К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Бэнкси за $1,5 млн и новый аукционный гигант: новости арт-рынка

Бэнкси. «Бросающий цветы» (Фото Christie’s)
Бэнкси. «Бросающий цветы» (Фото Christie’s)
Christie’s продает коллекцию Элтона Джона, голубые фишки арт-рынка дешевеют, Дэмиен Херст и другие английские художники открывают собственные музеи. Об этих и других актуальных новостях арт-рынка — в еженедельной подборке Forbes Life

Новости рынка: у Christie’s и Sotheby’s новый конкурент, Джефф Кунс дешевеет

В аукционном доме Phillips меняется оперативное руководство. Недавно с поста генерального директора компании ушел Стивен Брукс, занимавший эту должность последние два с половиной года. В официальном заявлении решение объясняется «причинами личного характера», а председатель совета директоров Phillips Эд Долман подчеркивает, что оно никак не связано со спадом продаж на 15% и финансовыми проблемами, которые испытывает английское отделение дома. Пока Бруксу будут искать замену, его обязанности исполняет сам Долман, который занимал эту должность с 2014 по 2021 год (до этого он чуть больше 10 лет был исполнительным директором Christie`s International). 

Два американских аукциона объявили о предстоящем слиянии. Новая структура Freeman’s | Hindman объединит обе вывески, будет иметь шесть торговых площадок и 18 региональных офисов на территории США. Такой разветвленной сетью не обладает ни Christie’s, ни Sotheby’s. По итогам 2023 года суммарная выручка Hindman составила $99,7 млн, в то время как торги Hindman собрали $32 млн. В планы конгломерата также входит расширение бизнеса за пределами США.

Кристофер Вул. «Апокалипсис сегодня» (Фото Christie’s)

Анализируя итоги 2023 года, портал Artnews выделяет в отдельный тренд падение аукционных цен на работы отдельных современных авторов, которые до этого считались голубыми фишками арт-рынка. Особое внимание аналитики обращают на произведения Джеффа Кунса и Кристофера Вула. В начале 2010-х самые состоятельные коллекционеры наперегонки скупали работы Вула. Его рынок достиг пика в 2013 году, когда на Christie’s за $25 млн ушла картина 1998 года «Апокалипсис сегодня». С тех пор цены на произведения Вула в среднем просели на  25%, а отдельные вещи упали в стоимости до 85%. Рынок Джеффа Кунса сегодня также переживает не лучшие времена. Сам художник пытается справиться с кризисом, меняя дилеров: после долгих лет сотрудничества с галереями Gagosian и David Zwirner в 2021 году он отказался от их услуг и перешел под крыло другого гиганта, галереи Pace. Из семи заметных работ художника, которые продавались на торгах в 2023 году, две ушли по нижним планкам эстимейта, одну сняли накануне аукциона, а еще две были проданы за суммы заметно ниже оценочной стоимости. Лишь один лот ушел чуть дороже $4 млн, а ведь всего четыре года назад «Кролик» из нержавеющей стали установил рекорд в $91 млн. Одной из главных причин такой переоценки аналитики Artnews считают актуальную повестку: Кунс и Вул — типичные белые цисгендерные мужчины арт-рынка, то есть представители большинства, той группы, с которой призывают бороться сторонники социальной справедливости. 

 

Предстоящие торги: кроссовки Майкла Джордана и коллекция Элтона Джона

Два живых аукциона и шесть онлайн-торгов понадобится Christie’s, чтобы продать часть коллекции Элтона Джона. В общей сложности в феврале с молотка планируют пустить порядка 900 предметов, которые в сумме оценены в $10 млн. Главным событием аукционного марафона станут вечерние торги, которые пройдут 21 февраля. На них выставят самые значимые предметы меморабилии (концертные костюмы, ювелирные украшения, рояль Yamaha, автомобиль Bentley и многое другое), а также отдельные произведения искусства. Все они украшали собой резиденцию музыканта в Атланте, которую он продал еще в прошлом году за $7,2 млн. Топ-лотом вечера станет триптих Бэнкси «Бросающий цветы», оцененный аукционистами в $1—1,5 млн. Эстимейт картины Кита Харинга «Без названия» составляет $300 000—500 000. Особый интерес представляет обширная подборка фотографий, среди которых работы выдающихся мастеров от Ирвина Пенна и Ричарда Аведона до Синди Шерман и Роберта Мэпплторпа.

Джамболонья. «Марс» (Фото Christie’s)

В рамках традиционной недели классического искусства Christie’s 29 января пройдут лондонские торги, посвященные частной коллекции раннеевропейской скульптуры. Это собрание, которое аукционисты называют «наиболее выдающимся в своей категории», формировалось последние 40 лет аргентинским коллекционером Клаудией Квентин. На продажу выставлено всего 15 работ, но каждая из них — произведение музейного уровня с богатой выставочной историей. Главный лот — бронзовый «Марс» Джамболоньи, оцененный в $7—10 млн. 

 

Ровно год назад Sotheby’s провел первые торги в новом формате, который получил название «Единственный» (The One). Он подразумевает продажу «выдающихся достижений человечества, которые отличаются непревзойденным мастерством исполнения, высокой художественной ценностью и амбициозным характером». На этот раз такая формулировка позволит дому объединить в рамках одного аукциона выполненную из позолотной бронзы тибетскую скульптуру Будды XIV века ($1,8—2,5 млн) и комплект из шести пар кроссовок Майкла Джордана, которые он в разные годы носил на чемпионатах 1991—1998 годов ($7—10 млн). Торги пройдут в Нью-Йорке 2 февраля.

