Краденый Кандинский, рукопись Ахматовой и автографы Бродского: новости арт-рынка
Предстоящие аукционы: автографы Бродского и Гойи за $15-20 млн
В январе 2023 года на Christie’s выставят пару портретов Франсиско Гойи. На одном изображена 15-летняя Мария Винсента Баррусо Вальдес, а на другом — ее мать. Оба портрета знатных испанок датированы 1805 годом, а их общая оценочная стоимость (в торгах они участвуют одним лотом) составляет $15-20 млн. На продажу портреты выставляются с гарантией, то есть точно будут проданы в рамках эстимейта. Таким образом, у Christie’s есть все шансы установить новый ценовой рекорд на работы Гойи, который последние 15 лет держится на отметке $7,9 млн.
Одним из топ-лотов аналогичных торгов Sotheby’s станет картина Бронзино. Написанный в 1527 году «Портрет мужчины с пером и листом бумаги» оценили в $3-5 млн. До Второй мировой войны картина принадлежала Исле Хессельбергер, наследнице мюнхенского текстильного магната. Под давлением нацистов владелица была вынуждена продать свое имение вместе со всей коллекцией произведений искусства, включая картину Бронзино. В начале 2022 года правительство Германии вернуло работу потомкам Хессельбергер. Специалисты Sotheby’s подчеркивают, что портреты кисти Бронзино крайне редко появляются на торгах. В последний раз это происходило в 2015 году, когда «Портрет молодого человека с книгой» был продан на Christie’s за $9 млн.
«Литфонд» назвал топ-лоты посвященного Бродскому благотворительного аукциона, который намечен на 8 декабря. Часть выручки от торгов будет передана музею «Полторы комнаты». Стартовая цена всех лотов составляет 1 рубль, но лидирующие ставки за несколько дней до аукциона уже сильно выросли. Более 400 000 рублей готовы заплатить коллекционеры за рукопись поэтических переводов Анны Ахматовой с дарственной надписью Бродскому. К числу других топ-лотов относятся тетрадь с рисунками поэта из деревни Норенской, где он отбывал ссылку по обвинению в тунеядстве (лидирующая ставка: 480 000 рублей), и аудиокассета с записью парижских выступлений Бродского начала 1990-х годов (лидирующая ставка: 95 000 рублей).
Прошедшие аукционы: краденый Кандинский и рекордный Бекман
В конце прошлой недели Christie’s и Phillips провели в Гонконге торги, посвященные искусству XX-XXI веков. Выручка Christie’s составила почти $105 млн, а топ-лотом стала абстракция Джоан Митчелл «Без названия» — $10,7 млн. «Бесконечные сети (TWHOQ)» Яеи Кусамы ушли с молотка за $6,8 млн после ожесточенной борьбы ставок. Цена работы выросла почти в два раза по сравнению с 2019 годом, когда она в последний раз продавалась на аукционе. Торги Phillips в сумме принесли $33,6 млн. Самой дорогой работой вечера, как и ожидалось, стала «Абстрактная картина (774-1)» Герхарда Рихтера, проданная за $9,6 млн. Как и большинство других топ-лотов, она ушла с молотка по нижней планке оценочной стоимости.
Берлинский аукционный дом Grisebach провел на прошлой неделе торги, в ходе которых за €20 млн был продан «Автопортрет в желто-розовых тонах» Макса Бекмана, немецкого художника-экспрессиониста, представленного на выставке «дегенеративного искусства», вынужденного эмигрировать из Германии после того, как более 500 его работ были изъяты из музеев. Это новый рекорд не только для произведений художника, но и для всей аукционной истории Германии. Однако это достижение было омрачено скандалом, связанным с датированной 1928 годом акварелью Василия Кандинского «Без названия». Она ушла с молотка за €387 5000. Аукционный дом проигнорировал полученное накануне торгов уведомление Министерство культуры Польши о том, что в 1984 году работа была похищена из Национального музея в Варшаве. Свое решение Grisebach объясняет тем, что сделка, в результате которой акварель досталась последнему владельцу, была добросовестной. В 1988 году акварель была куплена в мюнхенской галерее Galerie Thomas гамбургским бизнесменом Вернером Отто. После его смерти работу продавала вдова бизнесмена. Закрыв сделку, Grisebach сообщил о намерении провести дополнительную юридическую экспертизу по соглашению с продавцом и покупателем.
Датированная примерно 1600 годом копия «Спасителя мира» Леонардо продана на торгах Christie’s за €1 млн. Цена молотка превысила оценочную стоимость в 70 раз даже несмотря на то, что картина отличается серьезными повреждениями красочного слоя и была выставлена на продажу без рамы. Автором копии Леонардо считается неизвестный итальянский художник. Оригинал ушел в 2017 году на торгах Christie’s за рекордные $450 млн. Тогда покупателем стал Департамент по культуре и туризму Абу-Даби. Несколько недель назад СМИ сообщали, что для картины, которую с тех пор ни разу не выставляли, строят отдельную галерею в Саудовской Аравии.
