К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Квадрокоптер-радионяня и волшебный клубок-навигатор на выставке Елены Ковылиной

Елена Ковылина, «Гироскутер и копыто», 2022 (Фото DR)
Елена Ковылина, «Гироскутер и копыто», 2022 (Фото DR)
До 10 ноября во Всероссийском музее декоративного искусства проходит выставка «Артефакты и гаджеты Елены Ковылиной». Свое 50-летие художница, чей творческий путь начинался с феминистских перформансов, решила отметить масштабным живописным проектом, в котором соединила сказочные мотивы с рассуждениями о будущем высоких технологий

Елена Ковылина, полушутя, предлагает зрителю вообразить отдельные элементы народного эпоса в роли предвестников достижений научно-технического прогресса. Волшебный клубочек превращается в навигатор, а огненная колесница — в прототип реактивного двигателя. Художница, уже много лет экспериментирующая с science art, вполне серьезно говорит о феномене квантовой нелокальности, когда в едином моменте сосуществуют прошлое, настоящее и будущее.

 Экспозиция дополнена артефактами из собрания музея: сундуками, прялками, ситцем и прочими предметами старины. Народные орнаменты и узоры Ковылина использовала как основу для фрактальных антенн. Эти похожие на цветные микрочипы объекты, которые можно встретить на всех картинах, потенциально превращают произведения в настоящие цифровые гаджеты.

О самых ярких экспонатах выставки Елена Ковылина рассказала Forbes Life.

«Меркаба», 2022
Елена Ковылина·DR

«Меркаба», 2022

«Темой фрактальных антенн я интересуюсь давно. Это устройства, которые есть в каждом мобильном телефоне. В 1980-е годах американский радиолюбитель Натан Коэн, которому власти Бостона не давали разрешения на установку антенны на крыше дома, решил обойти этот запрет. Он случайно обнаружил, что простая кованая решетка фрактальной формы тоже может служить антенной.

Я беру за основу геометрические орнаменты на предметах из коллекции музея: на прялках, на кубках и даже на шапке Мономаха. На основе 30 паттернов на заводе в Зеленограде нам сделали настоящие антенны. У каждой из них есть своя документация, каждая работает на своей частоте. Прикрепив антенны к картинам, мы как бы «чипировали» их».

«Снегурочка и НЛО», 2022
Елена Ковылина·DR

«Снегурочка и НЛО», 2022

«Отчасти абсурд в стиле Пелевина, отчасти ирония, в которой есть доля правды. На этой картине пересекаются три временных пласта — прошлое, настоящее и будущее. В этом и заключается феномен квантовой нелокальности».

«Огненная колесница», 2022
Елена Ковылина·DR

«Огненная колесница», 2022

«Тема света присутствует в самых разных культурных источниках, а образ колесницы встречается и в «Саге о Гильгамеше», и в библейском мифе об огненном вознесении пророка Илии. Каббалисты верят, что в результате духовных манипуляций человек превращается в Меркабу, световое тело, возносящееся на небо. Я сравниваю этот образ с реактивным двигателем. Красные лошади также отсылают к Петрову-Водкину и к русским иконам, где они непременные спутники пророка Илии».

 «Космонавт и химера», 2022
Елена Ковылина·DR

«Космонавт и химера», 2022

«Уверена, когда Алексей Леонов (летчик-космонавт, ставший первым человеком в мире, вышедшим в открытый космос. — Forbes Life) летал в космос, он видел там такую химеру. А вообще они окружают нас повсеместно — на фасаде собора Парижской Богоматери, в иконописи. Все эти создания, включая птицу Сирин, — какие-то генетические мутанты. Во Вселенной существуют и другие цивилизации. Возможно, их представители — птицы с человеческими головами, которые пели и разговаривали, — были или есть и на Земле. Их не придумали, а просто отразили в искусстве».

«Телега и моноколесо», 2022
Елена Ковылина·DR

«Телега и моноколесо», 2022

«При создании этой работы я опиралась на теорию медиа Маршалла Маклюэна, любимого философа Энди Уорхола. В его книге 1964 года «Понимание медиа» есть отдельная глава, посвященная колесу. Согласно Маклюэну, изобретение колеса приводит к тому, что у человека, грубо говоря, атрофируются стопы. Это образ, метафора, применимая к любой технологии, которая вроде бы должна развивать наши возможности. Но, облегчая себе жизнь, с прогрессом мы утрачиваем какие-то другие человеческие способности».

«Аленушка, братец Иванушка и ИИ», 2022
Елена Ковылина·DR

«Аленушка, братец Иванушка и ИИ», 2022

«При использовании искусственного интеллекта у человека может пропасть способность держать в голове большие объемы данных. Зачем что-то знать, если всегда можно спросить «Алису»? Не станем ли мы со временем обезьянами с «умными» гаджетами? Вопросы, которые лежат на поверхности.

Я считаю science art перспективным направлением. Постмодернизм, как известно, себя уже исчерпал, но ему на смену пока не пришло другой идеологии. А технологии продолжают идти вперед, происходит глобальная переоценка ценностей, развивается трансгуманизм. Очень скоро science art станет настоящим мейнстримом, так как поможет людям находить ответы на вопросы, которые их по-настоящему волнуют».

«Свет мой зеркальце…», 2022
Елена Ковылина·DR

«Свет мой зеркальце…», 2022

«Прямая визуальная цитата из мультфильма сталинской поры «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», где, на мой взгляд, отражена идея видеосвязи. Когда царица смотрится в зеркальце и спрашивает у него: «Я ль на свете всех милее», речь идет об искусственном интеллекте, который анализировал информацию и понимал, что где-то еще должна быть девушка красивее».

«Родительский контроль», 2022
Елена Ковылина·DR

«Родительский контроль», 2022

«По сюжету сказки «Гуси-лебеди», родители уезжают на рынок торговать, а старшей сестре поручают следить за младшим братом. Она зазевалась и ребенка украли. На картине мы видим квадрокоптер, который летит вслед за гусем. Это устройство типа радионяни, позволяющее следить за ребенком. Его пока не изобрели, но оно точно скоро появится. Здесь, безусловно, присутствует ирония. Но сегодня сложно представить, что при наличии видеосвязи гуси-лебеди смогли бы с такой же легкостью осуществить свой коварный план».

«Клубочек & навигатор», 2022
Елена Ковылина·DR

«Клубочек & навигатор», 2022

«Я много думала над каждым сюжетом. Задача состояла в том, чтобы найти визуальный, но не слишком буквальный образ. Это одна из самых удачных работ серии. Я понимала, что клубочек — это навигатор, но над самим образом пришлось работать несколько месяцев. Ответ нашелся, когда я листала альбом с картинами Рене Магритта. В итоге клубочек напоминает огромную планету в ночном небе».

«Леденец-петушок и вертолет», 2022
Елена Ковылина·DR

«Леденец-петушок и вертолет», 2022

«Когда работаешь над проектом, самые удачные работы обычно возникают ближе к концу. Это один из последних семи холстов, которые были созданы накануне открытия выставки».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+