Бэнкси продают долями, экспонаты Британского музея попали на eBay: новости арт-рынка
Предстоящие торги: Sotheby’s соревнуется с Christie’s, Гончарова и Бенуа продаются онлайн
В ближайшие месяцы на торги выставят коллекцию Эмили Фишер Ландау — скончавшейся весной американской светской львицы и мецената. Собирать искусство она начала в 1970-х. Сегодня стоимость коллекции из порядка 1500 произведений может достигать $500 млн. Кто из аукционов-гигантов — Christie’s или Sotheby’s — выиграет право вести торги, пока неизвестно. Наследники госпожи Ландау продолжают вести переговоры и с теми и с другими. Эксперты Artnews полагают, что выбор все же падет на Christie’s. Главным сокровищем коллекции считается написанная в 1932 году картина Пабло Пикассо «Женщина с часами». В 2010 году именно Christie’s продал датированную тем же периодом работу «Обнаженная, зеленые листья и бюст» Пикассо за $106 млн. Еще один козырь в рукаве Christie’s — рекорд на работы Эда Рушея на отметке в $52,5 млн, который принадлежит аукционному дому с 2019 года. Похожая работа художника — еще одна жемчужина коллекции Ландау. Также на рынок попадут шедевры Уорхола, Туомбли, Ротко.
Работа Эда Рушея под названием Gem станет топ-лотом торгов Bonhams, посвященных современному искусству с акцентом на калифорнийских художниках. Оценочная стоимость датированной 1968 годом пастели с объемными буквами, из которых составлено слово Gem, составляет $700 000 — $1 млн. Столь высокая цена за работу на бумаге объясняется ее важностью в творчестве автора. Когда Рушей переехал жить в Лос-Анджелес 18-летним подростком, поначалу он работал наборщиком текста в местной типографии, а его художественный стиль сформировался под сильным воздействием графического дизайна. Торги намечены на 13 сентября. В этом же месяце в MoMA откроется масштабная ретроспектива Рушея.
На онлайн-торгах портала ARTinvestment.RU выставлены театральные эскизы Наталии Гончаровой и Александра Бенуа. Лидирующая ставка за набросок костюма к «Романтическому балету Б. Князева» работы «амазонки русского авангарда» на момент публикации составляет всего 35 000 рублей. А за эскиз костюма к постановке «Щелкунчика» 1938 года Александра Бенуа коллекционеры готовы заплатить 100 000 рублей. Один из топ-лотов — датированный 1929 годом «Рассказчик» Филиппа Малявина с оценкой в 3 млн рублей.
Кандинский и самые дорогие фотографии на торгах первой половины года
Портал Artnet опубликовал списки наиболее дорогих аукционных лотов последнего полугодия в главных категориях коллекционирования. В разделе модернизма и импрессионизма вторую строчку рейтинга занял Василий Кандинский с картиной «Вид на Мурнау с церковью II». В конце февраля картина была продана на Sotheby’s за рекордные $44,7 млн. Обогнать родоначальника абстракции удалось лишь Густаву Климту с написанным в 1901 году полотном «Остров на озере Аттерзе» (Sotheby’s, $53 млн). В секции актуального искусства лидирует «канадский Матисс» Мэтью Вонг, чью «Реку в сумерках» Sotheby’s продал за $6,6 млн. Любопытно, что ни одна из 10 самых дорогих фотографий полугодия не была продана на тематических торгах. Все они уходили с молотка либо в составе частных коллекций, либо на вечерних торгах искусства ХХ века. Самым дорогим снимком полугодия стала работа Ричарда Принса «Без названия (Ковбой)», проданная на Christie’s за $1,5 млн.
Ярмарка blazar меняет даты, региональные проекты «Сферы»
Вслед за Cosmoscow ярмарка-сателлит молодого искусства blazar тоже поменяла даты проведения в этом году. Раньше обе ярмарки проходили в начале сентября. Сначала о переносе дат на 29 сентября — 1 октября и переезде из Гостиного Двора в «Экспоцентр» объявила Cosmoscow. Площадкой blazar по-прежнему остается Музей Москвы, но даты проведения тоже сместились. «В этом году в силу внешних обстоятельств мы несколько раз переносили даты ярмарки. Но сейчас можем уверенно сказать, что blazar 2023 пройдет с 21 по 24 сентября в первом корпусе Музея Москвы. Привычное место, но новый для нас зал. Главное, что все участники ярмарки настроены позитивно и вместе с нашей командой готовятся к открытию четвертого выпуска», — говорит соосновательница ярмарки blazar Александра Лекомцева. Организаторы обещают представить работы 60 независимых художников, стенды 20 галерей, а также секцию цифрового искусства и специальный стенд «Регион года».
