К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Эрик Булатов на «Винзаводе» и Веласкес за $35 млн: новости арт-рынка

Эрик Булатов, Exit - Exit №1 (Фото pop/off/art)
Эрик Булатов, Exit - Exit №1 (Фото pop/off/art)
Sotheby’s планирует установить новый ценовой рекорд на работы Веласкеса, коллекции мировых музеев заметно пополнились, подвели итоги ярмарки «Тупик» и торгов Vladey Russia. Об этих и других актуальных новостях арт-рынка — в еженедельной подборке Forbes Life

Предстоящие торги: Веласкес за $35 млн и много антиквариата

Небольшая (всего три лота) подборка работ с русским провенансом дополняет проходящие сегодня торги Bonhams, посвященные европейской керамике. Две фарфоровые корзины, изготовленные на заводе Франца Гарднера примерно в 1777 году, оценены в £15 000–20 000 каждая. Одна из них происходит из сервиза ордена Св. Александра Невского, а другая — из сервиза ордена Святого Великомученика Георгия Победоносца. Георгиевской лентой украшено и относящееся к тому же сервизу блюдо (£3 000–5000). Отдельным лотом идет происходящая из сервиза Екатерины II чаша для мороженого севрского фарфора (£20 000–30 000).

Одни из первых торгов Christie’s в следующем году будут посвящены выдающейся коллекции антиквариата. Речь идет о собрании Филипа Хьюат-Джабура, скончавшегося в прошлом году коллекционера и арт-консультанта, руководившего ярмаркой Masterpiece London. На продажу обещают выставить порядка 200 предметов, суммарная оценочная стоимость которых составляет £1,5 млн. Эстимейты варьируются от £700 до £150 000. Отдельная секция посвящена подборке антикварных изделий из порфира, которую возглавляет пара неоклассических ваз XIX века, оцененных в £150 000.

Диего Веласкес, «Изабелла Французская, королева Испании» (Фото Sotheby’s)

В первых числах февраля следующего года Sotheby’s выставит на нью-йоркские торги портрет жены испанского короля Филиппа IV Изабеллы Французской кисти Диего Веласкеса. Эстимейт лота составляет порядка $35 млн. Эксперты аукционного дома предполагают, что эта работа парная по отношению к портрету самого Филиппа IV, который хранится в коллекции Прадо. По данным Sotheby’s, портрет Изабеллы был вывезен из Испании во время вторжения Наполеона в 1808 году и позже осел в коллекции французского дворянина. Впоследствии его выкупил английский коллекционер, а в семье настоящего владельца он хранился с 1978 года. Эстимейт Sotheby’s беспрецедентно высок для произведений Веласкеса. Текущий аукционный рекорд на его произведения держится на отметке в $10,6 млн с 2007 года.

 

Прошедшие торги: Фаберже на Sotheby’s и итоги аукциона Vladey Russia

Прошедшие 28 ноября лондонские торги Sotheby’s, посвященные работам Фаберже и другим предметам декоративно-прикладного искусства, собрали £1,4 млн. Топ-лотом оказалась флорентийская табакерка XVIII века, ушедшая за £70 000. Непосредственно в секции Фаберже самым дорогим лотом стала бовенитовая фигурка бульдога, цена которой составила £30 500. Непроданной осталась считавшаяся фаворитом торгов фарфоровая бонбоньерка с клеймом мастерской Генриха Вигстрема с эстимейтом в £40 000–60 000. Зато принадлежавший великой княгине Марии Павловне золотой портсигар, созданный в мастерской Августа Холмстрема, был куплен за £25 400. Нефритовый ковш фирмы Фаберже ушел за £38 100, вдвое превысив эстимейт.

На берлинских торгах Grisebach за €1,8 млн продан альбом с эскизами Каспара Давида Фридриха, который хранился в частном собрании в Карлсруэ на протяжении последних 200 лет. По оценке искусствоведов, из примерно 20 похожих альбомов художника до наших дней дошло порядка шести, пять из которых уже хранятся в музейных коллекциях. Эскизы из альбома, проданного на Grisebach, датированы летом 1804 года. Находясь в это время в Дрездене, художник зарисовывал в альбом ветви и стволы деревьев. Отдельные эскизы впоследствии стали основой для создания крупных живописных работ. Накануне торгов альбом был признан национальным достоянием, поэтому ожидается, что в ближайшие недели будет выпущен запрет на его вывоз из страны.

 
Борис Орлов, «Бюст в триумфальном стиле» (Фото Vladey)

Более чем в 11 раз превзошла свой эстимейт гипсовая скульптура Альберто Джакометти под названием «Альбатрос». По итогам прошедших 30 ноября французских торгов Drouot лот ушел с молотка за €4 млн. В общей сложности подборка работ Джакометти, созданных им в 1930-е годы по заказу Жан-Мишеля Франка, принесла €6,7 млн.

