Дарья Жукова на предпоследней строчке и украденный Роден: новости арт-рынка
Главные аукционы осени: Магритт за $35 млн и потенциальные рекорды
Всего две недели осталось до начала главной аукционной сессии этой осени, когда ведущие дома проведут в Нью-Йорке торги, посвященные искусству XX-XXI веков. Christie’s стартует уже 7 ноября с аукциона, на котором предлагается подборка из полусотни шедевров послевоенных авторов. Главным топ-лотом считается датируемая 2004 годом работа Сая Туомбли из серии, названной именем древнеримского бога виноделия Вакха. Напоминающий кровавые потеки спиралевидный узор передает неистовство проводившихся в его честь вакханалий. Оценочная стоимость работы «Без названия (Вакх, 1-я версия, II)» составляет $18–25 млн. В ноябре прошлого года другая картина этой серии стала самым дорогим лотом Phillips, которая ушла с молотка за $41,6 млн.
Главные шедевры Christie’s приберег на 9 ноября, когда в разделе, посвященном искусству ХХ века, на продажу выставят работы из нескольких выдающихся частных собраний. В своем выборе аукционный дом ориентируется на актуальную повестку: будет на торгах и картина недавно скончавшегося Фернандо Ботеро («Музыканты», $2,5–3,5 млн), и сразу несколько абстракций Марка Ротко: его ретроспектива сейчас проходит в парижском фонде Louis Vuitton, на недавней ярмарке Paris+ галерея Pace продавала (судя по всему, безуспешно) картину 1956 года «Оливковый над красным» за $40 млн. Самая дорогая из двух картин Ротко на Christie’s оценена примерно в $45 млн. В $25–35 млн аукцион оценил картину Рене Магритта из серии «Империя света». Ее первым владельцем был Нельсон Рокфеллер. Любопытно, что торги, на которые будет выставлен нельсоновский Магритт, пройдут именно в Рокфеллеровском центре.
Из 65 лотов вечерних торгов Christie’s 9 ноября 10 работ происходят из коллекции голливудского режиссера Айвана Рейтмана («Охотники за привидениями»). Самая дорогая из них — «Спящая» Пабло Пикассо, оцененная в $25–35 млн. Подборка работ из собрания музыкального продюсера Джерри Мосса в сумме оценена в $50 млн. К ней среди прочих относится написанный Фридой Кало «Портрет моей сестры Кристины» ($8–12 млн).
С двумя лотами Christie’s связывает надежды на новые ценовые рекорды: это работы Джоан Митчелл и Ричарда Дибенкорна, чьи текущие рекорды составляют $16,6 млн и $27,3 млн соответственно. Творчество Митчелл будет представлено датированной 1959 годом масштабной (почти 2,5 метра в высоту) абстракцией «Без названия» ($25–35 млн). Картина Ричарда Дибенкорна «Воспоминания о визите в Ленинград» была написана в 1965 году, вскоре после краткой поездки художника в СССР. Больше всего ему запомнились увиденные в Эрмитаже картины Матисса. В собственной серии работ, к которой относятся и «Воспоминания», Дибенкорн, по его словам, пытался «скрестить» образность и технику Матисса и Пита Мондриана.
Целых два дня (8 и 9 ноября) Sotheby’s отвел под торги, посвященные части коллекции умершей это весной американской светской львицы и мецената Эмили Фишер Ландау. Топ-лотом подборки станет шедевр классика американской абстракции Джаспера Джонса под названием «Флаги» (1986), оцененный в $35–45 млн. Еще недавно, когда арт-эксперты гадали, кому именно выпадет честь продавать коллекцию госпожи Ландау, ее суммарная стоимость оценивалась в $500 млн. Очевидно, что победивший Sotheby’s, не торопится расставаться сразу со всеми шедеврами, так что главным из них еще только предстоит взбудоражить рынок.
Отдельные торги Sotheby’s, посвященные искусству модернизма, пройдут 13 ноября. На них главным топ-лотом станет картина Марка Шагала «Над городом» 1924 года, происходящая из частного японского собрания ($12–18 млн). Еще одна жемчужина этого аукциона — картина Бальтюса «Пасьянс» из коллекции Художественного музея Чикаго ($12–18 млн). Вырученные от продажи полотна средства руководство музея планирует потратить на приобретение новых работ.
Самые громкие продажи ярмарки Paris+
На прошлой неделе в Париже проходил второй выпуск ярмарки Paris+, в которой приняли участие полторы сотни галерей из более чем 30 стран мира. За несколько дней смотр посетило 38 000 человек. Самой дорогой из проданных работ стала картина Керри Джеймса Маршалла «Американские птицы (сороки и балтиморские иволги)». Она ушла со стенда David Zwirner за $6 млн. Этой же галерее удалось найти покупателей на работы Элис Нил и Марлен Дюма (по $3 млн каждая). Главным успехом Hauser and Wirth стала продажа произведения Джорджа Кондо за $2,3 млн. Работы Аниша Капура на ярмарке представляли четыре галереи, но о продажах отчитались только две (Lisson Gallery и Mennour): оба объекта ушли за суммы чуть меньше $1 млн каждый. Похожая ситуация была и с Георгом Базелицем, чьи творения можно было увидеть на стендах White Cube и Thaddaeus Ropac. Последняя отчиталась о продаже свежей работы мастера за $1,6 млн.
