Почему европейские театры приглашают на постановки художников и режиссеров из России
От Готье и обратно
Жан-Поль Готье — дизайнер моды, определивший визуальный облик эпохи 1980–1990-х годов. Готье знаменит своим взглядом на высокую моду с позиции фрика. Он переосмыслил традиционные предметы одежды, сочиняя платья из старых сумок, менял классические пропорции, соединял сукно с кружевами, смешивал мужское и женское. Вещи, перепридуманные Готье, стали называть готьерованными. «Готьеровка» захватила масскультуру, хотя ее автор всячески отказывался от ответственности: «Я не отрицаю прошлого, я не пытаюсь делать абстрактную или артистическую одежду, я не хочу придумывать футуристические костюмы, — говорил Готье в октябре 1984 года The Washington Post. — Я только стараюсь создать что-то симпатичное». «Я несерьезен, но и жизнь несерьезна», — многократно декларировал дизайнер, однако многие его работы уже стали частью истории культуры.
Костюм авторства Готье, корсет с конусовидными чашечками бюстгальтера, который Мадонна надевала во время своего тура Blonde в 1990-м, был продан на Сhristie’s в ноябре 2012-го за £48 000. Фильм Люка Бессона «Пятый элемент» с костюмами Готье имеет 39 номинаций в Америке и Европе и 10 наград. Художник по костюмам был номинирован пять раз и получил приз Европейской киноакадемии «Феликс».
Вырвавшись из оков индустрии моды (свой дом моды Jean Paul Gaultier он окончательно продал испанской компании Puig в 2020-м, поэтапно скупавшей бизнес Готье с 2011 года, в 2016-м испанцы заплатили €90 млн за лицензию на выпуск парфюмов Classique и Le Male), дизайнер занялся шоу на стыке дефиле и театра-ревю. Одно из первых шоу Готье The One прошло в 2016 году в берлинском театре Фридрихштадтпаласт. Следующее, автобиографическое, Jean Paul Gaultier Fashion Freak Show состоялось в любимом им с детства парижском кабаре «Фоли-Бержер» в 2018 году. В 2020-м это шоу под названием «Жан-Поль Готье, с любовью» показывали в Москве и Санкт-Петербурге. Его новая постановка — Falling in Love в Берлине.
По сути, весь свой творческий путь Готье фетишизирует три предмета и образа: матроску и ее обладателя — героя комиксов морячка Попая, плюшевого мишку и женский корсет лососевого цвета. С их помощью он исследует границы красивого и некрасивого, женственного и мужественного, высокого и низкого, возможности тела, восприятие объемов, цвета и формы. Этим же заняты художники нового поколения, дуэт Fecal Matters и россиянка Саша Фролова.
Саша работает над современной скульптурой. Заменяя традиционные мрамор, гипс и бронзу на резину и латекс, она создает гибкие, подвижные и текучие формы. Надутые компрессором, раздутые в прямом смысле слова, фигуры Фроловой берут зрителей в плен с помощью неожиданных форм и цветов вырвиглаз. «Новая реальность в восприятии художника не противоположна человеческому телу, напротив, она произрастает из телесности», — писала о работах Фроловой в 2017 году Наиля Аллахвердиева, куратор ее выставки в музее ПЕРММ. К чести художницы, ее скульптурные объекты не только антропоценны, но и гуманны, что подтверждает опыт работы в театре. В 2016 году Саша Фролова создала головные уборы из латекса для спектакля «4.48 Психоз» по пьесе Сары Кейн. Спектакль шел в «Электротеатре» в оформлении группы AES+F. В 2018 году как художник по костюмам в опере «Волшебная флейта» в «Геликон-опере» Саша Фролова была номинирована на «Золотую маску».
Полтора года назад, весной 2022-го, Фроловой написал письмо помощник Готье, приглашая ее принять участие в постановке шоу. Не уверенная до конца, что это не розыгрыш, Фролова полетела в Берлин на встречу с Готье. А в декабре 2022-го началась работа над «Садом любви», шоу по стихотворению Уильяма Блейка.
«Я хотела создать ощущение фантастического райского сада, полного ярких и радостных существ, похожих на цветы, фонтаны и парковые скульптуру, которые внезапно ожили», — рассказывает Саша Фролова. Работа оказалась непростой: 25 костюмов и четыре объекта — надувные формы для бассейна и дизайн ракушки. Часть действия происходит в воде, часть — на сцене. Латекс дает эффект превращения артистов в фантастические существа, «скульптурные элементы костюма кажутся продолжением тела, так появляется особая пластика в движении», — рассказывает художница. На стадиях разработки все костюмы и их детали проходили своего рода test drive, артисты шоу проверяли их на пригодность в действии. Поскольку танцоры переодеваются по ходу действия несколько раз, совместно с костюмерами театра было решено сделать комбинезоны из винила, имитирующего латекс, а уже сверху крепить надувные латексные элементы. «Надеюсь, это поможет продлить жизнь костюмам, — рассказывает Фролова. — Шоу идет каждый день и будет продолжаться два года, поэтому у каждого костюма есть копия».
Из России и обратно
«Не думаю, что в Европе в моде режиссеры и художники из России, — говорит театральный художник Галя Солодовникова. — Но есть конкретные имена, без которых театры не могут обойтись». Сейчас Солодовникова работает над костюмами к опере «Турандот», которую команда российских постановщиков — режиссер Василий Бархатов, сценограф Зиновий Марголин, художник по свету Александр Сиваев — должна представить 9 декабря в Неаполе, в Опере Сан-Карло.
