Рембрандт за £15 млн и мозаика из бассейна Джона Леннона: новости арт-рынка
Предстоящие торги: Фаберже, Каналетто и Брейгель
Торги Sotheby’s, посвященные работам фирмы Фаберже и другим произведениям декоративно-прикладного искусства, пройдут в Лондоне 28 ноября. К числу топ-лотов относится фарфоровая бонбоньерка с золотым декором работы мастерской Генриха Вигстрема (£40 000–60 000). Принадлежавший Марии Павловне Романовой портсигар оценен в £18 000–25 000. Выполненный из золота корпус с инициалами великой княжны украшен эмалью шамплеве и инкрустирован драгоценными камнями. Портсигар был изготовлен в мастерской Августа Холмстрема в 1895 году. В секции агитфарфора выставлена пара ваз, созданная мастерами Ломоносовского фарфорового завода по случаю годовщины Октябрьской революции (£30 000–50 000).
На 29 ноября намечены торги Bonhams, посвященные меморабилии — предметам, связанным со знаменитостями. На этот раз топ-лотом вечера станет мозаика с изображением стилизованного глаза, в свое время украшавшая бассейн в доме Джона Леннона в Суррее. Мозаика была выполнена по эскизу Леннона в 1965 году. В середине 1980-х ее демонтировали, а в 2016 году она экспонировалась в Музее Виктории и Альберта. Точный эстимейт лота Bonhams не раскрывает, но представители аукционного дома утверждают, что речь идет о «шестизначной сумме».
В декабре ведущие аукционные дома проведут традиционные торги в Лондоне, посвященные искусству старых мастеров, а 7 декабря Christie’s пустит с молотка свои шедевры, в числе которых пара венецианских видов кисти Каналетто первой трети XVIII века. Они выставлены единым лотом с эстимейтом £8–12 млн. Похожие работы мастера сегодня хранятся в собрании английской короны и в крупных музейных коллекциях по всему миру. Предположительно оба полотна были написаны по заказу графини Эссекской Элизабет Капелл, а затем вплоть до настоящего времени хранились в частных руках и практически не были известны исследователям творчества Каналетто. В £1—1,5 млн аукционисты оценили картину Питера Брейгеля Младшего «Возвращение с праздника». На эти же торги Christie’s выставляет лучшие тиражные работы Рембрандта из коллекции Сэмюэля Йозефовица, который до своей смерти в 2015 году возглавлял звукозаписывающую компанию Concert Hall Society. В октябре этого года подборка почти из полусотни произведений искусства ХХ и XXI века из его собрания собрала на торгах в сумме чуть более £50 млн. Из принадлежавших Йозефовицу 75 гравюр Рембрандта самыми дорогими считаются экземпляры знаменитых композиций «Три креста» и «Христос перед народом» (£1–1,5 млн каждый).
На Рембрандта решил сделать ставку и Sotheby’s. Работу «Поклонение волхвов» приписали кисти великого художника совсем недавно. Еще в 2021 году она была продана на онлайн-торгах Christie’s за €860 000 как картина «круга Рембрандта». Сразу же после покупки новый владелец попросил специалистов Sotheby’s о повторной атрибуции, которая заняла полтора года. Затем картину признал рембрандтовской Фолькер Манут, составитель каталога-резоне художника. Теперь Sotheby’s планирует выручить за лот £10—15 млн. Торги намечены на 6 декабря.
Порядка 100 работ будет выставлено на торги Sotheby’s «Европейская и британская живопись» 7 декабря. Среди лотов есть несколько произведений русских художников. Из них самый высокий эстимейт (£180 000–250 000) у картины Василия Верещагина «Московские соборы и Москва-река (весной)». Одним из предыдущих владельцев полотна был барон Сергей Александрович Корф, который после революции 1917 года эмигрировал сначала в Швецию, а затем в США. На торги картину выставляют его наследники. Также вниманию коллекционеров будут предложены работы Михаила Клодта и Иосифа Крачковского.
