Сокровища Ротшильдов и библиотека Ирины Антоновой на торгах: новости арт-рынка
Аукционные продажи падают, у Sotheby’s возникли проблемы из-за «Скучающих обезьян»
По данным портала Artnet, суммарный объем аукционных продаж искусства с 1 января по 20 мая 2023 года составил $5 млрд. Из этих денег на работы актуальных авторов, родившихся после 1974 года, пришлось всего $184,2 млн. Больше всего на искусство потратили покупатели из США ($2,6 млрд). Средний чек одной покупки составил $42 172. Суммарный объем продаж главной аукционной тройки (Sotheby’s, Christie’s, Phillips) упал на 51%.
На днях Sotheby’s привлекли в качестве ответчика к судебному процессу, инициированному группой инвесторов против студии Yuga Labs, которой принадлежат права на знаменитую NFT-коллекцию Bored Ape Yacht Club. В 2021 году аукционный дом продал подборку из 101 токена с изображениями скучающих обезьян за $24,4 млн. Изначально коллективный иск касался только представителей Yuga Labs, которых обвиняли в том, что они вводили инвесторов в заблуждение, сознательно завышая реальную стоимость цифровых активов. Теперь в причастности к умышленному обману покупателей подозревают и Sotheby’s. Адвокаты истца настаивают на том, что участие в продвижении коллекции аукционного дома с 250-летней историей сыграло на руку студии Yuga Labs.
Phillips подвел итоги полугодия, отчитавшись о суммарных продажах в объеме $453 млн, что свидетельствует о спаде на 39% по сравнению с первой половиной 2022 года ($746 млн). Непосредственно аукционные продажи снизились на 31%, составив $409 млн, в то время как частные продажи просели на 72% (до $44 млн со $156 млн). При этом в среднем на каждом аукционе за отчетный период было продано почти 90% всех лотов.
Bonhams обзавелся новой аукционной площадкой в Эдинбурге. В пятиэтажном здании уже разместились офис и выставочное пространство. Первые вечерние торги, посвященные шедеврам шотландского искусства, запланированы на середину сентября.
Предстоящие торги: сокровища Ротшильдов, Поленов за 2,5 млн рублей и библиотека Ирины Антоновой
Christie’s анонсировал топ-лоты октябрьских торгов, посвященных коллекции семьи Ротшильдов. Всего с молотка пустят примерно 600 предметов, составлявших обстановку Шато-де-Феррье, родового гнезда представителей французской ветви знаменитой фамилии. Суммарная оценочная стоимость лотов — порядка $20 млн. Пара обитых красным бархатом кресел эпохи Людовика XV из орехового дерева с позолотой оценена аукционистами в $500 000-800 000. Эстимейт обеденного и десертного сервиза севрского фарфора составляет $100 000-150 000. В секции декоративно-прикладного искусства обращает на себя внимание кубок-наутилус в корпусе из серебра с позолотой начала XVII века ($100 000-150 000). Ранее сообщалось о том, что самым дорогим лотом станет датированный концом XVII века комплект позолоченных панелей, иллюстрирующих библейский сюжет «Триумф Давида» (примерно $1,5 млн).
На 19 августа намечены онлайн-торги «Из Санкт-Петербурга: Живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства» аукционного дома «Литфонд», на которые выставлено 111 лотов. Среди них есть несколько интересных работ на бумаге, ставки на которые пока что не успели взлететь слишком высоко. Это, например, три карандашных эскиза Наталии Гончаровой из собрания коллекционера Соломона Шустера и литография Гончаровой 1912 года «Пушку тянут» (ставки на все четыре лота варьируются от 6500 до 24 000 рублей на момент публикации). Выполненный узнаваемой красной сангиной «Мужской портрет» Василия Шухаева уже готовы купить за 85 000 рублей.
Топ-лотом онлайн-торгов ARTinvestment.RU, которые продолжаются до конца этой недели, стала датированная 1882 годом работа Василия Поленова под названием «Развалины Тель-Хум» (примерно 2,5 млн рублей). В заключении ХНРЦ им. Грабаря отмечается, что схожие произведения художника можно встретить в коллекции Третьяковской галереи и Музея-заповедника «Абрамцево».
30 августа пройдут первые торги большого, 12-дневного, аукциона личной библиотеки Ирины Антоновой, больше 50 лет возглавлявшей ГМИИ им. Пушкина. Среди исторических проектов директора Ирины Антоновой — открытие для публики галереи импрессионистов и постимпрессионистов в музее, выставка «Москва — Париж», где впервые русский авангард экспонировался наравне с французским, фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера», созданный ею совместно со Святославом Рихтером, и гастроли «Моны Лизы» Леонардо да Винчи в Москве в 1974 году.
