Более половины россиян не готовы платить за фильмы и музыку в Сети
52% россиян считают, что уровень жизни и доходов в стране недостаточно высокий, чтобы требовать плату за просмотр и скачивание фильмов, музыки и книг в Сети. За последние пять лет этот показатель снизился на 19%. Это следует из результатов исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). В опросе приняли участие 1600 респондентов.
Доля респондентов, которые считают, что фильмы, музыка, книги — это такие же товары, как и материальные блага, и их авторы должны получать отчисления за каждую скачанную копию их произведения, увеличилась за последние пять лет до 34% — в 2018 году она составляла 19%. Кроме того, 41% опрошенных считают, что авторский контент в Сети должен быть надежно защищен законом от нелегального распространения. При этом 39% участников опроса, наоборот, считают, что после выхода в свет фильмы или книги «начинают жить собственной жизнью», а авторы не могут запрещать пользователям бесплатно обмениваться ими.
Чаще других с мнением, что авторы должны получать деньги за использование их произведений, согласны молодые люди 18–24 лет (65%), мужчины (38%), высокообразованные и материально обеспеченные граждане (38% и 49% соответственно), а также жители Москвы и Санкт-Петербурга (41%) или других городов-миллионников (44%). По данным исследователей, доля опрошенных, которые предпочитают заплатить за просмотр фильма в хорошем качестве, вместо того чтобы посмотреть бесплатную копию в плохом, снизилась за последние пять лет с 34% до 16%.
В целом специалисты ВЦИОМ отмечают, что с 2018 года отношение россиян к вопросу борьбы с интернет-пиратством практически не изменилось. Так, только 23% опрошенных считают ужесточение законодательства в отношении пиратов эффективным, а 63% уверены, что люди станут чаще платить за фильмы и музыку в Сети, если будут обеспечены низкие цены.
Ранее сообщалось, что россияне практически полностью перестали покупать фильмы в онлайн-кинотеатрах: доходы стримингов от продаж или аренды отдельных картин и сериалов снизились до рекордных 2% от общей выручки. Еще год назад этот показатель составлял 9%. Эксперты считают, что такое падение связано с уходом из страны голливудских студий и отсутствием их новинок на платформах. До этого аналитики агентства TelecomDaily выяснили, что по итогам первого полугодия 2023-го треть онлайн-кинотеатров в России подняли стоимость своих подписок. Наибольшую динамику цен показала платформа «Кинопоиск» — на 50%. Единственным сервисом, который, наоборот, снизил стоимость, стал «Триколор Кино и ТВ».