«Одна жизнь»: фильм с Энтони Хопкинсом о человеке, который спас сотни еврейских детей
Николас Джордж Уинтон родился в семье немецких евреев Вертхаймов, перебравшихся из Германии в Лондон и сменивших иудаизм на христианство. В 1938 году он работал маклером, планировал кататься на лыжах в Швейцарии, занимался фехтованием и даже хотел принять участие в будущих Олимпийских играх. Однако жизнь внесла свои коррективы. В октябре того же года в Судетской области в Чехословакии начались общественные волнения на почве национализма. В результате Гитлер аннексировал эту часть страны, а позже и оккупировал ее целиком под молчаливое согласие бывших союзников — Франции, Великобритании и СССР, с которыми у республики был договор о взаимопомощи. Огромное число евреев оказались под угрозой преследования со стороны нацистов.
В это время в Праге как раз находился близкий друг Николаса Уинтона, социалист и антифашист Мартин Блейк, приехавший в страну в составе Британского комитета по делам беженцев, чтобы помочь евреям, бежавшим из Судетской области. Он пригласил Никки, как Уинтона называли друзья и ближайшие коллеги, приехать и помочь ему с оформлением документов (вскоре, правда, сам он уехал из страны). Уинтон отложил свою поездку в Швейцарию и приехал в Чехословакию накануне 1939 года. В Праге он увидел толпы беженцев, которые в голоде, холоде и ужасе ожидали для себя худшей участи. Понимая, что бежать этим людям некуда, Уинтон, сам ярый социалист и противник политики «умиротворения» Гитлера, вместе с товарищами по комитету по делам беженцев решил попытаться спасти хоть кого-то. Добившись смягчений по визовому контролю на границе от британского правительства, а также сделав ряд других, весьма непростых шагов, он смог организовать отправку 669 еврейских детей в Лондон к найденным для них приемным родителям.
История Николаса Уинтона стала известной при случайных обстоятельствах: о его подвиге узнал телеведущий очень популярного развлекательного шоу «Это жизнь!», выходившего на BBC с 1973-го по 1994 год. В 1988 году 79-летнего Уинтона пригласили на передачу, не предупредив, что в зале будут сидеть две спасенные им женщины (которые были в годы войны детьми). Ведущий сообщил об этом удивленному Уинтону в прямом эфире. Позже был второй эфир — тогда ведущая предложила встать «детям», которых Уинтон спас в 1939 году: поднялась половина зала (запись можно посмотреть). В дальнейшем Николас Уинтон был посвящен в рыцари королевой Великобритании и стал сэром, о нем написали книгу, выпустили исследования, посвященные его подвигу, поставили памятник, сделали именной поезд, вручили массу наград и, наконец, сняли фильм. В 2015 году он скончался от остановки сердца.
Собственно, «Одна жизнь» — тоже своего рода памятник Николасу Уинтону, довольно точно воспроизводящий его биографию. Но памятник не только ему, и это важно. Как отмечали историки, занимавшиеся делом об операции «Киндертранспорт», было бы несправедливо выделять только одного лишь Уинтона. Он, разумеется, сделал немало для спасения еврейских детей, но не в одиночку. В центре картины — фигура сэра Николаса, которого блистательно играют Энтони Хопкинс и Джонни Флинн в разных возрастах, но он служит своего рода связующим звеном между остальными участниками Британского комитета по делам беженцев: таких же героев, как и он.
Например, Дорин Уорринер — глава комитета, которая не только содействовала Уинтону в деле о транспортировке детей в Великобританию, но и сама помогла более чем 15 000 евреев бежать из Чехословакии до начала войны. Или Тревор Чедвик, который занимался сбором и посадкой детей на поезда до Лондона, а также первым «опробовал» схему вывоза детей в Англию, которую впоследствии члены комитета поставили на поток (сам Уинтон говорил, что без Чедвика «Киндертранспорт» был бы невозможен). Не обо всем рассказано в фильме, а жаль, ведь материала в этой истории хватит на хороший сериал.
Но и в таком виде фильм впечатляет. Режиссер Джеймс Хоуз не первый раз работает с реальной историей: он снял, например, байопик о популярной в Великобритании детской писательнице Энид Блайтон. Ее роль, кстати, сыграла Хелена Бонэм Картер, которая в «Одной жизни» воплотила образ матери Николаса Уинтона, пробивной и волевой Барбары Вертхейм, — и это одна из самых сильных ролей в карьере актрисы. Впрочем, то же самое можно сказать и про остальных артистов. Например, про актера и музыканта Джонни Флинна, который не раз играл значимых исторических персонажей — Альберта Эйнштейна в «Гении» и писателя Иэна Флеминга в «Операции «Мясной фарш».
И вне всяких сомнений, самая большая удача фильма — сэр Энтони Хопкинс в роли «взрослой» версии Николаса Уинтона. Он перетягивает все внимание на себя, хотя может показаться, что актер не делает ничего особенного. Он просто разговаривает, неловко шутит, пьет вино и ныряет в бассейн. Но огромный жизненный опыт, который он вкладывает в роль, добавляет ей ощутимого веса: это британская интеллигентность в своем самом лучшем проявлении. Иронично, тонко, в то же время — выпукло. Когда Николас Уинтон плачет, вы будете плакать вместе с ним.
Фильм кажется очень своевременным: когда кажется, что весь мир сошел с ума и в нем не осталось места для гуманизма, такие истории напоминают о том, что это место найдется даже в самые страшные времена. Кстати, а почему «Одна жизнь»? Вероятно, потому что для Уинтона и его коллег каждый ребенок, ради которого они обивали пороги министерств и ускользали от офицеров гестапо, был бесценен. Мораль фильма однозначна: раз есть жизнь — ее необходимо спасать.