«Следующий гол — победный»: обаятельная спортивная комедия от Тайки Вайтити
В 2011 году сборная Американского Самоа — неинкорпорированная, то есть не являющаяся частью какого-либо штата, территория США в южной части Тихого океана — уже 10 лет находилась в мировом футбольном рейтинге ФИФА на последнем месте. В преддверии очередного отборочного цикла тренировать команду начинает нидерландский тренер Томас Ронген (его и играет Майкл Фассбендер) — бывшая звезда, а ныне не самый успешный специалист, карьеру которого разрушают личные проблемы с контролем гнева и женой Гейл (Элизабет Мосс).
Находясь в полном внутреннем раздрае и утратив привычные жизненные ориентиры, Ронген воспринимает новую работу как профессиональный вызов, к которому оказывается не готов. Одержимый футболом тренер требует аналогичного отношения к спорту и от своих новых подопечных. Но Американское Самоа — маленький остров, все жители которого работают сразу на нескольких работах, и местные футболисты — не столько профессиональные атлеты, сколько спортсмены-любители.
Разгромное поражение 2001 года от сборной Австралии, забившей им всухую 31 гол, расстроило игроков, но никак не отразилось на их жизни, в которой футбол не более, чем развлечение. Недовольный подобным отношением к главному виду спорта планеты новоприбывший тренер мечтает превратить команду неудачников в конкурентоспособную сборную, которая поднимется в международном рейтинге ФИФА. Но сами участники команды и местная федерация футбола настроены менее амбициозно — им просто хочется забить хотя бы один гол. Осознавая это, новоприбывший тренер сперва только пьет и слушает голосовые сообщения от дочери Николь (Кейтлин Дивер).
«Следующий гол — победный» целиком основан на реальных событиях, которым посвящена одноименная документальная картина Майка Бретта и Стива Джеймисона 2014 года. Феномен «худшей футбольной сборной мира» давно просился на большой экран, и за художественную адаптацию взялся уроженец Новой Зеландии Тайка Вайтити, хорошо знакомый с менталитетом, культурой и традициями жителей Американского Самоа, также относящегося к Полинезии.
На главную роль Вайтити позвал Майкла Фассбендера, который после нескольких лет перерыва, когда актер пробовал свои силы в «Формуле-1», вернулся в кино с чересчур серьезным «Убийцей» Дэвида Финчера. Сам Вайтити в проекте исполнил роль вымышленного американо-самоанского священника — не столько проповедующего, сколько дурачащегося в начале и конце фильма (не пропустите с ним сцену после титров).
Мировая премьера картины состоялась на кинофестивале в Торонто в сентябре 2023 года, где была прохладно встречена и зрителями, и критиками. Наверное, от опытного постановщика, за плечами которого и авторский хит «Реальные упыри», и крупнобюджетные студийные проекты Marvel — «Тор: Рагнарек» и «Тор: Любовь и гром», — они ожидали чего-то менее наивного. Проект Вайтити и правда обезоруживающе прост, но не так плох, как его оценила западная пресса.
Конечно, сюжет фильма достаточно предсказуем, даже если не знать историю футбольной сборной Американского Самоа. Его юмор, как и герои фильма, иногда попадает в цель, но не реже промахивается мимо ворот. Второстепенные персонажи не раскрываются в полной мере, скорее оставаясь частью общего фона. Очевидно, что Вайтити предпочитает фокусироваться на фигуре Томаса Ронгена, чья арка героя меняется от вечно раздраженного спортивного тренера до человека, обретшего личный секрет счастья.
Зато чего у фильма не отнять, так это его примирительного свойства — с самим собой и другими. Вайтити напоминает, что не каждое кино должно вдохновлять на великие свершения и не все из нас обязаны хотеть громких побед. Зритель нуждается не в только в пафосных киноманифестах, заряжающих на успех, но в простой и человечной истории, прославляющей способность радоваться простым вещам. В этом «Следующий гол — победный» кажется младшим братом сериала «Теда Лассо», история которого тоже была вдохновлена реальной жизнью.
Фильм Вайтити не встанет в один ряд с культовыми спортивными драмами вроде «Каждое воскресенье» Оливера Стоуна, что понимает и сам режиссер, вставляя эпизод с тренером Ронгеном, копирующего известный монолог героя Аль Пачино, или «Тренера Картера» с Сэмюэлем Л. Джексоном или «Вспоминая титанов» с Дензелом Вашингтоном. Но «Следующий гол — победный» тем и подкупает, что похож не на опытного профессионала, а на неуклюжего новичка: он допускает множество ошибок, но играет с таким азартом и удовольствием, что этим невозможно не очароваться в ответ.