На платформе bidspirit аукционный дом AW Auctions выставляет около 4000 лотов из квартиры Ирины Александровны Антоновой на Ленинском проспекте. В первую часть торгов, которая пройдет 30-31 августа, вошли книги, посвященные музею, каталоги выставок (многие с автографами художников, кураторов и директоров музеев, например основателя нью-йоркского МоМА Альфреда Барра) и книги по искусству. Затем планируется продать книги, посвященные театру и балету, театральные программки и буклеты, путеводители по разным городам, книги, посвященные городам и музеям, книги по истории искусства, личные вещи, фарфор, подарки и сувениры. На всех книгах наследники Ирины Антоновой ставят специальный экслибрис.
Как рассказала Forbes Life глава аукционного дома AW Auctions Екатерина Бахметьева, при разборе библиотеки Антоновой в мае этого года наследники передали в ГМИИ им. Пушкина все книги и документы с библиотечными штампами музея. Племянник Ирины Александровны, Александр Антонов, рассказал Forbes Life, что готов снять с аукциона около 200 книг, которыми, по его данным, заинтересовалась библиотека ГМИИ им. Пушкина. Комментарий музея Forbes Life получить не удалось.
Как отмечает Екатерина Бахметьева, особую ценность изданиям в библиотеке Антоновой придают не библиографические редкости, а пометки, сделанные рукой Ирины Александровны. «Если есть фактические неточности, неверные формулировки, все это отмечено и исправлено рукой владелицы, — рассказывает Бахметьева. — А, например, в «Отчете Императорского Московского и Румянцевского музея за 1913 год министру народного просвещения» в разделе даров частных коллекционеров Ирина Александровна указала судьбу некоторых экспонатов, перечеркнув при этом имена дарителей».
На момент публикации среди топ-лотов аукциона лидирующая ставка в 20 000 рублей была сделана на монографию «И. В. Цветаев. Жизнь. Деятельность. Личность» издательства «Наука», 1987 года, с дарственной надписью Анастасии Цветаевой, датированной 28 ноября 1988 года. Лидирующая ставка на «Отчет Московского и Румянцевского музея за 1913 год» с пометками Антоновой — 11 000 рублей. Лидирующая ставка на первый каталог картинной галереи музея под редакцией Б. Р. Виппера 1948 года, с комментариями Ирины Александровны на полях, — 7500 рублей. Каталог прижизненных выставок графического цикла Suite 347 Пабло Пикассо (серия гравюр была отпечатана тиражом в 50 экземпляров и по цензурным соображениям редко выставлялась полностью) — 19 000 рублей.
Спектакль о конфликте Хрущева с авангардистами и сериал к выставке «Выбор Добычиной»
Музей русского импрессионизма создал анимационный сериал к выставке «Выбор Добычиной», которая открыта для посещения до 24 сентября. Каждая из 10 серий посвящена конкретному городу, с которым связана жизнь одной из первых русских галеристок Надежды Добычиной: родному Орлу, где ее отец занимался пошивом и сдачей в аренду мешков для овса, или Санкт-Петербургу, где в 1915 году она впервые показала в своей галерее «Черный квадрат» Малевича. Новые серии будут выходить в сообществе музея «ВКонтакте» до конца августа.
В конце сентября в московском театре «Практика» состоится премьера документальной драмы «Кровоизлияние в МОСХ». Пьеса Алексея Житковского составлена из реальных публицистических текстов начала 1960-х годов. В центре сюжета — посещение Никитой Хрущевым приуроченной к 30-летию МОСХа выставки авангардистов в Манеже. Искусство участников студии Элия Белютина «Новая реальность» Хрущев тогда резко раскритиковал с использованием непечатной лексики. Режиссер спектакля — Юрий Печенежский.
Проблемы амстердамского Эрмитажа, восстановленный храм в Вологодской области
Бывший выставочный центр «Эрмитаж-Амстердам», почти год проработавший под вывеской «Голландское наследие, Амстердам», недавно стал называться Музей H’ART. В начале июля сообщалось о том, что под этим брендом он планирует осуществлять совместные проекты с Центром Помпиду и Британским музеем. С таким выбором названия решил поспорить бельгийский арт-журнал HART. Но уже подготовленный иск о нарушении авторских прав на зарегистрированный товарный знак так и не был направлен в суд. Вместо этого институции выпустили совместный пресс-релиз о том, что не имеют друг к другу никаких претензий.
В конце июля в селе Анисимово Вологодской области закончились работы по реставрации домового храма Иоанна Богослова. В XIX веке он был частью усадебно-заводского комплекса дворянской семьи Позен. Идея проекта по его возрождению принадлежит благотворительному фонду «Лепта», занимающемуся сбором, распределением и переработкой ненужных вещей на территории Санкт-Петербурга и Ленобласти. На сегодняшний день на восстановление памятников деревянного зодчества фонду удалось привлечь 13,5 млн рублей.