Михельсон ушел из Венеции, Рыболовлев судится с Sotheby’s: новости арт-рынка
Новости аукционов: суд Рыболовлева с Sotheby’s, итоги года от Phillips
Уладив многолетний спор с арт-дилером Ивом Бувье, российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев продолжает судиться с Sotheby’s. Слушания по делу начались в Нью-Йорке 7 января. Рыболовлев требует от аукционного дома компенсацию в размере $377 млн, обвиняя представителей Sotheby’s в том, что они способствовали завышению цен на работы, которые для миллиардера на протяжении 12 лет покупал Бувье. По мнению Рыболовлева, аукционисты вступили с Бувье в сговор, результатом которого стало его «разграбление» (в общей сложности на работы, купленные при посредничестве Бувье, он потратил $2 млрд). Адвокаты Sotheby’s настаивают, что аукционный дом, как и всегда, выступал всего лишь посредником, а главная ошибка Рыболовлева заключалась в том, что он слепо доверял своему арт-дилеру. К нью-йоркским слушаниям, которые будут идти примерно месяц, планируют привлечь в качестве свидетелей многих звезд арт-рынка, включая галериста Ларри Гагосяна.
Phillips подсчитал суммарный объем аукционных продаж за 2023 год. Он составил чуть больше $840 млн, продемонстрировав спад на 15% по сравнению с 2022 годом. Список топ-5 самых дорогих лотов прошедшего года возглавила «Абстрактная картина (636)» Герхарда Рихтера, ушедшая с молотка за $34,8 млн. На ее долю пришлась почти половина суммарной выручки, полученной от продажи пяти самых дорогих работ ($87,6 млн), в число которых также вошли произведения Фернана Леже и других авторов. В аукционном доме подчеркивают, что ровно половину (50%) покупок в ходе живых и онлайн-торгов 2023 года совершили новые клиенты. Показатели сегмента частных продаж Phillips решил не раскрывать, отметив лишь, что треть сделок была совершена с участием представителей поколения Z и миллениалов. Кроме того, Phillips наращивает присутствие в Азии, в то время как отделение дома в Великобритании испытывает серьезные финансовые проблемы. Об этом еще в конце 2023 года писали авторы портала Artnews, объясняя их нестабильностью финансовых потоков со стороны российской Mercury Group (контрольный пакет акций Phillips принадлежит ее основателям Леониду Фридлянду и Леониду Струнину с 2008 года).
Предстоящие торги: автопортреты Рубенса и ван Дейка
Sotheby’s объявил полный список лотов намеченных на 1 февраля нью-йоркских торгов, посвященных живописным и скульптурным работам старых мастеров. Главной новостью стало отсутствие среди топ-лотов анонсированного месяц назад портрета жены испанского короля Филиппа IV Изабеллы Французской кисти Диего Веласкеса. Эстимейт лота составлял порядка $35 млн. Sotheby’s лаконично прокомментировал его отсутствие тем, что с продавцом все еще ведутся переговоры. Американские журналисты высказывают предположение, что инцидент может быть связан с поступившим в частном порядке предложением о покупке со стороны крупного музея. Ранее Sotheby’s заявлял, что у портрета есть все шансы установить новый ценовой рекорд на произведения Веласкеса, который с 2007 года держится на отметке $10,6 млн.
В этих обстоятельствах статус главного топ-лота предстоящих торгов Sotheby’s получил «Автопортрет художника в юности» Питера Пауля Рубенса, который аукционисты оценили в $3—5 млн. Пять других работ будут выставлены на продажу из собрания Метрополитен-музея. Среди них самый высокий эстимейт ($600 000—800 000) у женского портрета кисти Джошуа Рейнольдса. Выручку от продажи всех пяти картин обещают направить на приобретение новых работ в коллекцию музея. Примерно за $2—3 млн аукционный дом планирует продать автопортрет Антониса ван Дейка, предположительно написанный художником для английского короля Карла I. Настоящим поздним шедевром ван Дейка картину признали относительно недавно, после тщательной реставрации. Еще в 2006 году она продавалась на торгах как копия считавшейся утраченной оригинальной работы.
