«Он делал красивых женщин настоящими»: главные работы фотографа Патрика Демаршелье
31 марта 2022 года из нашего неспокойного мира ушел Патрик Демаршелье — имя узнаваемое, ставшее уже нарицательным при разговорах о великой модной фотографии. Гений, фотограф-самоучка, как пишут о нем в последние дни, — не такая редкость в нашем фотографическом мире. Большинство звезд в этой сфере шли именно таким тернистым путем: первая камера, подаренная отцом или дедом, работа в печатных лабораториях помощником уже известных или хотя бы состоявшихся фотографов того времени.
Для 20-летнего Демаршелье таким человеком когда-то стал швейцарец Ханс Фойрер, в то время не слишком известный, молодой, но уже прокладывающий себе путь в мир моды и красоты фотограф. Он был художник по образованию, окончивший класс живописи и пробующий себя в иллюстративном жанре и на позиции арт-директора в разных агентствах. Можно предположить, что именно это тесное общение окунуло Демаршелье в мир не только фотографии, но абсолютно другого, возвышенного и тонкого, к ней отношения. Фойрер позже в интервью не раз говорил о своем кредо «естественности» в работе с моделями, именно ее он ставил во главу угла.
Молодой и жадный до впечатлений и новизны Демаршелье начал свое шествие по Парижу вместе с ним. Он помогал швейцарскому другу на съемках для Vogue по всей Европе, и именно эта работа определила его цели. В 2012 году в своем интервью The Telegraph фотограф, вспоминая то время с теплотой, признался: «Это был лучший журнал в мире, на который ты действительно хотел работать».
Мечты молодого француза из Гавра сбывались, но не так быстро, как кажется из рассказов о его карьере в эти дни. В 1975 году он пробует покорить Нью-Йорк — город, где в те времена в модной фотографии было много успеха и денег. Он пробует себя, его опыт общения с уже знаковыми людьми в модной индустрии Парижа и Лондона помогали ему находить свое место и в США. Роскошная и жесткая, успешная и блистательная Анна Винтур (британская журналистка, главный редактор американского издания журнала Vogue с 1988 года и по наши дни. — Forbes Life) на открытии выставки Демаршелье в Лондоне в 2012 году рассказывала, как в бытность ее работы в Harpers&Queen в начале 70-х в Лондоне она мечтала общаться с Патриком, обсуждая его работы, его стиль, «получая кусочек его теплоты и энергии». Эта легендарная женщина всегда была неподалеку от него. Об их дружбе слагали легенды (об этом даже есть эпизод в фильме «Дьявол носит Prada», где образ Винтур воплотила Мэрил Стрип). При этом долгие годы он оставался одной из причин ярой борьбы между издательскими гигантами Vogue и Harpers Bazaar.
Так что же сделал такого этот американец, который до своих последних дней оставался истинным французом, чтобы покорить весь мир? Есть много споров среди искусствоведов, кураторов, коллекционеров о его неповторимом стиле. В чем же он? В том, что Демаршелье предпочитал черно-белую съемку в то время, когда большинство коллег по цеху уже ушли в цвет? В старомодности его восприятия женщины? В воспевании ее естественности и непринужденности перед камерой, миром, самой собой?
Он работал со всей плеядой великих моделей своего времени, но именно у него они становились обычными женщинами со всеми вытекающими. То бунтарками, то едва проснувшимися и еще не решившими, в каком они сегодня настроении, танцующими, плавающими, задумчивыми.
Анна Винтур не раз говорила о нем: «Патрик делает в моде простые фотографии, что, на самом деле, необычайно сложно. Работая без сложных декораций, он делает привлекательных женщин красивыми, а красивых женщин — настоящими». Арт-директор Vogue Александр Либерман называл его «мягким первопроходцем», писатель Гленн О'Брайэн — «поклонником красоты». Осторожная в выборе фотографа для семейной съемки принцесса Диана выбрала именно его для работы над серией с ее сыновьями (он стал первым не британским фотографом королевской семьи). Сам он говорил: «Мне нравится настоящий смех на моих фотографиях». Кажется, это отвечает на все наши вопросы.
Так в чем был его секрет — француза, ставшего американским фотографом, с его стремительной съемкой, с умением наслаждаться жизнью? Все, кто с ним работал, знали: Патрик никогда не капризничает, за единственным исключением, когда дело касается обеда. Эти легкость и способность извлекать из жизни чувственную радость и сделали Демаршелье самым известным фотографом современности.
И мне бесконечно жаль, что проект «Демаршелье», который мы готовили с его сыном Виктором для нашей «Галереи Люмьер», опять отложен.
С разрешения Виктора Демаршелье и при содействии «Галереи Люмьер» мы публикуем несколько легендарных снимков фотографа.