Суммарная выручка по итогам прошедших 4 декабря торгов Vladey Russia составила чуть больше €760 000 (без учета комиссии в 25%). Самым дорогим лотом стала поздняя работа Георгия Гурьянова под названием «Гребцы», выполненная художником незадолго до смерти и несколько незаконченная. Цена молотка составила €95 000. «Бюст в триумфальном стиле» Бориса Орлова ушел за €85 000. В секции икон из коллекции Александра Липницкого дороже всего покупателям обошлась «Святая Троица» первой четверти XVIII века (€90 000).

Прошедшие 28 ноября концепт-сторе Buro All Gallery торги в поддержку художника Гоши Острецова собрали более 4 млн рублей. Самым дорогим лотом стал холст Валерия Чтака из серии «Нелинейный нарратив», проданный за 460 000. По словам куратора аукциона Максима Боксера, выручка от каждого лота будет поделена поровну между Гошей Острецовым, нуждающимся в дорогостоящем лечении, и авторами работ (некоторые из них, включая Валерия Чтака, от своей доли заранее отказались).

 
Владимир Абих, «Главное не сдуться» (Фото DR)

Итоги второй ярмарки «Тупик»

Проходившую в московском музее АРТ4 ярмарку современного искусства «Тупик» за три дня (с 1 по 3 декабря) посетили более 2000 человек. В общей сложности было продано 70 произведений, из которых самой дорогой оказалась выполненная в смешанной технике работа Данилы Полякова «Монтаж» (500 000 рублей). Еще в день предпоказа были распроданы все шесть работ Димы Филиппова (по 150 000 каждая). Полностью распродали свои стенды Надя Лихогруд (керамика от 110 000 до 225 000 рублей), Саша Шардак, Оксана Афанасьева и Кристина Павлова. Новых владельцев нашло большинство из представленных работ Михаила Першко. За 50 000 рублей была куплена выпущенная тиражом в 10 экземпляров фотография Владимира Абиха «Главное не сдуться». Любопытно, что буквально за несколько дней до «Тупика» на торгах Vladey «Всё по 100» продавался точно такой же снимок, но азарт участников привел к тому, что цена составила €6000.

По итогам ярмарки было вручено семь премий художникам-участникам: премией АРТ4 награждены Владимир Абих, Арина Франк и Игорь Самолет (это значит, что в ближайшее время в музее пройдут их персональные выставки). Коллекционер Денис Химиляйне отметил стенд Ирины Кориной, а премию недавно созданного ЛЕЩУКФОНДа получила Надя Лихогруд. Специальный денежный приз Игорь Маркин вручил Яну Посадскому, чей «Призрачный гонщик» (модель мотоцикла, собранная из спичек) продавался на ярмарке за 666 666 рублей. Последним к кругу дарителей присоединился коллекционер Андрей Малахов, который вручил премию Игорю Самолету с формулировкой «за способность кардинально менять курс в искусстве».

Графика Булатова в pop/off/art и выставка к 19-летию галереи Ruarts

На «Винзаводе» 5 декабря прошел вечер вернисажей, главным открытием которого стала персональная выставка Эрика Булатова в галерее pop/off/art. Проект объединил более 20 графических листов одного из ключевых авторов современного российского искусства, созданных в 2017–2022 годы. Все они экспонируются впервые. По словам организаторов выставки, это наиболее масштабные графические работы в творческом наследии Булатова, которые продолжают его художественные поиски на тему плоскости и пространства картины. Это первая московская выставка, приуроченная к 90-летию Булатова. До этого в нижегородском выставочном Пакгаузе открылся проект под названием «Горизонт», подготовленный Мариной Лошак (до 21 января 2024 года).

В рамках вечера вернисажей на «Винзаводе», в галерее a-s-t-r-a, открылась персональная выставка художника Гоши Острецова с работами, созданными в рамках программы ColLab мастерских Центра художественного производства «Своды» Дома культуры «ГЭС-2». Проект «Готовый мир будущего от робобюро» погружает зрителя в атмосферу провидческих и неизменно ярких образов художника, которые сочетаются с отсылками к супрематизму. Кроме того, на «Винзаводе» (галерея FineArt) до 21 января следующего года будут показывать живописную серию Елены Ковылиной «Параллельные игры». В представленных на выставке картинах художница соединила сказочные мотивы с рассуждениями о будущем высоких технологий. Впервые работы из этого проекта, который изначально назывался «Артефакты и гаджеты», были показаны в прошлом году по случаю 50-летия художницы.

