К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

От Patagonia до Zara: как определить по-настоящему экологичные бренды одежды

Фото Chris Ratcliffe / Bloomberg via Getty Images
Фото Chris Ratcliffe / Bloomberg via Getty Images
Многие модные бренды говорят о своей экологичности, но на практике такие заявления могут оказаться ложными или как минимум вводящими в заблуждение. Любой маленький шаг — например, отказ от бесплатных пластиковых пакетов — компании позиционируют едва ли не как спасение планеты. На что на самом деле надо обращать внимание, чтобы понять, насколько бренд экологичен? Объясняет Катерина Никитина — соосновательница климатического сообщества 1.5ºC DAO и автор гида «Насколько экологичны популярные модные бренды»

У модной индустрии есть грязные секреты, которые она не торопится раскрывать. Это огромный углеродный след, возникающий в процессе жизненного цикла одежды. По разным источникам, он равен 8–10% общего объема выбросов углекислого газа (CO2), приводящего к изменениям климата. Для сравнения, авиация ответственна за примерно 2% СО2 в атмосфере, а весь дорожный транспорт, включая личные автомобили и грузовики, — за 15%.

Из чего состоит жизненный цикл одежды

Откуда такие цифры? Что страшного в пошиве одежды? Давайте попробуем проследить всю цепочку. Начнем с производства материалов. Если это синтетика, то первый шаг — добыча нефти, например в Саудовской Аравии. Оттуда топливо доставляется в страну, где его можно переработать, — например в Южную Корею. Из нефти извлекается синтетический полимер, из которого дальше можно получить полиэстер, акрил, нейлон. Готовая ткань отправляется на фабрику — чаще всего в одну из азиатских стран с дешевой рабочей силой. Полученное изделие доставляется в магазины США, Европы и других стран. 

На каждом этапе этого процесса выделяется большое количество СО2 — и во время добычи и переработки нефти, и во время работы фабрик, и во время перевозок сырья и готовых товаров. Натуральные материалы в этом смысле лучше, хотя в процессе их производства тоже выделяется углекислый газ. Чтобы получить натуральную кожу, нужно где-то содержать и кормить животных. Очень часто эта необходимость приводит к вырубке лесов, главного поглотителя CO2, под пастбища. Кожу также необходимо обрабатывать, красить, перевозить. То же самое относится к хлопку — ради него вырубаются леса и разрушаются экосистемы.

 

Работа офисов компаний и магазинов, в которых продается одежда, требует электричества и обогрева — это тоже приводит к выбросам СО2, но относительно небольшим по сравнению с остальными этапами жизненного цикла одежды. А вот онлайн-заказы и возврат товаров существенно повышают их — прежде всего, за счет использования упаковок и транспорта для доставки.

Последний, при этом крайне важный этап — конец жизненного пути купленной вещи. Одежда из натурального материала со временем может сгнить на помойке, но в процессе будет выделяться метан, один из самых сильных парниковых газов. Вещь из синтетики никогда не разложится — поэтому ее нужно сжигать, что, помимо проблем с экологией, приводит к дополнительным выбросам СО2

 

Находим информацию

Понимание жизненного цикла одежды и обуви — уже половина успеха в оценке их экологичности. Дело остается за малым — получить информацию о каждом из этапов их производства, продажи, утилизации и оценить общие выбросы бренда. Крупные публичные компании публикуют годовые и ESG-отчеты, в которых, помимо финансовых показателей, с недавних пор также раскрываются данные о выбросах СО2, материалах и цепочках поставок. Эти отчеты можно найти на сайтах компаний — часто в разделах «Для инвесторов» или Sustainability. 

Важный момент — изучить мы можем только родительскую компанию: отдельные бренды такие вещи не публикуют. Например, Zara принадлежит испанскому конгломерату Inditex. В него также входят бренды Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius и другие. Отчет Inditex включает информацию сразу о всех своих марках, не делая отдельной разбивки. Так что все сказанное в отчете будет относиться не только к Zara, но и ко всем остальным брендам.

Смотрим на объем выбросов

Выбросы производителя Zara в 2022 году составили 17,6 млн тонн CO2 — примерно столько же выделяют четыре миллиона машин на дорогах в год. Но сами цифры нам все равно кажутся скорее абстрактными — поэтому важно сравнивать компанию с другими и смотреть на тренд. Выбросы Inditex — одни из самых высоких в модной индустрии, но еще хуже, что тренд растет. С 2021 года объем выбросов компании увеличился. Хотя это увеличение относительно небольшое, оно очень плохо влияет на экологичный имидж компании, так как в своих заявлениях она обещала выбросы сокращать.