Прошедшие торги: акварель Кандинского за $900 000, непроданные Уорхол и Дали
Общими усилиями Christie’s, Sotheby’s и Phillips собрали порядка $2 млрд по итогам посвященных искусству ХХ—XXI веков торгов, прошедших в начале ноября в Нью-Йорке. Самым дорогим лотом сезона стала картина Пабло Пикассо «Женщина с часами», проданная на Sotheby’s за $139,3 млн. Аналитики отмечают, что рынок по-прежнему демонстрирует повышенный интерес к абстрактному искусству и работам женщин-художниц, причем как уже умерших, так и ныне живущих. В частности на Christie’s был установлен новый рекорд на работы Барбары Хэпуорт: ее скульптура «Предок II» ушла с молотка за $11,7 млн. У каждого из трех домов были и заметные неудачи. Например, не удалось найти покупателей на отдельные произведения авторов, которых принято относить к числу «голубых фишек» арт-рынка, таких как Сальвадор Дали, Альберто Джакометти, Энди Уорхол и Джефф Кунс. Некоторые из топ-лотов аукционисты сняли с продажи перед самым началом торгов.
Проходившие 14 ноября торги Phillips показали отличный для этого дома результат — $156 млн. Это вторая по величине выручка в категории искусства XX и XXI века за всю его историю. Топ-лотом стала монументальная «Абстрактная картина» Герхарда Рихтера, ушедшая с молотка за $34,8 млн. Чуть менее $900 000 принесла датированная 1911 годом акварель Василия Кандинского «Эскиз к композиции IV». Она выставлялась на продажу из коллекции частного нидерландского художественного фонда Triton Foundation. В общей сложности 30 лотов из этого собрания принесли чуть меньше $85 млн.
Центр «Зотов» и Фонд Ruarts отмечают день рождения новыми выставками
Основанный коллекционером и меценатом Марианной Сардаровой Фонд Ruarts отмечает в этом году 20-летний юбилей. Формировавшая с 2003 года коллекция фонда сегодня насчитывает более 2000 произведений, относящихся к разным периодам и техникам. Большую часть собрания составляют живопись и фотографии, дополненные более 200 объектами, а также графикой, скульптурой, видео и принтами. Всего в коллекции представлено 304 художника, из них 62 женщины. Более 60 работ можно будет увидеть на выставке New Now с 24 ноября в собственном пространстве фонда в Трубниковском переулке в Москве, которое открылось в 2021 году.
Первый день рождения отмечает созданный в ноябре прошлого года Центр «Зотов». К этой дате приурочен открывающийся 25 ноября проект «Пресня: выставка моей памяти», переосмысляющий культурный и географический контекст района, где расположен центр. В экспозицию войдут предметы из музейных собраний и личные дневники жителей Пресни, фотографии и кинохроника, работы художников-шестидесятников и современных авторов.
Первые торги Аукционного холдинга, open call в Выксе
В России появится Аукционный холдинг, созданный на основе трех структур, к каждой из которых имеет отношение коллекционер и искусствовед Сергей Подстаницкий — сооснователь аукциона «Клуб коллекционеров графики», Петербургского аукционного дома и Московского аукционного дома. Соучредителями московского аукциона, помимо Подстаницкого, стали административный директор Научно-исследовательской независимой экспертизы им. Третьякова Александр Попов, коллекционер и арт-дилер Мехман Чалабиев и историк Федор Светлаков. По их словам, холдинг планирует занять нишу русских торгов Christie’s и Sotheby’s, которые не проводятся с марта 2022 года. Первые торги холдинга пройдут на онлайн-платформе Bidspirit 3 декабря (на сайте организатором указан Московский аукционный дом). На продажу выставлено чуть менее 90 лотов, самым дорогим из них стала картина Ивана Айвазовского «Корабль в море на фоне гор» с эстимейтом 55 млн рублей.
