Бэнкси за $1,5 млн и новый аукционный гигант: новости арт-рынка
Новости рынка: у Christie’s и Sotheby’s новый конкурент, Джефф Кунс дешевеет
В аукционном доме Phillips меняется оперативное руководство. Недавно с поста генерального директора компании ушел Стивен Брукс, занимавший эту должность последние два с половиной года. В официальном заявлении решение объясняется «причинами личного характера», а председатель совета директоров Phillips Эд Долман подчеркивает, что оно никак не связано со спадом продаж на 15% и финансовыми проблемами, которые испытывает английское отделение дома. Пока Бруксу будут искать замену, его обязанности исполняет сам Долман, который занимал эту должность с 2014 по 2021 год (до этого он чуть больше 10 лет был исполнительным директором Christie`s International).
Два американских аукциона объявили о предстоящем слиянии. Новая структура Freeman’s | Hindman объединит обе вывески, будет иметь шесть торговых площадок и 18 региональных офисов на территории США. Такой разветвленной сетью не обладает ни Christie’s, ни Sotheby’s. По итогам 2023 года суммарная выручка Hindman составила $99,7 млн, в то время как торги Hindman собрали $32 млн. В планы конгломерата также входит расширение бизнеса за пределами США.
Анализируя итоги 2023 года, портал Artnews выделяет в отдельный тренд падение аукционных цен на работы отдельных современных авторов, которые до этого считались голубыми фишками арт-рынка. Особое внимание аналитики обращают на произведения Джеффа Кунса и Кристофера Вула. В начале 2010-х самые состоятельные коллекционеры наперегонки скупали работы Вула. Его рынок достиг пика в 2013 году, когда на Christie’s за $25 млн ушла картина 1998 года «Апокалипсис сегодня». С тех пор цены на произведения Вула в среднем просели на 25%, а отдельные вещи упали в стоимости до 85%. Рынок Джеффа Кунса сегодня также переживает не лучшие времена. Сам художник пытается справиться с кризисом, меняя дилеров: после долгих лет сотрудничества с галереями Gagosian и David Zwirner в 2021 году он отказался от их услуг и перешел под крыло другого гиганта, галереи Pace. Из семи заметных работ художника, которые продавались на торгах в 2023 году, две ушли по нижним планкам эстимейта, одну сняли накануне аукциона, а еще две были проданы за суммы заметно ниже оценочной стоимости. Лишь один лот ушел чуть дороже $4 млн, а ведь всего четыре года назад «Кролик» из нержавеющей стали установил рекорд в $91 млн. Одной из главных причин такой переоценки аналитики Artnews считают актуальную повестку: Кунс и Вул — типичные белые цисгендерные мужчины арт-рынка, то есть представители большинства, той группы, с которой призывают бороться сторонники социальной справедливости.
Предстоящие торги: кроссовки Майкла Джордана и коллекция Элтона Джона
Два живых аукциона и шесть онлайн-торгов понадобится Christie’s, чтобы продать часть коллекции Элтона Джона. В общей сложности в феврале с молотка планируют пустить порядка 900 предметов, которые в сумме оценены в $10 млн. Главным событием аукционного марафона станут вечерние торги, которые пройдут 21 февраля. На них выставят самые значимые предметы меморабилии (концертные костюмы, ювелирные украшения, рояль Yamaha, автомобиль Bentley и многое другое), а также отдельные произведения искусства. Все они украшали собой резиденцию музыканта в Атланте, которую он продал еще в прошлом году за $7,2 млн. Топ-лотом вечера станет триптих Бэнкси «Бросающий цветы», оцененный аукционистами в $1—1,5 млн. Эстимейт картины Кита Харинга «Без названия» составляет $300 000—500 000. Особый интерес представляет обширная подборка фотографий, среди которых работы выдающихся мастеров от Ирвина Пенна и Ричарда Аведона до Синди Шерман и Роберта Мэпплторпа.
В рамках традиционной недели классического искусства Christie’s 29 января пройдут лондонские торги, посвященные частной коллекции раннеевропейской скульптуры. Это собрание, которое аукционисты называют «наиболее выдающимся в своей категории», формировалось последние 40 лет аргентинским коллекционером Клаудией Квентин. На продажу выставлено всего 15 работ, но каждая из них — произведение музейного уровня с богатой выставочной историей. Главный лот — бронзовый «Марс» Джамболоньи, оцененный в $7—10 млн.
Ровно год назад Sotheby’s провел первые торги в новом формате, который получил название «Единственный» (The One). Он подразумевает продажу «выдающихся достижений человечества, которые отличаются непревзойденным мастерством исполнения, высокой художественной ценностью и амбициозным характером». На этот раз такая формулировка позволит дому объединить в рамках одного аукциона выполненную из позолотной бронзы тибетскую скульптуру Будды XIV века ($1,8—2,5 млн) и комплект из шести пар кроссовок Майкла Джордана, которые он в разные годы носил на чемпионатах 1991—1998 годов ($7—10 млн). Торги пройдут в Нью-Йорке 2 февраля.