Giwe, «Ты и я» (Фото Ruarts)

Московская галерея Ruarts, основанная Марианной Сардаровой, решила отметить 19-летие выставкой художника Giwe. Выбор автора (он с 2000 года работает как граффити-художник) обусловлен интересом галереи к искусству «уличной волны», которое Ruarts представляет и продвигает с момента основания в 2004 году. Выставка «С любовью!» (с 8 декабря) представляет собой попытку представить себе образ среднестатистического человека, его желаний и страстей. Обильное использование в своих работах стразов (псевдобриллианты) автор объясняет тем, что он исследует феномен имитации во всех его смыслах.

 

В галерее ГУМ-Red-Line 7 декабря открывается ретроспектива графических работ, коллажей, объектов и книг художника Михаила Молочникова, который в этом году отмечает свое 60-летие. Проект под названием «Небесный ветер» составлен из более 60 произведений, созданных с оглядкой на наследие русского авангарда. «Михаил Молочников представляет собой пример рисовальщика, для которого процесс создания графического рисунка сродни медитации. Его графика напоминает некий воздушный поток, прорисованный и насыщенный отражениями разных миров и сущностей», — говорит куратор выставки Марина Федоровская.

Новости музеев: закрытие «Собрания Заблудович», пополнения музейных коллекций

О скором закрытии объявил частный лондонский музей «Собрание Заблудович», успешно существовавший последние 16 лет. Его основатели, коллекционеры Пойу и Анита Заблудович, регулярно входят в ведущие рейтинги самых влиятельных людей в арт-среде. Свое решение они объясняют тем, что хотят сосредоточиться на показе работ из коллекции на площадках других музеев. При этом сообщается, что «Собрание Заблудович» в Нью-Йорке и на острове Сарвисало в Финляндии продолжат свою работу.

Под конец года многие мировые музеи объявили о новых приобретениях. Например, выяснилось, что покупателем картины Анны Валлайе-Костер «Натюрморт с вазой», которая этим летом была продана на Christie’s за рекордные $2,8 млн, стала Национальная галерея искусств (Вашингтон, США). Закупка была произведена в рамках программы по наращиванию присутствия работ женщин-художниц в собрании музея. Несмотря на активную деятельность в этом направлении, их доля в коллекции все еще составляет 8%. Музей ван Гога (Амстердам) наконец-то исполнил давнюю мечту о том, чтобы пополнить постоянную экспозицию работой Жана-Франсуа Милле, чье творчество оказало заметное влияние на нидерландского мастера.

Анна Валлайе-Костер, «Натюрморт с вазой» (Фото National Gallery of Art)

Музею удалось купить картину 1851 года «Крестьянин, разбрасывающий навоз». Сумма сделки не разглашается, но известно, что финансовую помощь музею оказала компания Vrienden Loterij. Внушительный подарок сделал себе Музей Хиршхорна (Вашингтон, США), который в следующем году будет отмечать 50-летие. По этому случаю в 2023 году была произведена закупка 80 работ 45 авторов (преимущественно современных), включая Нам Джун Пайка, Флору Юхнович, Синди Шерман.

 

Предновогодние арт-коллаборации

Капсульную коллекцию «Послание МАА» создал для российского бренда одежды «AM» из Ханты-Мансийска художник Даня Пирогов, выпускник девятого сезона «Открытых студий» «Винзавода». Коллекция из шести предметов вдохновлена археологическими исследованиями региона, югорской идентичностью и мотивами из художественной вселенной художника. По словам Пирогова, предметы из коллекции (джоггеры, майка, лонгслив, сумка, кофта с восемью рукавами и многофункциональный пончо-плед) «становятся «артефактами-оберегами, которые защищают и помогают их владельцу преодолевать свой путь». Коллекция поступит в продажу в январе. Тем временем самостоятельные художественные работы Дани Пирогова можно увидеть в Москве на групповой выставке «Хроника цветущих событий» в галерее «Триумф» (до 21 января 2024 года) и на выставке «12 взглядов» проекта Elephant in the Louvre в Twelve Reasons Hotel (до 31 января 2024 года).

Кофта из капсульной коллекции «Послание МАА» (Фото DR)

В московской 3L Gallery 7 декабря презентуют капсульную коллекцию предметов к Новому году. Все работы созданы резидентами галереи, фасад которой к открытию украсили в эстетике японского минимализма (дизайнер — Николай Конев). За предпраздничное настроение внутри отвечает инсталляция декоратора Марины Бессоновой, в то время как ее серия керамических настольных объектов вошла в саму коллекцию. Помимо них, в ней также представлены настольные арт-объекты из стекла и алюминия от Ирины Бойко, конфетницы из переработанного картона Ульяны Хохловой, подсвечники из чугуна Марины Шамсутдиновой.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+