Как сотрудников британской почты обвинили в хищении средств из-за ошибки в системе
Что произошло
В конце 90-х государственная почтовая службы Великобритании Post Office внедрила в работу новую компьютерную систему Horizon японской компании Fujitsu. По существующим правилам, почтовыми отделениями в стране по лицензии управляют частные предприниматели (их называют почтмейстерами), и система Horizon использовалась ими для бухгалтерского учета и инвентаризации. Но постепенно некоторые предприниматели начали сталкиваться с недостачей.
Сверяясь с личными записями, они приходили к выводу, что показанные в системе цифры о нехватке средств неверны, но доказать это не могли. Когда же предприниматели звонили на горячую линию Horizon, служба поддержки первым делом настаивала, что этот случай единичен и никто другой на проблему с системой не жаловался. Из-за этого многие пострадавшие винили себя, предполагая, что если никто другой не жалуется, то случившееся исключительно их личная проблема.
Когда же звонившие следовали инструкции консультанта и пытались перезапустить расчет, сумма задолженности удваивалась, утраивалась и продолжала расти. Ложные задолженности достигали космических цифр: некоторые начинали с сумм порядка 10 000 фунтов (около $13 000), но оказывались в суде по обвинению в недостаче в размере 300 000 фунтов стерлингов (около $382 000).
Не имея возможность доказать свою правоту и не подозревая, что число ложно обвиненных в хищении средств достигло нескольких тысяч человек по всей стране, люди поступали по-разному. Кто-то, как показывают в сериале, сперва пытался погасить долг из собственных средств, тратя отложенные на старость сбережения или перезакладывая дома. Кто-то игнорировал системную ошибку, а спустя время получал повестку в суд. Кто-то наивно полагался на силу британского правосудия, но выходил из зала суда с обвинением в краже государственных средств и штрафом, исчисляемым сотнями тысяч фунтов стерлингов, что делало их не просто банкротами, но и изгоями — окружающие тоже не предполагали, что система может так ошибаться, и считали ответчиков мошенниками.
В период с 1999 по 2019 год пострадавшими в деле Post Office оказались более 3000 человек. За время 20-летнего разбирательства многие из них лишились бизнеса, репутации, жилья и семей. Некоторые отправились в тюрьму, в их числе была даже беременная женщина. Было зафиксировано четыре случая суицида. На протяжении всего этого времени и Post Office, и представители разработавшей Horizon японской компании Fujitsu отрицали вину (спустя две недели после выхода сериала и под общественным давлением все же публично извинились).
Кампанию против уголовного преследования от лица пострадавших возглавил Алан Бейтс (в сериале его сыграл Тоби Джонс, знакомый зрителям по фильмам «Разрисованная вуаль», «Шпион, выйди вон!» и сериалу «Шерлок») — управляющий небольшим почтовым отделением в уэльском городе Лландидно. Он создал сайт, с помощью которого сумел предать огласке личную историю и найти единомышленников — других пострадавших почтмейстеров, обвиненных в воровстве денежных средств. Объединившись, они подали коллективный иск.
Только в 2019 году судебное разбирательство подошло к концу. Было доказано, что предприниматели были ложно обвинены, а их долги оказались списанными незаконно. На тот момент порядка 900 предпринимателей попали под суд и еще 2500 были вынуждены заплатить баснословные штрафы.
В итоге громкого разбирательства только 93 человека из 900, доказавших свою правоту в суде, смогли получить финансовую компенсацию. Более того в ходе слушания так и не был разрешен еще один важный вопрос: если недостача отображалась только в отчетных цифрах, а выплачиваемые почтмейстерами деньги поступали на счета Post Office, то куда уходили выплаты «сверху», которыми они покрывали возникшие по ошибки задолженности? И кто эти деньги получил?
В 2019 году бывшая глава Post Office Паула Веннеллс, управлявшая им в разгар скандала, получила почетный орден командора Британской империи.
Каким получился сериал по мотивам этой истории
1 января 2024 года на британском коммерческом телеканале ITV вышел сериал «Мистер Бейтс против почты», основанный на этих событиях. Сценаристкой и сопродюсером сериала выступила Гвинет Хьюз («Ярмарка тщеславия», «Безмолвный свидетель»), а снял все четыре серии постановщик Джеймс Стронг, на чьем счету крепкие сериалы «Дежурство» 2021 года и экранизация одноименного романа Стивена Кинга «11.22.63».