Аналогичные вечерние торги Christie’s намечены на 31 января, когда с молотка в общей сложности пустят почти 80 работ. Среди них наибольшую ценность представляет пара венецианских видов кисти Микеле Мариески ($2—3 млн). Будет у Christie’s и свой Рубенс, хотя и не такой дорогой, как у Sotheby’s. Эстимейт «Эскиза к женскому портрету» составляет $400 000—600 000. Во столько же оценена и картина с изображением Иоанна Крестителя кисти Артемизии Джентилески, без работ которой не обходятся практически ни одни торги последних лет в этой категории.
Новости фондов и музеев: Михельсон оставляет Дзаттере, работы Шагала в Ницце
Принадлежащий миллиардеру Леониду Михельсону Фонд развития современной культуры V–A–C объявил, что покидает свое венецианское пространство — палаццо Дзаттере. Площадкой фонда остается московский Дом культуры «ГЭС-2». Кроме того, с 1 января 2024 года из совета директоров V–A–C вышла Тереза Иароччи Мавика, которая руководила фондом с 2009 года и готовила к открытию «ГЭС-2».
Собрание Национального музея Марка Шагала в Ницце пополнилось четырьмя работами. Приобретение приурочено к 50-летию музея. За полвека удалось сформировать коллекцию, насчитывающую порядка тысячи работ художника. Новые приобретения — «Мексиканский всадник в красном и его фиолетовый конь» (1943), «Снятие с креста (на синем фоне)» (1950), «Скрипач» (1957), а также эскиз к мозаике 1970 года. Все они будут включены в экспозицию, которая откроется 27 января.
Художественный музей Орландо (OMA) продолжает судиться с бывшим директором, из-за которого возник скандал с выставкой Жан-Мишеля Баския. Летом 2022 года ФБР конфисковало 25 картин с ретроспективы художника, подлинность которых вызвала у экспертного сообщества серьезные сомнения. Например, специалисты не могли найти объяснений тому, что на одной из картин замечен логотип FedEx, который компания начала использовать лишь в 1994 году, спустя шесть лет после смерти художника. Предварительное расследование привело к отставке директора Аарона де Грофта. С конца прошлого года в американском суде рассматривается судебный иск против него, поданный юристами OMA. Де Гроффа обвиняют в том, что он вступил в сговор с владельцами подделок и пытался их «легализовать» для последующей перепродажи. Сам экс-директор вину категорически отрицает. По оценке сторон, разбирательство затянется еще на полтора года, а судебные издержки, которые понесет OMA, могут составить до $500 000.
Стал известен продавец портрета первого президента США Джорджа Вашингтона кисти Гилберта Стюарта, который будет выставлен на торгах Christie’s 19 января с эстимейтом в $1,5—2,5 млн. Портрет поступил из коллекции Метрополитен-музея, который последние месяцы активно распродает работы для диверсификации собрания. Так, на аукцион попал один из 14 авторских экземпляров портрета, который находился в экспозиции музея последние 80 лет. Любопытно, что буквально в тот же день, 19 января, на Sotheby’s будут продавать портрет Вашингтона кисти Чарльза Уилсона Пила с чуть большим эстимейтом ($2—3 млн).
Судьба шедевров: картина Фра Анджелико и мраморы Парфенона
Великобритания наложила запрет на вывоз из страны шедевра Фра Анджелико. Речь идет о работе 1420-х годов под названием «Распятие с предстоящими (Богородица, Святой Иоанн Богослов и Мария Магдалина)». Летом прошлого года она была продана на лондонских торгах Christie’s за £5 млн. Теперь у специального комитета RCEWA при правительстве страны, который занимается защитой объектов национального культурного достояния, появилась информация, что новый владелец планирует вывезти работу из страны. Временный запрет на экспорт, который будет действовать до 7 апреля, позволит одной из британских институций собрать средства для покупки работы. По сообщениям СМИ, в приобретении заинтересован Музей Виктории и Альберта.
Свою лепту в решение спора вокруг мраморов Парфенона решила внести министр культуры Греции Лина Мендони. Новости о судьбе мраморных скульптур, вывезенных лордом Элгином в Великобританию в начале XIX века и хранящихся в Британском музее, регулярно появляются в СМИ с 2022 года. В конце 2023 года Мендони предложила английской стороне схему, подразумевающую полный возврат мраморов в Грецию. «В этом случае мы готовы будем организовать серию временных выставок важных исторических артефактов, которые смогут восполнить пробел в экспозиции Британского музея», — добавила министр.