К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Настоящий смех на моих фотографиях»: в Москве открылась выставка Патрика Демаршелье

Патрик Демаршелье. «Джиджи Хадид». 2016 (Фото DR)
Патрик Демаршелье. «Джиджи Хадид». 2016 (Фото DR)
В «Галерее Люмьер» с сентября 2023 до марта 2024 года проходит выставка работ Патрика и Виктора Демаршелье. После смерти Патрика Демаршелье, легендарного американского фотографа моды, его сын Виктор Демаршелье сдержал обещание отца и привез в Россию выставку. Это прецедент — первая после 24 февраля 2022 года выставка западного искусства в стране. Редактор культуры Forbes Яна Жиляева выбрала лучшие работы из коллекции

Патрик Демаршелье — француз по рождению, ставший классиком американской фотографии второй половины XX века. Первый иностранный фотограф, снимавший членов королевской семьи Великобритании. Именно ему принцесса Диана в 1989 году доверила свой портрет с детьми: благодаря способности Демаршелье увидеть в красивой женщине ее индивидуальность, не теряя живости и непосредственности. Сам мастер определял свой успех немногословно: «Мне нравится настоящий смех на моих фотографиях».

За право работать с Демаршелье годами бились такие титаны, как Dior и Chanel, Vogue и Harper’s Bazar. Он снимал динамичные 1970-е, эпоху свободы 1980-х, bling bling 1990-х (жаргонное выражение, обозначающее «шик». — Forbes Life). Супермодели Кристи Тарлингтон, Синди Кроуфорд, Линда Евангелиста, Наоми Кэмпбелл, Кейт Мосс взрослели, оставаясь героинями его кадров. Рядом с ними в кадр входили Джиджи Хадид, ангелы Victoria’s Secret. Демаршелье бережно размещал их перед своим объективом, выстраивая композиции из идеальных тел.

«Он работал со всей плеядой великих моделей своего времени, но именно у него они становились обычными женщинами. То бунтарками, то едва проснувшимися и еще не решившими, в каком они сегодня настроении, танцующими, плавающими, задумчивыми», — писала в своей колонке для Forbes Life, посвященной памяти мастера, Наталья Григорьева-Литвинская, основатель «Галереи Люмьер».

 

Демаршелье умер в своем доме на Сен-Барте 31 марта 2022 года. Спустя год после смерти Патрика Демаршелье его сын Виктор принял решение взять на себя отцовское обязательство и провести в Москве выставку, которую старший Демаршелье планировал в «Галерее Люмьер». Как рассказала Наталья Литвинская Forbes Life, юристы фотографа не нашли официальных  препятствий, не позволяющих отправить отпечатки в Москву. Так 22 сентября в галерее на Большой Полянке открылась выставка отца и сына, фотографов Демаршелье. 

Смотреть сегодня работы 1980–1990-х, кажется, невозможно без смущения, а иногда и слез. Вот полная сил, витальности и уверенности в себе, с кошачьей грацией красавица Мелания Трап, едва прикрытая топом и шортами с американской символикой, лежит на письменном столе своего мужа. То ли напуганный, то ли смущенный Дональд Трамп на заднем плане что-то орет в трубку раритетного телефонного аппарата. 

 

Вот супермодели окружили Джанни Версаче. Это 1992 год — пять лет до его трагической гибели. Но ни тронутая сединой щетина, ни статусная поза альфа-самца в компании красавиц не сбивают с толку: в кадре молодой и беспечный человек, чье любопытство и жажда жизни выглядят неиссякаемыми.

Вот прекрасная Татьяна Патиц с загадочным обаянием Марлен Дитрих и Роми Шнайдер с полуулыбкой смотрит в камеру в центре композиции в окружении других великих супермоделей. Она уйдет первой, разрушив мифологию о том, что супермодели 1980-х — вечные, как античные богини.

На волне #MeToo, бодипозитива, многообразия гендеров, борьбы с сексизмом Патрик Демаршелье предстает едва ли не архаичным деспотом, примитивным торговцем живым товаром. Но это только кажется. Присмотревшись к его кадрам, как к сюжетам Брейгеля и полотнам Тициана, все эти его неполиткорректные, иногда сексистские композиции оборачиваются пиршеством глаз и духа, гимном свободе и красоте. Но чтобы закатить такое пиршество в заданных обстоятельствах, нужен особый талант — такой, как у Патрика Демаршелье. 

 
Патрик Демаршелье. «Кристи». 1990

Патрик Демаршелье. «Кристи». 1990

Куратор выставки Наталья Литвинская предлагает внимательно присмотреться к деталям снимка, что же скрывается в тени гигантской шляпы, которую демонстрирует Кристи Тарлингтон: «Губы Кристи показывают ничтожность самой роскошной шляпы 1990-х и доказывают первичность женской красоты по отношению к моде».

Патрик Демаршелье. «Надя». 1995

Патрик Демаршелье. «Надя». 1995

Балетная тема, как и тема танца и трансформации тела, генетически важна для Демаршелье как для француза, для человека, родившегося и выросшего в стране, которая изобрела балет.

Патрик Демаршелье. «Кристи, Линда, Наоми». 2016

Патрик Демаршелье. «Кристи, Линда, Наоми». 2016

«Красота может быть вечной, если она идет изнутри», — объясняет загадку супермоделей Наталья Литвинская.

Патрик Демаршелье. «Джанни Версаче». 1992

Патрик Демаршелье. «Джанни Версаче». 1992

«Кажется, что с убийством Джанни Версаче летом 1997 года закончилась эпоха bling bling, барочной пышности, гротескных силуэтов, чрезмерного потребления напоказ. Однако возможно, что путь, придуманный Версаче на подиумах высокой моды, всего лишь сменил направление, завернув за угол Гарлема», — говорит Наталья Литвинская.

Патрик Демаршелье. «Dior haute couture. Весна-лето 2011»

Патрик Демаршелье. «Dior haute couture. Весна-лето 2011»

«Это фотография-икона, которая венчает собой серию многолетнего фотоисследования истории дома Dior», — объясняет значение снимка Наталья Литвинская.

Патрик Демаршелье. «Мелания и Дональд Трамп». 1999

Патрик Демаршелье. «Мелания и Дональд Трамп». 1999

Наталья Литвинская уверена: в этом кадре героиня — Мелания Трамп. Сколько иронии, свободы, уверенности в себе, открытой сексуальности. А ведь она — жена будущего президента.

Виктор Демаршелье. Bebe. 2021

Виктор Демаршелье. Bebe. 2021

Виктор Демаршелье, сын своего отца, вырос не только на съемочной площадке, но и в окружении работ других «затворников моды», все фотографическое наследие XX века, великие имена в моде присутствовали в его жизни с рождения. Став фотографом, он нашел свой путь, тонко и иронично вплетая оммажи великим фотопредкам в свои снимки. «Среди его любимых источников — отсылки к работам Ирвина Пенна и Эрвина Блюменфельда», — объясняет Наталья Литвинская.

Виктор Демаршелье. «Искусственный цвет. Эскиз №11». 2018

Виктор Демаршелье. «Искусственный цвет. Эскиз №11». 2018

Натюрморт в цветах барбикора не только отсылка к поп-арту, но и оммаж натюрмортам Ирвина Пенна, объясняет куратор выставки в «Галерее Люмьер».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+