 

Важно заметить, что компании не будут хвастаться ростом выбросов CO2 и чаще всего скромно уберут эти цифры. Поэтому важно разобраться в терминологии и уметь этот тренд посчитать. Ключевые слова для этого: scope 1, scope 2 и scope 3 (на русский scope переводится как «охват»). Многие компании отчитываются о снижении выбросов scope 1 и 2 и не упоминают scope 3. Дело в том, что scope 1 и 2 — это собственно работа магазинов и офисов, и снизить выбросы там несложно — бывает достаточно поменять лампочки на энергосберегающие и подключиться к провайдеру электричества из возобновляемых источников.

Логистически-распределительный центр компании Zara (Фото Getty Images)

Со scope 3 все гораздо сложнее. Туда входит все то, о чем упоминалось выше, — от добычи материалов до утилизации готовых изделий. Эти выбросы самим компаниям сложно посчитать и непросто снизить — для этого часто надо менять цепочку поставок, переходить на новые материалы, продлевать жизнь вещей. Тем не менее, если вы хотите увидеть выбросы компании целиком, нужно складывать все три охвата.

Высокий объем выбросов может свидетельствовать не только о неэкологичном производстве, но и о большом количестве производимой одежды. Логично, что выбросы крупной компании будут выше, чем небольшой. В таком случае оценить, насколько экологично производится каждая вещь, можно с помощью подсчета интенсивности выбросов — для этого общее количество СО2 нужно разделить на количество произведенных изделий. Но это в идеальной картине мира. На практике сделать это оказывается почти невозможно, так как очень мало модных компаний раскрывают объемы производства.

Изучаем план снижения выбросов

Компании часто заявляют о планах по снижению выбросов CO2, но, к сожалению, ограничиваются лишь красивой цифрой — например, снизить их до нуля к 2040 году. При этом компания не дает информации о том, как именно она собирается это делать, и использует общие слова, говоря об энергоэффективном производстве или разработке новых материалов. 

Важно понимать, что компания вкладывает в эти понятия. Будет ли она менять фабрики, на которых шьется ее одежда? Инвестирует ли она в инновационные ткани — и если да, то какой это процент от всех инвестиций? Если подобных деталей нет, план нельзя считать эффективным. И, скорее всего, цель по снижению выбросов достигнута не будет.

 

Смотрим на материалы

Как было сказано выше, синтетика — плохой друг экологии. Большой процент синтетических материалов, особенно первичных, говорит о том, что компанию не очень тревожит ее углеродный след. Переработанная синтетика в этом смысле лучше. В ее составе используется пластиковый мусор — как правило, ПЭТ-бутылки, которые иначе бы сожгли или оставили распадаться на свалках. При этом переработанный полиэстер не является решением всех проблем. Второй раз переработать его будет нельзя. Куртка из переработанного полиэстера не превратится в новую куртку — она так же закончит свои дни на помойке или распадется на микропластик. Поэтому даже вещи из переработанных материалов важно как можно дольше носить.

Экологичные бренды стараются использовать не обычный, а органический хлопок (среди них — Veja и Patagonia). Он действительно значительно лучше для окружающей среды, так как выращивается без химикатов и при его производстве используются практики, поддерживающие плодородие почвы. Органичность хлопка должна подтверждаться соответствующими сертификатами.

Наконец, очень внимательно нужно смотреть на такой материал, как кожа. Компании должны знать, каким образом она производится, и раскрывать свою цепочку поставщиков. Также должна быть прописана политика обращения с животными. Если этого нет — есть основания полагать, что кожа добывается неэтичным путем и животные на протяжении жизни страдают.

Что делать, если компания не публикует отчетность

Частные компании не обязаны публиковать годовые отчетности, но на их сайтах, как правило, все равно можно найти раздел, посвященный устойчивому развитию, и почерпнуть информацию оттуда. Бренды, у которых такого раздела нет, скорее всего, ничего не делают для того, чтобы их одежда стала экологичнее, — в этом смысле само отсутствие информации о многом нам говорит. Существуют инициативы, изучающие экологичность и этичность брендов, — например проект Good On You, на сайте которого можно проверить как крупные компании, так и некоторые локальные бренды.

 

Находясь в магазине, изучайте ярлыки и вспоминайте, из чего состоит жизненный цикл одежды. Если она сделана из синтетики и доставляется издалека — ее углеродный след будет высоким. Если она сшита из натуральных материалов непосредственно в вашей стране — такая одежда более безопасна для природы. Главное — долго ее носить и правильно утилизировать.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+