Громкие продажи и звездные посетители ярмарки Art Basel Miami Beach
В первых числах декабря прошла юбилейная 20-я ярмарка Art Basel Miami Beach, в которой приняло участие рекордное (282) число галерей. Во время закрытого предпросмотра на площадке среди VIP-коллекционеров разгуливали звездные коллекционеры вроде Сильвестра Сталлоне и Леонардо Ди Каприо. Особенно пристально Ди Каприо присматривался к масштабному полотну Грейсона Перри под названием «Американская мечта» с портретом Марка Цукерберга, от которого, как на карте военных действий, идут красные стрелки к вымышленным топонимам типа «фейк ньюз» или «патриархат». Работа стоимостью $75 000 была представлена на стенде галереи Paragon.
Одним из главных успехов превью стала продажа картины Агнес Мартин 1998 года «Без названия № 14». Она ушла со стенда галереи Pace за $7 млн. Галерея Hauser & Wirth в сумме продала на $18 млн: работы Гленна Лигона, Филипа Гастона, Джорджа Кондо и других художников. Галерея Jack Shainman нашла покупателей для работы Керри Джеймс Маршалл «Мы оплакиваем наши потери № 2» ($2,8 млн) и скульптуры Ника Кейва ($180 000), выставка работ которого сейчас проходит в Музее Гуггенхайма. Непроданными остались самые дорогие работы ярмарки: автопортрет Уорхола за $32 млн (Acquavella Galleries), масштабное полотно Жана Дюбюффе за $30 млн (Nahmad gallery) и картина Джаспера Джонса за $20 млн (David Zwirner).
Портреты меценатов, новый фонд поддержки современного искусства и новая ярмарка
До конца марта следующего года в филиале Исторического музея в Туле идет выставка, посвященная купеческому портрету. Экспонаты — порядка 50 картин — поделены на два зала. Первый отдан ранним работам, начиная с конца XVIII века, а второй — более современным, среди которых особый интерес представляют изображения крупных предпринимателей и меценатов. Творчество Валентина Серова представлено незаконченным портретом Алексея Абрикосова, основателя знаменитого кондитерского предприятия. По легенде, молодой художник постоянно опаздывал на сеансы и вскоре жена Абрикосова перестала звать Серова к столу. Обидевшись, художник отказался подписывать свою работу, за которую ему тем не менее заплатили. Сам Валентин Серов вспоминал эту историю совершенно иначе: Абрикосов во время сеансов постоянно отлучался завтракать, оставляя художника писать портрет в одиночестве. Кроме того, на выставке можно увидеть портреты девелоперов-братьев Бахрушиных, которые в общей сложности пожертвовали Москве более 3,5 млн рублей, а также портрет купчихи Варвары Хлудовой, матери коллекционеров Михаила и Ивана Морозовых.
В конце прошлой недели в Музее АРТ4 под занавес выставки Matiush First «Настройка по умолчанию» (открыта до 10 декабря) прошла официальная презентация Limonov Art Foundation (до этого Лимонов и его фонд отметились на Cosmoscow 2022 с проектом «Фантомная семья Каспара Хаузера). По словам основателя LAF, предпринимателя и коллекционера Сергея Лимонова, в первую очередь он планирует поддерживать молодых российских авторов, не представленных галереями. «Мы сознательно не распыляемся на другие направления, потому что через специализацию на современное искусство при ограниченных ресурсах мы можем более эффективно их расходовать. Актуальное искусство — это создание новых смыслов, трендов в ситуации неопределенности и непонимания, что есть хорошо, и что есть плохо. Это новаторство и соответствующий уровень азарта», — говорит Лимонов. LAF будет также помогать авторам участвовать в международных арт-резиденциях и заниматься издательскими проектами.
Кроме того, с 16 по 18 декабря в Музее АРТ4 пройдет первый выпуск ярмарки «Тупик 20 22», в которой современные художники будут участвовать напрямую, без посредничества галерей. Кураторы Лиза Бобкова и Дарья Ярцева обещают сделать акцент на работах, созданных специально для ярмарки. Уже известны имена авторов, прошедших open call (Марго Макарова, Паша Бумажный, Саша Лемиш, МишМаш), и тех, кого приглашали лично организаторы (от Пепперштейна, Гутова до Ирины Кориной и Петра Кирюши). По итогам ярмарки будет вручена премия, предполагающая денежный приз, возможность реализации персонального проекта в АРТ4 и покупка работы в коллекцию музея.