Юбилейный сезон «Открытых студий» и новые выставки на «Винзаводе»
24 октября на «Винзаводе» прошел очередной вечер вернисажей, в рамках которого был запущен 10-сезон «Открытых студий». Ментором на этот раз стала Анна Зайцева, заместитель директора по выставочной деятельности МАММ. Главные особенности нового сезона — полностью женский состав и широкое разнообразие техник и материалов. Традиционная живопись или графика на стендах 10 участниц проекта почти не встречается, уступая место настоящим и сгенерированным нейросетью фотопортретам (Полина Савина); подвергнутым художественной обработке найденным объектам (Маргарита Журавлева); мимикрирующему под «бабушкин хрусталь» пластику и оргстеклу (Дарья Арбузова) и многому другому. Главная интрига заключается в том, как изменится тематика и художественная техника участниц «Открытых студий» за ближайшие полгода.
В пространстве Vladey Space до 1 декабря идет выставка работ Егора Кошелева под названием «Грифонаж», куратором которой выступил искусствовед и арт-критик Сергей Хачатуров. Графические произведения художника вступают в диалог со старинными гравюрами Уильяма Хогарта, ничуть не уступая произведениям художника эпохи рококо в причудливости и изяществе образов.
В галерее pop/off/art открылась выставка работ художника-семидесятника Аркадия Петрова (до 25 ноября). Экспозиция, исследующая образ советского обывателя со всем его бытом, надеждами и чаяниями и получившая название Homo Soveticus, поделена на четыре тематических блока. Каждый из них дополнен рифмующимися с произведениями Петрова работами его современников (Юрия Злотникова, Михаила Рогинского и других) и более молодых авторов, например Ивана Симонова.
Судьба шедевров: пропавший Роден и скифское золото с Украины
Музей Глазго признал, что принадлежавшая ему гипсовая фигура работы Огюста Родена числится утраченной с конца 1940-х годов. Речь идет о скульптурном изображении Жана д’Эра, являющегося частью композиции «Граждане Кале». По признанию руководства музея на момент утраты гипсовые работы Родена не считались особенно ценными. Сейчас примерная стоимость двухметровой скульптуры, по мнению экспертов, могла бы составлять порядка €3,5 млн. Считается, что скульптура пропала в 1949 году, когда она временно экспонировалась в парке Келвингроув.
По данным Reuters, на днях полиция Мадрида пресекла попытку перепродажи 11 старинных украшений, которые предположительно относятся к греко-скифскому периоду (VIII—IV века до нашей эры). В полицейском отчете отмечается, что в 2009–2013 годах эти артефакты экспонировались в одном из музеев Киева, а в 2016 году были незаконно вывезены с территории Украины. Кроме того, мошенники пытались продать украшения (ожерелья, серьги и браслеты) в сопровождении поддельных документов, по которым они якобы принадлежали УПЦ.
Какое искусство в 2023 году покупали ведущие мировые коллекционеры
Портал Artnews опубликовал топ-200 ведущих коллекционеров искусства. Единственное русское имя в этом ежегодном рейтинге — основательница Музея современного искусства «Гараж» Дарья Жукова, занявшая предпоследнюю строчку. Одновременно с этим эксперты Artnews посвятили отдельный материал тому, что именно отдельные коллекционеры, вошедшие в рейтинг, покупали в 2023 году. Например, Франческа Тиссен-Борнемиса заказала Петриту Халилаю и Альваро Урбано инсталляцию под названием «Лунный ансамбль», которая заняла все пространство венецианской площадки фонда TBA21. Не менее масштабную текстильную инсталляцию Жоты Момбасы приобрела Патриция Ре Ребауденго, также купившая несколько работ Томаса Шютте. Кроме того, стал известен новый владелец «Автопортрета в желто-розовых тонах» Макса Бекмана, который в конце прошлого года был продан на торгах Grisebach за рекордные €20 млн. Им стал 88-летний немецкий бизнесмен и коллекционер Рейнхольд Вюрт. Пополнилась ли за прошлый год новыми работами коллекция Дарьи Жуковой, эксперты не сообщают.
Кадровые сокращения в Yuga Labs и оцифровка коллекции Британского музея
Студия Yuga Labs, создавшая знаменитую NFT-коллекцию Bored Ape Yacht Club, объявила о решении сократить часть своей американской команды в рамках реструктуризации бизнеса. В результате деятельность проекта в будущем сосредоточится на развитии игровой метавселенной Otherside. Весной уже анонсировалась коллаборация Yuga Labs с брендом Gucci, который занимается созданием виртуальной коллекции одежды для Otherside.
Британский музей потратит $12 млн на цифровизацию своей коллекции. Такое решение было принято как одна из контрмер после скандала, связанного с пропажей порядка 2000 предметов из собрания музея (из них на сегодняшний день обнаружено и отчасти возвращено порядка 350). Проект оцифровки рассчитан на ближайшие пять лет.