«Настоящий смех на моих фотографиях»: в Москве открылась выставка Патрика Демаршелье
Патрик Демаршелье — француз по рождению, ставший классиком американской фотографии второй половины XX века. Первый иностранный фотограф, снимавший членов королевской семьи Великобритании. Именно ему принцесса Диана в 1989 году доверила свой портрет с детьми: благодаря способности Демаршелье увидеть в красивой женщине ее индивидуальность, не теряя живости и непосредственности. Сам мастер определял свой успех немногословно: «Мне нравится настоящий смех на моих фотографиях».
За право работать с Демаршелье годами бились такие титаны, как Dior и Chanel, Vogue и Harper’s Bazar. Он снимал динамичные 1970-е, эпоху свободы 1980-х, bling bling 1990-х (жаргонное выражение, обозначающее «шик». — Forbes Life). Супермодели Кристи Тарлингтон, Синди Кроуфорд, Линда Евангелиста, Наоми Кэмпбелл, Кейт Мосс взрослели, оставаясь героинями его кадров. Рядом с ними в кадр входили Джиджи Хадид, ангелы Victoria’s Secret. Демаршелье бережно размещал их перед своим объективом, выстраивая композиции из идеальных тел.
«Он работал со всей плеядой великих моделей своего времени, но именно у него они становились обычными женщинами. То бунтарками, то едва проснувшимися и еще не решившими, в каком они сегодня настроении, танцующими, плавающими, задумчивыми», — писала в своей колонке для Forbes Life, посвященной памяти мастера, Наталья Григорьева-Литвинская, основатель «Галереи Люмьер».
Демаршелье умер в своем доме на Сен-Барте 31 марта 2022 года. Спустя год после смерти Патрика Демаршелье его сын Виктор принял решение взять на себя отцовское обязательство и провести в Москве выставку, которую старший Демаршелье планировал в «Галерее Люмьер». Как рассказала Наталья Литвинская Forbes Life, юристы фотографа не нашли официальных препятствий, не позволяющих отправить отпечатки в Москву. Так 22 сентября в галерее на Большой Полянке открылась выставка отца и сына, фотографов Демаршелье.
Смотреть сегодня работы 1980–1990-х, кажется, невозможно без смущения, а иногда и слез. Вот полная сил, витальности и уверенности в себе, с кошачьей грацией красавица Мелания Трап, едва прикрытая топом и шортами с американской символикой, лежит на письменном столе своего мужа. То ли напуганный, то ли смущенный Дональд Трамп на заднем плане что-то орет в трубку раритетного телефонного аппарата.
Вот супермодели окружили Джанни Версаче. Это 1992 год — пять лет до его трагической гибели. Но ни тронутая сединой щетина, ни статусная поза альфа-самца в компании красавиц не сбивают с толку: в кадре молодой и беспечный человек, чье любопытство и жажда жизни выглядят неиссякаемыми.
Вот прекрасная Татьяна Патиц с загадочным обаянием Марлен Дитрих и Роми Шнайдер с полуулыбкой смотрит в камеру в центре композиции в окружении других великих супермоделей. Она уйдет первой, разрушив мифологию о том, что супермодели 1980-х — вечные, как античные богини.
На волне #MeToo, бодипозитива, многообразия гендеров, борьбы с сексизмом Патрик Демаршелье предстает едва ли не архаичным деспотом, примитивным торговцем живым товаром. Но это только кажется. Присмотревшись к его кадрам, как к сюжетам Брейгеля и полотнам Тициана, все эти его неполиткорректные, иногда сексистские композиции оборачиваются пиршеством глаз и духа, гимном свободе и красоте. Но чтобы закатить такое пиршество в заданных обстоятельствах, нужен особый талант — такой, как у Патрика Демаршелье.