В музеях: частные инициативы художников и рисунок королевы Виктории

 Судья штата Индиана положил конец многомесячному скандалу по поводу решения Музея Брауэра при Университете Вальпараисо продать несколько картин из своей коллекции, чтобы профинансировать строительство и благоустройство новых общежитий для первокурсников. Суд решил продажу разрешить. Еще в феврале прошлого года руководство университета собиралось продать три работы, включая картину Джорджии О’Кифф, общей стоимостью в $20 млн. Эти планы не понравились ни местной общественности, ни директору — основателю музея Ричарду Брауэру, который и подал судебный иск. Решение судьи обосновано тем фактом, что все три картины в свое время были куплены благотворительным Фондом Перси Слоана, который затем передал их в дар музею, в то время как Брауэр не имеет к фонду никакого отношения, а значит, и его иск не имеет юридической силы. С решения суда уже прошел срок, позволявший подать апелляцию, так что картины, по всей видимости, будут проданы.

Джорджия О’Кифф. «Красные холмы» (Фото Brauer Museum of Art)

Портал Artsy составил список современных английских художников, которые владеют собственными частными музеями. К их числу относятся Дэмиен Херст, арт-дуэт Гилберт и Джордж, Гленн Браун. Трендсеттером выступил Херст, чье выставочное пространство, Newport Street Gallery, открылось в 2015 году в заброшенном квартале Южного Лондона. На стадии раскрутки он показывал на площадке работы знаменитых коллег, в том числе Джеффа Кунса и Рэйчел Ховард. Но в последние годы Херст решил сосредоточиться на экспонировании собственных проектов. В 2020 году в галерее открылась его масштабная ретроспектива, а в 2022 году он представил публике серию новых картин и их NFT-копий. Выставочное пространство Гленна Брауна находится в престижном квартале Вестминстера. Сам художник называет эту площадку своим «полигоном для экспериментов». Галерея Gagosian, которая представляет Брауна, полностью поддерживает его начинание и не видит в Brown Collection конкурента собственным интересам. В аналогичном ключе высказываются об открывшемся в прошлом году Центре Гилберта и Джорджа представители White Cube. Если галерея эксклюзивно работает со всеми новыми произведениями дуэта, то ранние работы художники предпочитают показывать на собственной площадке. 

 

За последние 20 лет из британских музеев в общей сложности пропало порядка 1700 предметов. Об этом свидетельствует расследование, проведенное газетой The Guardian. Упомянутые в статье музеи цифры это категорически отрицают. Например, руководство Британского музея объясняет несоответствия в количестве экспонатов погрешностями небрежной каталогизации. Не признается в пропажах и Национальная портретная галерея, которая, по данным газеты, среди прочих 45 экспонатов утратила важный рисунок королевы Виктории.

Cудьба шедевров: картина Писсарро в Мадриде, кража в Пьемонте

На днях апелляционный суд США отклонил иск наследников Лилли Нойбауэр к мадридскому Музею Тиссена-Борнемисы, в собрании которого хранится картина Камиля Писсарро «Рю Сент-Оноре днем во время дождя». В 1939 году Нойбауэр продала полотно, чтобы оплатить свой отъезд из Германии, но обещанных денег так и не получила. Продажи такого рода на арт-рынке называются «совершенными под давлением». Картина, сменившая нескольких владельцев, оказалась в мадридском музее 1993 году, а наследники Нойбауэр, живущие в США, пытались вернуть ее себе с 2001 года. Согласно решению суда, приоритетным в данном вопросе является испанское законодательство, согласно которому музей был добросовестным владельцем картины на протяжении восьми лет, прежде чем право его собственности было оспорено. 

Камиль Писсарро. «Рю Сент-Оноре днем во время дождя». Фрагмент (Фото DR)

Заместителя министра культуры Италии подозревают в краже картины XVII века. Речь идет о работе художника Рутилио Манетти под названием «Пленение Святого Петра», которая пропала из замка в Пьемонте в 2013 году. В 2021 году она экспонировалась в Лукке как картина из собрания Витторио Сгарби. На днях в трех домах, принадлежащих Сгарби прошли обыски. По словам замминистра и коллекционера, ему принадлежит оригинал, который он нашел в 2000 году на заброшенной итальянской вилле, в то время как из замка в Пьемонте была похищена «плохо выполненная копия».

Открытые конкурсы: Никола-Ленивец и К320

Очередной фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» пройдет в этом году в арт-парке Никола-Ленивец в Калужской области с 26 по 28 июля. Тема предстоящего фестиваля сформулирована организаторами лаконично: «Мы». К участию приглашаются сообщества, объединенные интересом к искусству, спорту, образованию, совместному отдыху, природе, медитации, саморазвитию, музыке и другим опытам. До 15 февраля к рассмотрению принимаются заявки на временные проекты с активностями свободного формата: от творческих до функциональных, несущих практическую, сервисную или развлекательную функцию. Результаты будут объявлены 26 апреля.

Московское арт-пространство К320 готовит программу на 2024 год, собирая предложения художников, кураторов и арт-менеджеров. К рассмотрению принимаются проекты, связанные с живописью, графикой, видеоартом, инсталляциями и объектами, учитывающие камерную специфику пространства. Кроме выставочных проектов, рассматриваются идеи перформансов, лекций, мастер-классов и мероприятий других форматов.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+