К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Крикет круче хоккея, а ММА теснит бокс: 10 самых популярных видов спорта

Футбол (Фото Morne de Klerk / Getty Images)
Футбол (Фото Morne de Klerk / Getty Images)
В мире существует сотни видов спорта, но лишь десятки способны привлечь внимание миллиардов поклонников по всему миру. Forbes.Sport рассказывает про самые популярные виды спорта: от ММА и гольфа до крикета и футбола

Футбол: номер один

С большим отрывом, как бы это ни возмущало любителей баскетбола и хоккея, футбол остается самым популярным видом спорта на планете. Игра с мячом зародилась еще около 200 г. до н.э в Китае при правлении династии Хань, а тот вид, к которому мы привыкли сейчас, приобрела в 1883 году — тогда в Великобритании образовалась Футбольная ассоциация (FA), которая стандартизировала правила и вывела футбол на новый уровень.

Главным преимуществом футбола перед другими видами спорта остается доступность. Пинать мяч мог любой желающий на любой ровной площадке, в то время как для баскетбола нужны кольца, для волейбола — сетка, а теннис, гольф и поло традиционно считались видами спорта для аристократов. Более того, играть в футбол можно круглый год, да и специальная экипировка не требуется — при желании бегать с мячом можно было и босиком.

К началу 20 века футбол распространился по Европе, и возникла потребность в  создании международной организации. Решение было найдено в 1904 году, когда представители футбольных ассоциаций Швейцарии, Бельгии, Швеции, Дании, Испании, Франции и Нидерландов основали Международную федерацию футбольных ассоциаций (ФИФА), и уже в 1908 году этот вид спорта дебютировал на Олимпиаде в Лондоне. С тех пор футбол ни разу не пропускал летние Игры (кроме Лос-Анджелеса-1932), с каждым годом укрепляя свои позиции в качестве главного вида спорта на планете. В футбол играют в Европе, Африке, Центральной и Южной Америке, а последние десятилетия наблюдается рост популярности игры с мячом в Океании, Азии и США. За футболом регулярно следят порядка 3,5 миллиарда человек. 

 

Чемпионат мира в Катаре в прошлом году посетили 3 404 252 человека — по посещаемости прошлогодний турнир превосходят только мировые первенства 1994 и 2014 годов в США (3 568 567 болельщиков) и Бразилии (3 441 450). Общая аудитория чемпионата мира-2022 тоже впечатляет — за мундиалем в Катаре следили более 5 миллиардов зрителей, то есть почти две трети жителей планеты. В России, по данным из отчета Минспорта, в 2022 году футболом занимаются 3 337  498 человек.

Крикет: второй после футбола

Вид спорта, внешне похожий на русскую лапту, получил международное признание в XIX веке. Именно тогда была создана федерация, способствовавшая продвижению этой спортивной дисциплины на мировой арене. 

 

Для России крикет — игра экзотическая, но в Англии, Индии, Пакистане, Шри-Ланке, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке и странах Карибского бассейна этот вид спорта, в котором используются бита и мяч, стал чуть ли не национальной дисциплиной. В Индии крикет и вовсе превратился в неофициальную религию и важную часть культуры: примерно 52% населения страны следят за этим видом спорта и занимаются им. В 2023 году Индия опередила Китай и вышла на первое место в мире по численности населения, поэтому второе место крикета в рейтинге популярности не должно вызывать вопросов.

Фото Mike Hewitt·Getty Images

Поклонников у крикета по всему миру чуть меньше, чем у футбола — 2,5 млрд. Чемпионат мира в обеих дисциплинах проводится раз в четыре года и, учитывая, что впервые с 1996 года мундиаль по крикету в 2023-м пройдет в Индии, стоит ожидать, что он превзойдет по посещаемости Катар-2022.

Более того, популярность крикета признали и в Международном олимпийском комитете (МОК). Организация записала его в шорт-лист дисциплин, которые могут быть включены в программу Олимпиады-2028 в Лос-Анджелесе. Крикет лишь однажды был представлен на Играх — в 1900 году соревнования по нему прошли в Париже.

 

Баскетбол: самый удачный американский экспорт

Игра с мячом и двумя корзинами была изобретена в 1891 в Массачусетсе учителем физкультуры Джеймсом Нейсмитом, который задумал занять студентов видом спорта, не требующим выходить на улицы в зимние месяцы. Первый баскетбольный матч был проведен в том же году и быстро прижился к американской культуре — он распространился повсюду: от колледжей до детских площадок начальной школы.

Фото Lisa Blumenfeld·Getty Images

Национальная баскетбольная ассоциация (НБА), созданная в 1946 году, сыграла важную роль в повышении популярности этого вида спорта не только в Америке, но и во всем мире. Игроки НБА входят в число самых высокооплачиваемых спортсменов, а общее количество поклонников баскетбола на планете насчитывает порядка 2,5 млрд человек. 