В музеях: частные инициативы художников и рисунок королевы Виктории
Судья штата Индиана положил конец многомесячному скандалу по поводу решения Музея Брауэра при Университете Вальпараисо продать несколько картин из своей коллекции, чтобы профинансировать строительство и благоустройство новых общежитий для первокурсников. Суд решил продажу разрешить. Еще в феврале прошлого года руководство университета собиралось продать три работы, включая картину Джорджии О’Кифф, общей стоимостью в $20 млн. Эти планы не понравились ни местной общественности, ни директору — основателю музея Ричарду Брауэру, который и подал судебный иск. Решение судьи обосновано тем фактом, что все три картины в свое время были куплены благотворительным Фондом Перси Слоана, который затем передал их в дар музею, в то время как Брауэр не имеет к фонду никакого отношения, а значит, и его иск не имеет юридической силы. С решения суда уже прошел срок, позволявший подать апелляцию, так что картины, по всей видимости, будут проданы.
Портал Artsy составил список современных английских художников, которые владеют собственными частными музеями. К их числу относятся Дэмиен Херст, арт-дуэт Гилберт и Джордж, Гленн Браун. Трендсеттером выступил Херст, чье выставочное пространство, Newport Street Gallery, открылось в 2015 году в заброшенном квартале Южного Лондона. На стадии раскрутки он показывал на площадке работы знаменитых коллег, в том числе Джеффа Кунса и Рэйчел Ховард. Но в последние годы Херст решил сосредоточиться на экспонировании собственных проектов. В 2020 году в галерее открылась его масштабная ретроспектива, а в 2022 году он представил публике серию новых картин и их NFT-копий. Выставочное пространство Гленна Брауна находится в престижном квартале Вестминстера. Сам художник называет эту площадку своим «полигоном для экспериментов». Галерея Gagosian, которая представляет Брауна, полностью поддерживает его начинание и не видит в Brown Collection конкурента собственным интересам. В аналогичном ключе высказываются об открывшемся в прошлом году Центре Гилберта и Джорджа представители White Cube. Если галерея эксклюзивно работает со всеми новыми произведениями дуэта, то ранние работы художники предпочитают показывать на собственной площадке.
За последние 20 лет из британских музеев в общей сложности пропало порядка 1700 предметов. Об этом свидетельствует расследование, проведенное газетой The Guardian. Упомянутые в статье музеи цифры это категорически отрицают. Например, руководство Британского музея объясняет несоответствия в количестве экспонатов погрешностями небрежной каталогизации. Не признается в пропажах и Национальная портретная галерея, которая, по данным газеты, среди прочих 45 экспонатов утратила важный рисунок королевы Виктории.
Cудьба шедевров: картина Писсарро в Мадриде, кража в Пьемонте
На днях апелляционный суд США отклонил иск наследников Лилли Нойбауэр к мадридскому Музею Тиссена-Борнемисы, в собрании которого хранится картина Камиля Писсарро «Рю Сент-Оноре днем во время дождя». В 1939 году Нойбауэр продала полотно, чтобы оплатить свой отъезд из Германии, но обещанных денег так и не получила. Продажи такого рода на арт-рынке называются «совершенными под давлением». Картина, сменившая нескольких владельцев, оказалась в мадридском музее 1993 году, а наследники Нойбауэр, живущие в США, пытались вернуть ее себе с 2001 года. Согласно решению суда, приоритетным в данном вопросе является испанское законодательство, согласно которому музей был добросовестным владельцем картины на протяжении восьми лет, прежде чем право его собственности было оспорено.
Заместителя министра культуры Италии подозревают в краже картины XVII века. Речь идет о работе художника Рутилио Манетти под названием «Пленение Святого Петра», которая пропала из замка в Пьемонте в 2013 году. В 2021 году она экспонировалась в Лукке как картина из собрания Витторио Сгарби. На днях в трех домах, принадлежащих Сгарби прошли обыски. По словам замминистра и коллекционера, ему принадлежит оригинал, который он нашел в 2000 году на заброшенной итальянской вилле, в то время как из замка в Пьемонте была похищена «плохо выполненная копия».
Открытые конкурсы: Никола-Ленивец и К320
Очередной фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» пройдет в этом году в арт-парке Никола-Ленивец в Калужской области с 26 по 28 июля. Тема предстоящего фестиваля сформулирована организаторами лаконично: «Мы». К участию приглашаются сообщества, объединенные интересом к искусству, спорту, образованию, совместному отдыху, природе, медитации, саморазвитию, музыке и другим опытам. До 15 февраля к рассмотрению принимаются заявки на временные проекты с активностями свободного формата: от творческих до функциональных, несущих практическую, сервисную или развлекательную функцию. Результаты будут объявлены 26 апреля.
Московское арт-пространство К320 готовит программу на 2024 год, собирая предложения художников, кураторов и арт-менеджеров. К рассмотрению принимаются проекты, связанные с живописью, графикой, видеоартом, инсталляциями и объектами, учитывающие камерную специфику пространства. Кроме выставочных проектов, рассматриваются идеи перформансов, лекций, мастер-классов и мероприятий других форматов.