К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Он делал красивых женщин настоящими»: главные работы фотографа Патрика Демаршелье

Фото Ben Gabbe / Getty Images for NYFW: The Shows
Фото Ben Gabbe / Getty Images for NYFW: The Shows
31 марта в возрасте 78 лет умер легендарный французский модный фотограф Патрик Демаршелье. Основательница «Галереи Люмьер» Наталья Литвинская, которая была вынуждена отложить проект, посвященный работам Демаршелье, в колонке для Forbes Life рассказывает, как он покорил весь мир черно-белыми портретами

31 марта 2022 года из нашего неспокойного мира ушел Патрик Демаршелье — имя узнаваемое, ставшее уже нарицательным при разговорах о великой модной фотографии. Гений, фотограф-самоучка, как пишут о нем в последние дни, — не такая редкость в нашем фотографическом мире. Большинство звезд в этой сфере шли именно таким тернистым путем: первая камера, подаренная отцом или дедом, работа в печатных лабораториях помощником уже известных или хотя бы состоявшихся фотографов того времени.

Для 20-летнего Демаршелье таким человеком когда-то стал швейцарец Ханс Фойрер, в то время не слишком известный, молодой, но уже прокладывающий себе путь в мир моды и красоты фотограф. Он был художник по образованию, окончивший класс живописи и пробующий себя в иллюстративном жанре и на позиции арт-директора в разных агентствах. Можно предположить, что именно это тесное общение окунуло Демаршелье в мир не только фотографии, но абсолютно другого, возвышенного и тонкого, к ней отношения. Фойрер позже в интервью не раз говорил о своем кредо «естественности» в работе с моделями, именно ее он ставил во главу угла.

Молодой и жадный до впечатлений и новизны Демаршелье начал свое шествие по Парижу вместе с ним. Он помогал швейцарскому другу на съемках для Vogue по всей Европе, и именно эта работа определила его цели. В 2012 году в своем интервью The Telegraph фотограф, вспоминая то время с теплотой, признался: «Это был лучший журнал в мире, на который ты действительно хотел работать».

 

Мечты молодого француза из Гавра сбывались, но не так быстро, как кажется из рассказов о его карьере в эти дни. В 1975 году он пробует покорить Нью-Йорк — город, где в те времена в модной фотографии было много успеха и денег. Он пробует себя, его опыт общения с уже знаковыми людьми в модной индустрии Парижа и Лондона помогали ему находить свое место и в США. Роскошная и жесткая, успешная и  блистательная Анна Винтур (британская журналистка, главный редактор американского издания журнала Vogue с 1988 года и по наши дни. — Forbes Life) на открытии выставки Демаршелье в Лондоне в 2012 году рассказывала, как в бытность ее работы в Harpers&Queen в начале 70-х в Лондоне она мечтала общаться с Патриком, обсуждая его работы, его стиль, «получая кусочек его теплоты и энергии». Эта легендарная женщина всегда была неподалеку от него. Об их дружбе слагали легенды (об этом даже есть эпизод в фильме «Дьявол носит Prada», где образ Винтур воплотила Мэрил Стрип). При этом долгие годы он оставался одной из причин ярой борьбы между издательскими гигантами Vogue и Harpers Bazaar. 

 Так что же сделал такого этот американец, который до своих последних дней оставался истинным французом, чтобы покорить весь мир? Есть много споров среди искусствоведов, кураторов, коллекционеров о его неповторимом стиле. В чем же он? В том, что Демаршелье предпочитал черно-белую съемку в то время, когда большинство коллег по цеху уже ушли в цвет? В старомодности его восприятия женщины? В воспевании ее естественности и непринужденности перед камерой, миром, самой собой?

 

Он работал со всей плеядой великих моделей своего времени, но именно у него они становились обычными женщинами со всеми вытекающими. То бунтарками, то едва проснувшимися и еще не решившими, в каком они сегодня настроении, танцующими, плавающими, задумчивыми.

Анна Винтур не раз говорила о нем: «Патрик делает в моде простые фотографии, что, на самом деле, необычайно сложно. Работая без сложных декораций, он делает привлекательных женщин красивыми, а красивых женщин — настоящими». Арт-директор Vogue Александр Либерман называл его «мягким первопроходцем», писатель Гленн О'Брайэн — «поклонником красоты». Осторожная в выборе фотографа для семейной съемки принцесса Диана выбрала именно его для работы над серией с ее сыновьями (он стал первым не британским фотографом королевской семьи). Сам он говорил: «Мне нравится настоящий смех на моих фотографиях». Кажется, это отвечает на все наши вопросы. 

Так в чем был его секрет — француза, ставшего американским фотографом, с его стремительной съемкой, с умением наслаждаться жизнью? Все, кто с ним работал, знали: Патрик никогда не капризничает, за единственным исключением, когда дело касается обеда. Эти легкость и способность извлекать из жизни чувственную радость и сделали Демаршелье самым известным фотографом современности. 

 

И мне бесконечно жаль, что проект «Демаршелье», который мы готовили с его сыном Виктором для нашей «Галереи Люмьер», опять отложен. 

С разрешения Виктора Демаршелье и при содействии «Галереи Люмьер» мы публикуем несколько легендарных снимков фотографа. 



Patrick Demarchelier

Надя (Nadja), Нью-Йорк, 1995 год.

Patrick Demarchelier

Стелла и Кристен, Нью-Йорк, 1995 год.

Patrick Demarchelier/Courtesy Staley-Wise Gallery

Диана (Vogue UK, октябрь 1997 года).

Patrick Demarchelier

Танцовщица (Dancer), 2000 год.

Patrick Demarchelier

Танцевальная студия (Dance Studio), Куба, 1998 год.

Patrick Demarchelier/Courtesy Staley-Wise Gallery

Кристи, Нью-Йорк, 1990 год.

Patrick Demarchelier/Courtesy Staley-Wise Gallery

Наталья Водянова, португальский Vogue (обложка), декабрь 2008 года.

Patrick Demarchelier/Courtesy Staley-Wise Gallery

Жизель Бюндхен, австралийский Vogue (обложка), январь 2015 года.

Patrick Demarchelier/Courtesy Staley-Wise Gallery

Кейт Мосс, британский Vogue (обложка), сентябрь 2010 года.

Patrick Demarchelier/Courtesy Staley-Wise Gallery

Обложка американского Vogue, апрель 1992 года.

На фото: Кристи Тарлингтон, Линда Евангелиста, Синди Кроуфорд, Карен Малдер, Элейн Ирвин, Ники Тейлор, Ясмин Гаури, Клаудия Шиффер, Наоми Кэмпбелл и Татьяна Патитц.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+