Фонд «Сфера» оказывает поддержку целому ряду проектов, которые проходят этим летом или будут открыты в ближайшие недели. Так, на 24 августа запланирован старт арт-лаборатории «Преломление» в Гусь-Хрустальном. Ее итогом станет одноименная выставка в Гусевском хрустальном заводе им. Мальцова, которая откроется 27 августа. Исследуя собрание музея, которое насчитывает более 13 000 экспонатов, 16 художников, включая Сашу Пучкову и Яна Посадского, создадут работы на тему памяти, хрупкости и эфемерности праздничного обихода. В казанской «Смене» до конца октября открыта групповая выставка «Архипелаг грез» с участием Людмилы Барониной, Игоря Поносова. Экспозиция составлена из проектов-«островов». Куратор Сергей Гуськов, сетуя на то, что потенциал художественной фантазии сегодня недооценивают, предлагает выделить авторам целый воображаемый архипелаг: «Пусть художники и зрители построят себе миры — удивляющие, восхищающие, пугающие, любые».
Мурал Бэнкси продают, Британский музей в центре скандала
В феврале этого года на улице приморского английского городка Маргейт появился мурал Бэнкси «Тушь в День святого Валентина». Приуроченная к празднику всех влюбленных работа с изображением девушки в фартуке с подбитым глазом стала высказыванием художника на тему домашнего насилия. Теперь лондонская галерея Red Eight совместно с платформой Showpiece предлагает коллекционерам выкупить право долевого владения муралом. Они собираются выпустить 22 000 акций, цена каждой из которых составляет £120. Организаторы предполагают, что суммарные продажи составят как минимум £1 млн. При этом оценка самого мурала составляет, по их словам, примерно £6 млн. Согласно опубликованному недавно отчету ArtTactic, «интерес к инвестициям в долевое владение искусством и предметами коллекционирования не показывает признаков ослабления». Более половины опрошенных коллекционеров признались, что планируют совершить подобную сделку в ближайшие 12 месяцев.
Шедевры мирового искусства, конфискованные у крупного португальского коллекционера, составят костяк собрания нового художественного музея в Лиссабоне. Работы Энди Уорхола, Пабло Пикассо, Фрэнсиса Бэкона, Пита Мондриана и других художников были изъяты властями у фондового инвестора Хосе «Джо» Берардо в 2019 году. Это произошло после того, как коллекционер, которого прозвали «португальским Чарльзом Саатчи», пострадавший от португальского финансового кризиса 2010-2014 годов, не смог расплатиться с кредиторами, задолжав им более $1 млрд. В 2006 году аукционный дом Christie’s оценивал его коллекцию в €316 млн. Теперь открытие государственного Музея MAC/CCB на основе коллекции Берардо запланировано на октябрь этого года.
На днях Британский музей выпустил официальное заявление по итогам внутреннего расследования, которое показало, что за последние годы неназванным сотрудником и куратором (которого уже уволили) было предположительно украдено порядка 2000 ценных экспонатов. По сведениям BBC, предостережения о возможных кражах поступали в адрес руководства музея с 2021 года, но ответом на них неизменно становилась формулировка о том, что «все экспонаты учтены и находятся в безопасности». Как показало предварительное расследование, в котором участвовали представители полиции, в число похищенных объектов входят преимущественно изделия из золота, а также инкрустированные драгоценными камнями предметы. Все пропавшие экспонаты датируются периодом с XV по XIX век нашей эры. При этом в отчете уточняется, что музей, скорее всего, никогда не узнает точно, что же именно было украдено, из-за пробелов в инвентарных описях, благодаря которым работы и могли быть украдены. Тем временем отдельные экспонаты уже начали продаваться в интернете. Telegraph сообщает, что предмет, стоимость которого составляет приблизительно £50 000, был замечен на платформе eBay, оцененный в £40.