В Музее AZ до 14 апреля 2024 года проходит выставка «Зверев/Михнов-Войтенко. Секунда, умноженная на вечность». Сокуратором проекта выступил Сергей Попов, основатель pop/off/art — галереи, которая начала работу с наследием ленинградского художника Евгения Михнова-Войтенко год назад с выставки его поздних работ «О невыразимом». В этом году галерея успешно продавала на Cosmoscow работы наиболее ценимого периода художника — конца 1950-х и начала 1960-х годов. «Сама новость о том, что мы начали работу с наследием Михнова-Войтенко, кажется, взбодрила рынок», — признается Сергей Попов. По его словам, на небольших аукционах сразу начали расти цены: «Работы из серий, которые продавались по 20 000–30 000 рублей, были переоценены в несколько раз в течение считаных месяцев. Классические «квадраты» Михнова-Войтенко на бумаге, и прежде востребованные рынком, получили оценку до 1 млн рублей. А ключевые, редкие работы на холсте продавались в конце этого года за 4—4,5 млн рублей». В целом же, по оценке галериста, рынок живописи Михнова-Войтенко вырос минимум в два раза и сейчас «для важнейших работ художника нет пределов роста».
До 15 декабря расположенная в Выксе в Нижегородской области арт-резиденция «Выкса» принимает от художников заявки на 2024 год. Их отбором будет заниматься экспертный совет, в который входят представители благотворительного фонда «ОМК-Участие» и нижегородского «Арсенала», а также куратор резиденции Кристина Горланова. По ее словам, в этом году был увеличен объем финансовой поддержки художников. «Сейчас это проживание и мастерская, оплата дороги (до 10 000 рублей), материалы (до 30 000 рублей), продакшен проекта (до 70 000 рублей) и суточные в размере 850 рублей в день», — отмечает Горланова. Также были обновлены условия приема: обязательный срок работы в резиденции составит от шести до восьми недель. «При отборе важно, чтобы минимум один из резидентов был из Нижегородской области, чтобы был кто-то, кто в арт-резиденции вообще впервые. Еще было бы здорово выдержать гендерный баланс, но в первую очередь мы ориентируемся на предложенные проекты», — добавляет Кристина Горланова.
Музейные новости: Эрмитаж выпускает NFT, Лувр покупает картину XIII века
Музей современного искусства Сан-Франциско (SFMOMA) объявил о сокращении 20% сотрудников и увеличил стоимость входного билета с $25 до $30. Руководство институции объясняет такое решение падением посещаемости на 35% по сравнению с 2019 годом и «истощением фондов помощи в связи с пандемией Covid-19». Когда американская Ассоциация директоров художественных музеев разрешила музеям продавать отдельные работы из своих собраний, чтобы покрыть издержки, вызванные пандемией, SFMOMA решил расстаться с картиной Марка Ротко 1960 года «Без названия». Она была продана на Sotheby’s за $50 млн, но в итоге музей решил потратить средства на пополнение коллекции работами художников-афроамериканцев.
Художница Трейси Эмин стала первой женщиной, вошедшей в попечительский совет Британского музея. Этим летом ее работы включили в обновленную экспозицию Тейт Британ. В конце прошлого года Эмин заявила о планах открыть в родном городе Маргите резиденцию для молодых художников.
В €24 млн обошлась Лувру картина 1280 года. Речь идет о работе флорентийского художника эпохи проторенессанса Чимабуэ под названием «Осмеяние Христа». В 2019 году картина, найденная на кухне обычной француженки, была продана на торгах Actéon за €24,2 млн коллекционеру из США. Но французские власти наложили временный запрет на вывоз работы из страны, чтобы дать местным музеям возможность собрать средства для ее выкупа. Предполагается, что «Осмеяние Христа» появится в постоянной экспозиции Лувра в 2025 году.
Государственный Эрмитаж объявил о дропе NFT трех фресок школы Рафаэля из коллекции музея. Токенизировали работы XVI века «Венера, вынимающая занозу», «Венера и Адонис», «Венера и Амур на дельфинах». Токены выпущены на платформе Atomyze при поддержке компании «Интеррос». Владельцы NFT смогут проследить весь процесс реставрации фресок, в ходе которой выяснилось, что в XIX веке были изменены отдельные детали, например, обнаженную грудь Венеры прикрыли волосами. Оцифрованные версии каждой фрески разбили на 20 фрагментов, и каждый превращен в NFT стоимостью 135 000 рублей. На данный момент уже продано 45% токенов. Выручку от их продажи планируют направить на реставрацию картины «Венера и Амур» Лукаса Кранаха Старшего из коллекции Эрмитажа.