Баскетбол — второй в мире по числу профессиональных лиг, а НБА идет на третьей позиции по доходам, уступая только бейсболу и американскому футболу. Более того, три клуба ассоциации («Лос-Анджелес Лейкерс», «Голден Стейт Уорриорс» и «Нью-Йорк Никс») входят в десятку самых дорогостоящих команд в мире.

Хоккей: популярен и с шайбой, и на траве

В мире насчитывается более 2 миллиардов поклонников хоккея, что делает его четвертым в нашем рейтинге популярности. Фанатов хоккея могло бы быть и больше, но в большинстве стран мира недостаточно холодно, чтобы позволить себе ледовые катки. Зимние виды спорта вообще по определению имеют узкий круг поклонников — большинство жителей Земли обитают в теплых странах. Для сравнения, хоккеем на траве (который мы объединили с привычным нашему пониманию хоккеем), занимаются более чем в 100 странах мира, а вот чемпионаты мира по хоккею с шайбой, проводящихся с 1920 года, проводились только в 30 — и четыре из них (Литва, Югославия, Австралия и Корея) всего однажды принимали мастеров клюшки и шайбы.

Фото Vladimir Rys·Bongarts·Getty Images

И все же хоккей с шайбой гораздо популярнее хотя бы потому, что широко освещается на телевидении по всему миру. Как и в случае с  НБА, Национальная хоккейная лига (НХЛ) привлекательна для телевизионных спонсоров и болельщиков, хотя в Северной Америке она занимает только четвертое место по доходам и популярности и уступает МЛБ (бейсбол), НБА и НФЛ (американский футбол).

 

Хоккей на траве дебютировал на Олимпиаде в 1908 году, и до 1968 года в нем доминировали Индия и Пакистан. Для пакистанцев этот вид спорта и вовсе считается национальным: страна удерживает рекорд — четыре победы на чемпионатах мира.

Теннис: аристократическая забава, популярность которой растет с каждым годом

Теннис занимает пятое место с одним миллиардом поклонников во всем мире. Вид спорта, которым можно заниматься и зимой и летом, особенно популярен в Европе, Америке и Океании. Но с каждым появлением новых звезд из других место — как это происходило с американским китайцем Майклом Чангом, японкой Наоми Осакой или Онс Жабер из Туниса — он еще больше расширяет армию своих поклонников в Азии и Африке.

Фото Daniel Pockett·Getty Images

По данным Международной федерации тенниса, в мире насчитывается порядка 87 миллионов игроков, что составляет примерно 1,71% населения мира. По сравнению с 2018 годом количество теннисистов, сыгравших хотя бы одну игру в течение года, увеличилось на 4,5%.Соревнования по теннису проходят в течение всего года, основными являются четыре турнира Большого шлема — Открытый чемпионат Австралии, Франции и США, а также Уимблдон. Этот вид спорта сделал таких игроков, как Роджер Федерер, Мария Шарапова, Рафаэль Надаль и Серена Уильямс, мировыми суперзвездами, а их самих — богатейшими спортсменами планеты. По популярности ставок теннис уступает только футболу, но как и игра с мячом этот вид спорта привлекателен для спонсоров.

Настольный теннис или пинг-понг, как его называют в некоторых странах, зародился в Англии в начале ХХ века, и — как и многие другие виды спорта — распространился сперва в бывших британских колониях, а потом и по всему миру.  Самая большая фан-база настольного тенниса сосредоточена в Восточной Азии, хотя за ним также следят в Европе, Америке и Африке — общее число болельщиков насчитывает 875 млн человек.

 

Волейбол: по-прежнему в топе

Летние Олимпийские игры являются самым популярным спортивным событием в мире, их смотрят 47% населения планеты. А волейбол (мужской и женский), проводящийся на Играх с 1964 года, находится в топе трансляций на Играх — у него 900 миллионов поклонников по всей планете.

Фото Koki Nagahama·Getty Images for FIVB

Этот вид спорта чрезвычайно популярен в Бразилии, России, Японии, Китае, Италии и Кубе. Согласно отчету Минспорта, в 2022-м волейбол занимает третье место после футбола и плавания по количеству занимающихся в нашей стране — им занимаются 2 554 606 россиян.Несмотря на то, что волейбол не имеет в Северной Америке своей устоявшейся профессиональной лиги типа НХЛ и НБА, только в США насчитывается около 37 миллионов игроков. 

В феврале 2021 года Международная федерация волейбола (FIVB) запустила коммерческое подразделение Volleyball World. Согласно отчету #SportOnSocial (компания, оценивающая эффективности социальных сетей 10 международных федераций) Volleyball World занял первое место в мире в общем зачете по вовлеченности в свои соцсети по итогам спортивного года, который включал в себя зимние  Олимпийские игры в Пекине и чемпионат мира по футболу в Катаре.

