Новый «Побег из курятника»: продолжение пластилиновой истории о курицах и свободе
Первая часть «Побега из курятника», вышедшая в 2000 году, — настоящий культурный и кинематографический феномен. Она стала первым анимационным проектом студии Aardman (при участии Pathe и DreamWorks) и сразу оказалась коммерчески успешной. При бюджете в $45 млн мультфильм заработал по миру $227,8 млн и до сих пор занимает первое место в списке самых кассовых кукольных мультфильмов в истории.
Aardman так и остался монополистом в сфере пластилиновой анимации. Наряду с «Побегом из курятника» главными хитами студии стали «Барашек Шон» и «Уоллес и Громит». Обоими художественными мирами занимается сооснователь студии Ник Парк. Про «Барашка Шона» в 2000-х выходил анимационный сериал, а также два полных метра. Мир «Уоллеса и Громита» развивается до сих пор — в середине 2000-х вышло несколько короткометражных мультфильмов о псе и его хозяине и полный метр. Сиквел «Уоллеса и Громита» Ник Парк обещает в 2024 году.
При этом, как и в случае с обычной анимацией, производство пластилиновых мультфильмов занимает много времени и, более того, требует особого сырья — в этом году Aardman Animations, например, столкнулась с нехваткой полимерной глины нужного качества, потому что ее фабрика-производитель закрылась весной 2023 года. Остатка материалов хватит еще на несколько мультфильмов, но новый поставщик пока не найден.
Что, впрочем, не важно для уже снятого и вышедшего продолжения «Побега из курятника» — «Побег из курятника: Рассвет наггетсов» (да, это официальный перевод). К работе над сиквелом привлекли авторов сценария оригинала Кэри Киркпатрик и Джона О’Фэррелла. Однако в кресле режиссера сиквела оказался не режиссер «Барашка Шона» Ник Парк и не сооснователь Aardman Animations Питер Лорд, а Сэм Фелл — автор мультфильмов «Приключения Десперо» и «Паранорман», что не могло не сказаться на результате.
Герои первой части — курица Джинджер и петух Рокки — живут обычной жизнью. Вместе с другими сбежавшими курицами они обжились в птичьем заповеднике на маленьком острове. Казалось бы, здесь все идеально: каждый при деле, все сосуществуют мирно, не знают бед и заняты полезным трудом. У главных героев рождается цыпленок Молли — и уже скоро бодрый подросток интересуется, что же там за пределами острова. Памятуя об опасностях жизни на ферме и любых контактах с человеческими особями, Джинджер и Рокки оберегают Молли от бездумного путешествия на «большую землю».
В то же время герои замечают на острове машины с изображением счастливых куриц и подозревают неладное. Оказывается, что где-то неподалеку оборудована новая ферма с уникальным механизмом выращивания кур (в купе со специальными ошейниками он делает их тупее и послушнее). Раздраженная массой родительских запретов Молли встречает еще одну молодую курочку, Фриззл, и проникает на ту самую ферму, еще не подозревая, что это детище зловещей миссис Твиди — главной антагонистки первой части, которая осталась жива и преисполнена желанием мстить неугодным курицам.
Фирменный пародийный юмор пластилиновой анимации остается важной составляющей новой части. Если первый мультфильм обыгрывал «Большой побег» Джона Стерджеса, только вместо военнопленных-людей в центре сюжета были куры, то сиквел опирается на культовые экшн-картины. Чего только стоит операция по вторжению на ферму-крепость в духе «Миссия невыполнима» и эпизоды с использованием шпионских гаджетов, явно позаимствованные из серии «Дети шпионов».
Птицам, естественно, придется нелегко — они, в отличие от подготовленных бойцов элитных подразделений, не обучены действовать в предлагаемых условиях. На этом, собственно, и держится основной пласт гэгов и шуток, щедро рассыпанных на протяжении всей картины — это мультфильм для семейной аудитории, и он хорошо на нее срабатывает, расставляя акценты и для взрослых, и для юных зрителей. Недаром центральной линией сюжета становится отношение родителей и ребенка, способность выстроить доверительную коммуникацию, учиться на своих ошибках и объединяться перед лицом катастрофической опасности.
Пластилиновая анимация, выполненная в узнаваемой стилистике Aardman, радует глаз, как и в 2000-х. Изображение выглядит живо и захватывающе — движения птиц и других героев мультфильма четкие и реалистичные. Видно, что в сиквел, как и в оригинальную анимацию, вложено колоссальное количество труда (в первой части, например, более 350 сцен собрали из 160 000 кадров). Кажется, технологии Aardman ничуть не устарели за прошедшие годы.
Среди слабых сторон продолжения — весьма предсказуемый сюжет, где повороты вроде появления новых персонажей или возвращения старых злодеев ничуть не удивляют мало-мальски насмотренного зрителя. Непослушный отпрыск сбегает из дома в поисках чего-то «запретного», а родители отправляются его искать и спасать от всего на свете — сюжетов, которые основаны на этом концепте, сотни. Хотя по сравнению с первым мультфильмом динамики в сиквеле заметно прибавилось: команда куриц всегда в движении и в тонусе, нервном или эмоциональном.
Одновременно «Побег из курятника: Рассвет наггетсов» не лишен обаяния и теплоты. Он обращается к вечным ценностям, напоминает о силе дружбы и необходимости слушать и слышать друг друга, ведь только так можно по-настоящему победить зло. Тем более что в сиквеле оно обретает узнаваемые сегодня черты — например, массовое промывание мозгов или истребление целого вида животных ради удовлетворения потребностей человека. Такое вот то ли детское, то ли взрослое продолжение культового мультфильма вышло на Netflix накануне Рождества.