвечающий на вопросы молодых студентов, на встречу с которыми пришел рассказать о профессии и о цене, которую запрашивает успех. Шанель возвращается в мир большой моды и становится любимицей звезд Голливуда, ни перед кем ни за что не оправдываясь.

О том, как провели последние годы жизни Кристиан или пережившая его на 14 лет Коко, авторы версий не строят. Да и зачем пытаться угадать, как каждый из них примирился с непростым жизненным опытом, который они позже переплавили в искусство? Как говорится, остальное — уже история.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+