Бейсбол: без него любой список неполон

Как и крикет для Индии, бейсбол считается национальным видом спорта в США, хотя в него на самом деле играют и внимательно следят в Японии и странах Карибского бассейна – Венесуэле, Коста-Рике и т.д. Правила игры очень похожи на правила игры в лапту и крикет: две команды по девять человек в каждой соревнуются на поле с четырьмя подставками, расположенными в виде ромба, используя для этого биту, мяч и перчатки.

 
Фото Christian Petersen·Getty Images

Бейсбол собрал вокруг себя базу из полмиллиарда фанатов по всему миру, хотя, конечно, преимущественно популярен этот вид спорта в Северной и Центральной Америке. Именно там его чаще всего смотрят. После многих лет разговоров о том, что «бейсбол умирает, НБА превзошла по популярности MLB, и футбол — следующий на очереди», результаты опроса Ipsos в январе 2023-го показали, что 44% опрошенных взрослых американцев (из 1035) заявили, что они фанаты НФЛ, на втором месте оказался бейсбол с 31%, за ним следует американский футбол (29%), НБА (24%) и студенческий баскетбол (23%).

Гольф: спорт не для всех, но для сотен миллионов

Гольф не так популярен во многих странах из-за нехватки общественных полей, а даже если они доступны, то этот вид спорта многим не по карману — только на комплект клюшек может потребоваться от 1000 долларов. Не говоря уже про взносы в частные гольф-клуб, без принадлежности к которым нет даже смысла начинать заниматься этим видом спорта.

Фото Jared C. Tilton·Getty Images

Тем не менее, игра, придуманная в Нидерландах в XVI веке, популярна у 450 миллионов людей по всему миру. Большая часть из них сконцентрирована в Северной Америке, Европе и Азии.  Как и в теннисе, в гольфе есть четыре основных чемпионата, три из которых проводятся в США и один в Великобритании.

Гольф столкнулся с проблемами во время пандемии, но после возобновления чемпионата был заметен резкий скачок популярности. Например, финальный раунд «Мастерса» в США в апреле 2020-го посмотрели на 69% зрителей больше, чем в доковидные времена. А тренеры по гольфу сообщили об увеличении учеников аж на целых 400%.

 

«Формула-1»: гонка за новыми рынками

Гонки «Формулы-1» стартовали в 1950 году. Говорят, что на легендарной трассе в Сильверстоуне присутствовало 100 тысяч человек, включая королевскую семью и короля Георга VI.

Фото Mark Thompson·Getty Images

В современном виде этапы Ф1 начались в 1968-м — именно тогда на автомобили начали наносить корпоративные логотипы. Спонсорство стало неотъемлемой частью автогонок, тем более таких, как «Формула-1», неслучайно, именно эту гоночную серию называют «Королевскими гонками». Прибыль соответствующая — согласно финансовому отчету за 2022 год, общий доход Ф1 составил $2,573 млрд, и это почти на $500 млн больше, чем годом ранее.

В «Формуле-1» в 2022 году наблюдалась рекордная посещаемость: она  составила 5,7 миллиона человек, что на 36% больше, чем в 2019 году, последнем перед пандемией.  Но и этот рекорд наверняка будет побит по итогам сезона-2023 из-за появления в календаре Гран-при Лас-Вегаса — теперь серия будет состоять из 24 гонок. А главное, «Формула-1» нашла поклонников в США. И с ростом популярности американские бренды стали вкладывать в серию все больше денег. А там где деньги, больше внимания.

ММА и бокс: битва самых жестоких видов

Замыкают топ-10 в нашем рейтинге спортивные дисциплины, которые многим кажутся жестокими и кровожадными. Но реальность такова, что именно они — самые просматриваемые виды спорта в мире. 

 
Фото Mark Thompson·Getty Images

Бокс, чье влияние на мировой спорт в последние десятилетия значительно уменьшилось, в 2021-м и 2022-м открыл  второе дыхание. С появлением на ринге блогеров и рэперов, таких как Джейк и Логан Полы, KSI, бокс стал популярен как никогда. А еще в ринг спустя десятилетия вернулись Рой Джонс-младший, Майк Тайсон и Флойд Мейвезер, гонорарам за выставочные бои которых могут позавидовать лучшие футболисты планеты.

Индустрия ММА, по подсчетам экспертов, стоит более $7 млрд долларов, и рост этого вида спорта связан с ошеломляющим успехом UFC. Лига смешанных единоборств, которую братья Лоренцо и Фрэнк Фертитта в 2001-м купили всего за $2 млн, недавно была продана группе компаний WWE-IMG за $4 млрд — это самая крупная продажа франшизы в истории спорта. Популярность этого вида спорта привела к тому, что за последние несколько лет в мире открылись тысячи клубов и спортивных залов ММА. 

В России смешанные единоборства популярны преимущественно на Кавказе, славящемся своими борцами вольного стиля. Более того, ММА — один из доступнейших видов спорта, в котором порой не требуется особых навыков. Доступность и зрелищность делают смешанные единоборства популярнее бокса, хотя бы потому, что турниры и громкие бои в них проводятся куда чаще.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+