Галя Солодовникова, выпускница магистратуры лондонского университета Saint Martins по специальности «cценография», до 2007 года сотрудничала c британскими театральными компаниями, была арт-директором Future Cinema. Вернувшись в Москву по семейным обстоятельствам, художница была разочарована состоянием современного театра: «Но сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что все было не зря. Но моих глазах в России появился свой мощный визуальный театральный язык». Среди проектов художницы — сценография и костюмы для балетных и оперных спектаклей. Например, в 2011 году Солодовникова вместе с Кириллом Серебренниковым работала над постановкой оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок», в 2018 году она стала художником-постановщиком балета «Айседора Дункан», сочиненного Владимиром Варнавой на музыку Сергея Прокофьева для примы-балерины Наталии Осиповой. Продюсером постановки выступил Сергей Данилян, меценатом — Роман Абрамович.
Также она создавала костюмы и сценографию в «Гоголь-центре», Театре на Бронной, Театре Наций, на Новой сцене Александринского театра. Спектакль хореографа Анны Абалихиной, художника Гали Солодовниковой и художника по свету Сергея Васильева «Экспонат/Пробуждение» получил в 2015 году «Золотую маску» как «Лучший спектакль в современном танце».
В ближайших планах Солодовниковой — переехать из Неаполя в Дрезден, затем — Венская опера и театр «Гешер», где она работает с Максимом Диденко и Кириллом Серебренниковым.
Сценограф Зиновий Марголин, представивший 5 ноября во Франкфуртской опере «Великого Мертвиарха» (Le Grand Macabre) Дьердя Лигети в режиссуре Василия Бархатова, говорит, что его рабочий график включает постановки в российских и европейских театрах. В Санкт-Петербурге Марголин по традиции сотрудничает с хореографом Борисом Эйфманом. Из Франкфурта Марголин спешит в Москву. В Большом театре 16 ноября премьера оперы «Адриана Лекуврёр» Франческо Чилеа режиссера Евгения Писарева.
Из Москвы художник едет в Неаполь на премьеру «Турандот». «Круг режиссеров-постановщиков, с которыми я работаю, небольшой, — говорит Зиновий. — Я не так просто схожусь с людьми. Зато планов у нас — громадье». Марголин говорит, что его рабочие планы составлены на три года вперед.
Летучий голландец
У театрального художника Елены Зайцевой расписание тоже заполнено как минимум до 2029 года. В портфолио Зайцевой — работа в кино с Алексеем Германом и Сергеем Сельяновым, с балетмейстером Борисом Эйфманом, над операми Вагнера, Чайковского, Моцарта в Мариинском театре, пьесы Ануя и Кокто в Молодежном театре на Фонтанке. Это только санкт-петербургская часть ее творческой биографии. С 2001 года начинается московская, а за ней — всемирная.
В 2003 году Зайцева перешла в Большой театр. В своем первом спектакле в Большом, в опере «Катерина Измайлова» на музыку Шостаковича, она показала себя дотошным специалистом — знатоком исторических деталей костюма. Поэтому балеты, восстановленные по старинным партитурам, которыми так увлекался тогда глава балетной труппы Алексей Ратманский, доверили оформлять тоже ей.
Зайцева участвовала в выпуске помпезной реконструкции «Корсара» с гигантским, занимающим всю сцену кораблем (освоить такую постановку театр смог благодаря активному фандрайзингу, который развернул директор Анатолий Иксанов). Она же делала костюмы к балетным реконструкциям Юрия Бурлаки и Сергея Вихарева.
Осенью 2009 года Елена Зайцева стала художником по костюмам оперы Берга «Воццек», поставленной режиссером Дмитрием Черняковым. Так сложился творческий триумвират: режиссер и сценограф — Дмитрий Черняков, художник по костюмам — Елена Зайцева, художник по свету — Глеб Фильштинский.
Сегодня режиссер Черняков со своей группой ставит по всей Европе настолько интенсивно, что у его соавторов нет возможности сотрудничать с другими режиссерами. «В Россию не успеваю заехать», — говорит Елена Зайцева.
По итогам 2023 года немецкий музыкальный журнал Opernwelt назвал Чернякова режиссером года, а его постановку «Войны и мира» Сергея Прокофьева в Баварской опере (премьера прошла в июле 2023 года) — лучшим спектаклем года.
В августе Черняков представил свою версию «Летучего голландца» на Байройтском фестивале. В начале сентября на Рурской триеннале в Бохуме в пространстве бывшей электростанции режиссер с командой поставили «Записки из мертвого дома» по Достоевскому Лайоша Яначека. 29 октября прошла премьера новой «Саломеи» Рихарда Штрауса в опере Гамбурга.
Следующий пункт — Брюссель, опера Ла Монне, где с 3 декабря возобновляется «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, которую Черняков поставил в 2019 году. С 2 февраля 2024 года в парижском театре Шатле стартует «Так поступают все» Моцарта, впервые представленный на фестивале в Экс-ан-Провансе этим летом. Спектакль, созданный в копродукции, сменит в Париже и дирижера, и оркестр, так что команде постановщиков предстоит немало потрудиться.