Гитара Леннона и комбинезон Элвиса: как инвестировать в культовые вещи музыкантов
До начала торгов, в сентябре 2023 года, потенциальную стоимость 30 000 вещей, принадлежавших Фредди Меркьюри — ушедшему из жизни в 1991 году солисту группы Queen, специалисты аукционного дома Sotheby’s оценивали в $7,5 млн. В итоге продажа автографов, сценических костюмов, золотых и платиновых дисков, предметов интерьера и рояля, за которым была сочинена «Богемская рапсодия», принесла $15,4 млн. Эта внушительная цифра вновь заставила вспомнить, что вещи, принадлежавшие кумирам миллионов, являются объектом страстного коллекционирования и могут со временем принести неплохой доход их владельцам. И Меркьюри далеко не единственный певец-рекордсмен.
Белоснежный, расшитый стразами комбинезон Элвиса Пресли, в котором он выступал в 1972 году в концертном зале Madison Square Garden, ушел с молотка Kruse GWS Auctions в 2021 году более чем за $1 млн. Причем 30 лет раритет провел в частной коллекции, и его бывший владелец, очевидно, неплохо на нем заработал. И это только один, хоть и самый дорогостоящий, предмет из наследия короля рок-н-ролла.
В 2012 году на аукционе Julien’s в Лос-Анджелесе, который специализируется на раритетах из музыкальной индустрии, были проданы личные вещи Майкла Джексона. Кожаная куртка, в которой поп-идол снялся в клипе Thriller, ушла с молотка за $1,8 млн, а перчатка со стразами, которая впервые появилась на руке певца во время выступления в 1983 году, — за $420 000. Интересно, что большинство вещей купила Леди Гага, и это тоже тенденция: современные музыканты часто собирают вещи тех, на чьей музыке они выросли и сформировались. Один из недавних рекордов Sotheby’s — $1 млн, заплаченный за перстень из золота с бриллиантами и рубинами, который принадлежал покойному рэперу Тупаку Шакуру, — поставил другой рэпер, Дрейк.
Хорошим спросом пользуются инструменты, принадлежавшие культовым рокерам. В 2015 году гитара Gibson, на которой Джон Леннон, будучи участником The Beatles, написал композиции Love Me Do и PS I Love You, которая была украдена у него в 1963-м, ушла с молотка Julien’s за $2,4 млн. Гитару Джими Хендрикса, на которой он играл в 1969 году в Вудстоке, в 2010-х годах основатель Microsoft Пол Аллен купил за $2 млн, в то время как ее цена в 1990 году на аукционе Sotheby’s составила «всего» $260 665. Для сравнения, Боб Дилан котируется немногим меньше: электрогитара, на которой музыкант играл на фестивале Newport Folk в 1965 году, была продана за $965 000.
Эксперты того же Julien’s полагают, что сегодня надежнее всего вкладываться в реликвии, которые принадлежали музыкантам из культовых групп 1990-х: Nirvana, Oasis, Radiohead, Pulp и Blur. Действительно, растянутый гранжевый кардиган, в котором Курт Кобейн выступал на концерте MTV Unplugged в 1993 году за несколько месяцев до своей смерти, был продан на Julien’s в 2019 году за $334 000 и стал самым дорогим кардиганом, ушедшим с молотка.
В России практика продажи вещей знаменитых певцов и музыкантов возникла недавно, многомиллионные суммы достигаются редко, и многие аукционы носят благотворительный характер. В 2010 году рубашка Бориса Гребенщикова (признан иноагентом), галстук Олега Гаркуши, барабан-погремушка солисток группы «ИваНовы» были проданы в Санкт-Петербурге на аукционе по случаю Дня борьбы с бедностью, и все вырученные средства были направлены в приют для бездомных «Ночлежка». В 2010-е годы лидер группы «Машина времени» Андрей Макаревич (признан иноагентом) не раз предоставлял свои рисунки и картины (он увлекается живописью) для продажи ради благотворительных целей, в том числе в пользу приютов для бездомных животных.
Музыканты группы «Разные люди» Александр Чернецкий и Игорь Ойстрах учредили в 2017 году благотворительный фонд «Разные люди — Рок-музыканты помогают детям» в пользу больных детей. Инициативу поддержали «Алиса», «Калинов мост», ДДТ, «Чиж & Co», «Воскресенье», но четвертый по счету аукцион в 2019-м собрал всего 384 000 рублей, и больше их не проводили, хотя на платформе фонда planeta.ru по-прежнему можно приобрести лоты от разных музыкантов.
Предсказуемо более востребованными оказались вещи, принадлежавшие Виктору Цою. В 2018 году на аукционе «Литфонда» паспорт певца был продан за 9 млн рублей, номерной знак «Москвича», на котором он разбился в 1990 году, — за 2 млн рублей, а кассета с записью милицейской облавы на квартирнике с участием Цоя и Майка Науменко в Киеве ушла с молотка за 200 000 рублей. И это при том, что родственники и друзья публично выражали сомнения в подлинности некоторых из этих вещей.
Все перечисленные объекты попали в частные коллекции, и дальнейшая судьба большинства из них неизвестна. А вот из поклонения перед творчеством Владимира Высоцкого бизнесмена Андрея Гавриловского в 2013 году вырос частный музей, посвященный жизни поэта и музыканта. Несколько лет Гавриловский собирал предметы, связанные с именем Высоцкого, и тратил на это серьезные суммы. За сколько ему удалось выкупить у владельца из Грузии принадлежавший Высоцкому автомобиль Mercedes модели 450W116 цвета «голубой металлик», коллекционер так и не рассказал. Но когда в 2015 году вдова музыканта Марина Влади решила расстаться со своим прошлым через аукционный дом Drouot, то Гавриловский приобрел на торгах 37 лотов общей стоимостью €350 000. Актриса была настолько впечатлена преданностью российского бизнесмена, что подарила ему несколько личных вещей поэта, в том числе часы Cartier и этнические украшения, которые тот привозил ей из путешествий. И сама приезжала посмотреть на музей Высоцкого в Екатеринбурге, который уже стал достопримечательностью города.
Как предметы, связанные с именами культовых музыкантов, могут стать объектом поклонения, показали две недавние масштабные выставки-блокбастеры: «Виктор Цой. Путь героя» в Москве (2022 год) и «Панк-культура. Король и Шут», которая отгремела в Москве и отправится в Санкт-Петербург. Посмотреть на меморабилию, связанную с Цоем, Егором Летовым, Янкой или Андреем «Горшком» Горшеневым, на каждую выставку приходило почти по 100 000 человек.
Собственно, это и есть ответ на вопрос, стоит ли брать автографы и любыми законными способами приобретать принадлежавшие музыкантам вещи. Со временем они, возможно, принесут неплохой доход или послужат благой цели.