«Месье Спейд»: стильный сериал с Клайвом Оуэном в роли культового детектива
1955 год, живописный юг Франции с ее бесконечными виноградниками, элитными домами и дорогими автомобилями. Американский сыщик Сэм Спейд (Клайв Оуэн) приезжает в небольшое французское предместье (деревушка Бозуль) с целью вернуть маленькую девочку Терезу ее законному отцу Филипу Сент-Андре. За работу Спейду щедро заплатила мама девочки, авантюристка Бриджит О'Шонесси, которая вскоре после этого погибла. Связанный не только денежными обязательствами, но и словом джентльмена, Спейд намерен довести дело до конца, даже когда выясняется, что отец девочки еще больший авантюрист, чем мать, и давно находится в бегах. А потенциальная бабушка ребенка в качестве внучки не признает.
В поисках и скрывающегося Филипа, и альтернативных решений сложившийся ситуации Спейд знакомится с местной богачкой Габриэль (Кьяра Мастрояни). Между ними быстро завязывается страстный роман: пара женится, через несколько лет Габриэль скоропостижно умирает, а Спейд остается в Бозуле один, потому что Тереза воспитывается в местном монастыре.
Теперь он оплакивает смерть одной любимой женщины и беспокоится о будущем другой: Тереза в момент наступления совершеннолетия должна унаследовать крупное состояние, и есть опасение, что на контакт с ней выйдет отец-мошенник Филип. И опасения Спейда только усиливаются, когда одной роковой ночью загадочный преступник совершает ритуальное убийство шести монахинь в том самом монастыре, где воспитывается Тереза. Полиция в лице упрямого и недоброго следователя Патриса (Дени Меноше из «Хищников» и «Бесславных ублюдков») и Спейд начинают параллельное расследование, которое вскрывает множество тайн маленького городка.
Сериал «Месье Спейд» не буквальная экранизация книг писателя Дэшила Хэммета, а полностью выдуманный сюжет, но во главе с созданным им детективом Сэмом Спейдом. Если вести отсчет с момента первых публикаций романа «Мальтийский сокол» в 1929 году, то персонажу уже 95 лет. Самая известная из трех экранизация «Мальтийского сокола» вышла в 1941 году — одноименный детективный нуар с Хамфри Богартом, который быстро стал классикой мирового кино. Это был запутанный детектив с роковыми женщинами, опасными мужчинами, тайнами и загадками, в которых едва не утонул сыщик — человек проницательный, но падкий на чужую красоту и коварство.
Богарт создал каноничный образ детектива Спейда в самом расцвете сил (актеру на момент съемок было 42). Клайв Оуэн, приступивший к роли спустя 80 лет, в этом году празднует 60-летие, что идеально для сериала, события которого разворачиваются в жизни Спейда, когда он практически отошел от дел и мечтает о спокойной жизни на пенсии. При этом британец Оуэн не наследует существующий кинообраз американца Богарта, придумывая своего героя заново. Его Спейд в силу нового опыта и возраста выглядит менее циничным и закрытым. Хотя это все еще очень подозрительный человек, который держит остальных на безопасной для себя дистанции.
Еще одним важным аспектом ревизии классического образа героя стало то, как его переосмыслили авторы шоу — Том Фонтана («Город на холме», «Вы не знаете Джека») и Скотт Фрэнк («Ход королевы», «Логан»). Последний не просто соавтор сценария, но и единоличный режиссер всех шести серий шоу. Однако важнее всего не опыт постановщика Фрэнка, а его репутация сценариста. В конце 2023 года в The New Yorker вышел большой профайл, посвященный его творческой деятельности: в частности, опыту работы Фрэнка скрипт-доктором — специалистом, который «долечивает», улучшает и дорабатывает чужие сценарии, делая их интересней и потенциально успешней.
Но лучше всего о статусе самого успешного сценариста и скрипт-доктора Голливуда прямо сейчас говорят даже не публикации в профильных СМИ, а гонорары Фрэнка, который зарабатывает порядка $300 000 в неделю, то есть $1,2 млн в месяц. За его плечами работа над 60 крупными проектами, в числе которых «Ночь в музее» с Беном Стиллером, «Гравитация» с Сандрой Буллок, «Люди Икс», «Особое мнение» и «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга, американский ремейк «Звонка» с Наоми Уоттс и многие другие.
«Месье Спейд», основанный на существующем литературном герое, но в абсолютно оригинальном сюжете, воплощает в себе лучшее из богатого опыта Фрэнка, привыкшего работать с чужим материалом, доводя его до ювелирного блеска. Сериал визуально и стилистически напоминает открытку середины прошлого века с узнаваемыми красотами юга Франции, которые еще в фильме «Хороший год» прославил Ридли Скотт, старомодными персонажами и ретроавтомобилями. Но и сам главный герой обретает новое прочтение.
Если в картине «Мальтийский сокол» 1941 года Спейд в духе времени позволял себе сальные шуточки в адрес женщин (секретарше он мог с улыбкой на лице сказать фразу: «Понимаю, тебе сложно это понять своими куриными мозгами») и резкие ухаживания за бессильными перед его чарами героинями, то в новом прочтении Спейд выглядит иначе — уже в духе нового времени. Он больше не высмеивает женщин — напротив, боготворит и уважает; не бросается на них с непрошенными поцелуями, а хладнокровный цинизм переплавил в острый, как наточенный нож, юмор.
Диалоги и шутки в сериале, действительно, отменные. А сюжет, хоть и не спешный, но увлекательный и лишенный многих шаблонов, которыми часто грешат современные проекты, мимикрирующие под классический нуар. Это заставляет в очередной раз убедиться, что Скотт Фрэнк свои баснословные деньги получает не случайно.
Мир «Месье Спейда» не мрачен, а напротив, залит солнечным светом и пропитан летней негой. Расследование он ведет так, словно впереди у него еще много десятилетий, хотя в пилотной серии врач диагностирует у него заболевание легких и призывает бросить курить, если тот не хочет воссоединиться с умершей женой раньше времени. Сэм хоть и скучает по супруге каждый день, но к словам лекаря прислушивается — прежде чем отправиться в мир иной, важно привести в порядок все земные дела.
Получается по-хорошему старомодное кино в формате сериала, которое беззастенчиво любуется своими героями, но не забывает о главном — увлечь и удивить зрителя. Первые серии, которые будут выходить по одной в неделю до середины февраля, с этой задачей отлично справляются: проект напоминает хорошо написанный роман, в котором все и всё находятся на своих местах. Герои очаровывают, сюжет интригует, а завораживающий сеттинг внутри экрана выстраивается в полнокровный мир, в котором, как в новой стране во время хорошего отпуска, хочется задержаться подольше.