В проекте за исключением уже упомянутого Тоби Джонса почти нет больших звезд. Но для сериала это скорее удача — не замыленные лица актеров создают у зрителя ощущение, что ты смотришь на реальных людей, которые десятилетиями пытались добиться справедливости.
Если же говорить про структуру проекта, то она довольно классическая: есть начало скандала, его развитие и долгожданный финал. При этом авторы шоу очень тактичны с историями реальных людей, фокусируясь на самых невероятных примерах из их числа. Так, сюжет стартует с личной истории Алана Бейтса, в числе первых заподозрившего ошибку в работе Horizon и отказавшегося покрывать недостачу собственными средствами. По итогу его первоначальный «долг» увеличился почти в 50 раз: с 1300 фунтов ($1650) до 60 000 фунтов стерлингов ($75 000).
Также подробно рассказана история предпринимателя Питера Мюррея, обвиненного в недостаче в 2018 году. В его случае система недосчиталась 65 000 фунтов ($83 000). И хотя он сумел избежать тюремного заключения, от стресса он перенес инсульт.
«В сериале есть сцена, в которой герой в отчаянии сильно бьет по рулю. Я узнал в этом эпизоде себя. Помню, что испытывал такой гнев и бессилие, что пришлось остановить машину — я просто не видел ничего перед собой из-за града слез», — вспоминает он. На нервные срывы и проблемы с ментальным здоровьем жаловались и другие почтмейстеры, попавшие под суд.
Уделено внимание и истории Джанет Скиннер, матери двоих детей, которую в 2007 году обвинили в хищении 59 000 фунтов ($75 000) и отправили в тюрьму на девять месяцев. Все эти частные истории вплетаются в огромный рисунок общей трагедии, о которой до недавнего времени было известно далеко не всем. По сути, многие из пострадавших остались наедине со своей бедой и чувствовали себя брошенными.
Сериал, который жанрово раскладывается на социальную драму, судебный процедурал и финансовый детектив, доводит истории этих людей до справедливого финала, подсвечивая не только махинации финансовой службы, но и проблемы в судебной системе Великобритании.
Какой эффект произвел сериал
Проекту потребовалось неполных две недели, чтобы взбудоражить британское общество и вызвать новую волну обсуждений этого судебного кейса в медиа и социальных сетях. На данный момент более 1 млн человек подписали петицию с призывом к бывшей главе Post Office Пауле Веннеллс вернуть врученный ей орден командора Британской империи. Что она уже сделала. Помимо этого, в деле появилось около 100 новых пострадавших почтмейстеров.
Но самый важный эффект от сериала — то, как на него отреагировало британское правительство. Представители власти публично заявили о разработке нового закона, с помощью которого можно будет аннулировать все предыдущие судебные приговоры по этому делу и компенсировать взысканные с пострадавших средства. Для этого из бюджета будет выделен 1 млрд фунтов стерлингов, а выплаты обещают провести до конца 2024 года — это в выступлении 10 января публично подтвердил премьер-министр страны Риши Сунак.
Сами пострадавшие во главе с Аланом Бейтсом довольны эффектом, который возник в обществе после выхода сериала, но считают также правильным начать расследование в отношении Post Office и компании Fujitsu, разработавшей программное обеспечение Horizon. На это требование уже отреагировал лондонский Скотленд-Ярд, заявив, что в отношении обеих компаний начато уголовное расследование. В частности, они подозреваются в отмывании денег и прочих финансовых махинациях, а также в запугивании предпринимателей, работавших с ними по лицензии, — Post Office все эти годы нанимал собственных коллекторов, которые третировали «должников».
Столь решительные действия со стороны властей многие списывают на предстоящие парламентские выборы (их точная дата пока неизвестна) и желание политиков заработать дополнительные очки избирателей.
У «Мистер Бейтс против почты» удивительно высокий зрительский рейтинг: 8,9 из 10 на IMDB. Авторы сериала прокомментировали свой успех и вызванный резонанс в обществе следующим образом: «Люди чувствовали себя брошенными собственной властью, обманутыми законом, который их предал. Мы счастливы, что сериал возымел такой положительный эффект и что люди, которые годами нуждались в том, чтобы к ним прислушались, наконец-то были услышаны. А справедливость восторжествовала».