Посмертная выставка Кабакова и бойкот Christie's в Израиле: новости арт-рынка
Новости аукционов: Sotheby’s экспериментирует, в Christie’s скандал
Sotheby’s впервые применит голландскую аукционную модель на NFT-торгах. Сначала аукционист озвучивает самую высокую цену за работу, а затем снижает ее, пока лот не найдет своего покупателя. Первые торги в таком формате пройдут 26 июля на платформе Sotheby’s в метавселенной. Они будут посвящены творчеству Веры Мольнар, пионеру генеративного искусства.
В середине мая на Christie’s ювелирная коллекция светской львицы Хайди Хортен собрала $202 млн, побив рекорд, который с 2011 года принадлежал собранию Элизабет Тейлор. Еще до начала торгов разные общественные организации обращались к Christie’s с призывом их отменить. Главный аргумент заключался в том, что свое состояние владелица коллекции получила от мужа, предпринимателя Гельмута Хортена, владевшего крупнейшей в Германии сети универмагов Horten AG. Согласно недавним исследованиям, империя Хортена существенно выросла при Гитлере за счет магазинов и предприятий, которые были отобраны у владельцев-евреев. Christie’s все же не отказался от проведения торгов. И установил мировой рекорд. Но на прошлой неделе Тель-Авивский музей изобразительных искусств заявил об отмене запланированной на декабрь конференции на тему арт-реституций, на которой представители Christie’s собирались рассказать о 25-летнем опыте в этом направлении.
Предстоящие торги: Рерих за 40 млн рублей и старые мастера из собрания Ротшильдов
Осенью Christie’s выставит на продажу очередную порцию работ из коллекции семьи Ротшильдов. На этот раз речь идет преимущественно о предметах мебели и декоративно-прикладного искусства, произведениях старых мастеров. Все они были приобретены двумя поколениями Ротшильдов и украшали собой французское шато де Феррье, построенное в середине XIX века по заказу Джеймса Ротшильда — влиятельного банкира и коллекционера, который в свое время помог избежать банкротства Александру Герцену. В 1975 году здание было передано Парижскому университету. Это будут первые нью-йоркские торги Christie’s, посвященные коллекции Ротшильдов, прежние проходили в Европе. На продажу обещают выставить порядка 600 лотов, суммарная оценочная стоимость которых составляет $20 млн. Один из топ-лотов — датированный концом XVII века комплект позолоченных панелей, иллюстрирующих библейский сюжет «Триумф Давида», создателем которого считается один из последователей Рембрандта. Эстимейт лота составляет $1,5 млн.
В прошлом году Мадонна совместно с Rive Droite (парижский бутик модного дома Saint Laurent) презентовала переиздание своего скандального фотоальбома «Секс», впервые выпущенного в 1992 году. Ему же была посвящена отдельная поп-ап-выставка в рамках ярмарки Art Basel в Майами. Сокуратором Мадонны выступил креативный директор Saint Laurent Энтони Ваккарелло. В начале октября этого года на торги Christie’s будут по отдельности выставлены входившие в альбом провокационные снимки Стивена Мейзела, напечатанные каждый в единственном экземпляре. Суммарный эстимейт 40 лотов составляет $150 000—250 000.
Одним из главных топ-лотов онлайн-торгов портала ARTinvestment.RU, которые завершатся в эту пятницу, стала картина Николая Рериха «Монхиган, Мэн (Надежда)» с эстимейтом 40 млн рублей. Она была создана летом 1922 года, когда художник вместе с семьей и друзьями посетил американский остров Монхиган. Результатом стала серия под названием «Океан», к которой относится и настоящий лот. Каждая из работ цикла представляет собой своеобразный пейзаж-настроение и имеет соответствующий подзаголовок («Сила», «Покой» и другие), в случае с этим полотном — «Надежда». По словам организаторов торгов, картина происходит из собрания Музея Рериха в Нью-Йорке.
Прошедшие торги: Климт за £85,3 млн и «Царские Врата» за €250 000
Прошедшие 27 июня вечерние торги Sotheby’s, посвященные модернизму и современному искусству, собрали чуть больше £190 млн. Половина этой суммы пришлась на единственный лот — один из последних портретов кисти Густава Климта. После 10-минутной «войны ставок» датированная 1917—1918 годами картина «Дама с веером» ушла с молотка за рекордные £85,3 млн, став самым дорогим лотом в истории европейских аукционов. «Ночной интерьер» Люсьена Фрейда, которым в начале 1990-х недолго владел Чарльз Саатчи, был продан за £9,5 млн.
Вечером 29 июня в Лондоне прошел аукцион Christie’s «Искусство XX—XXI веков», собравший £63,8 млн. Лоты были распроданы почти на 90%, но при этом многие из них, включая явных лидеров, уходили по нижней планке эстимейта или даже дешевле. Главным успехом торгов стал, как и ожидалось, пейзаж Поля Синьяка «Бухта Канубье, Сен-Тропе», купленный за £8 млн, то есть ровно по верхней границе оценочной стоимости. Аналогичная ситуация и с портретом Пабло Пикассо кисти Жан-Мишеля Баския, проданным за £6,4 млн. Непроданным осталась фотореалистическая картина Герхарда Рихтера под названием «Зеленое поле», оцененная аукционистами в £4—6 млн, а две работы (картины Франка Ауэрбаха и Пьер-Огюста Ренуара) сняли с продажи незадолго до начала торгов. Датированная 1985 годом работа Сая Туомбли «Без названия» ушла за £1,5 млн при эстимейте £2—3 млн. За £2,9 млн была продана картина Сесили Браун под названием «Поцелуй меня, глупенький». Ее цена тоже оказалась ниже ожиданий, но при этом она выросла в цене почти в пять раз по сравнению с 2008 годом.
Выручка по итогам посвященных русскому искусству последних четырех веков торгов Vladey, которые прошли 4 июля, составила €1,4 млн с учетом комиссии (25% от цены каждого лота). Из 96 лотов новых владельцев нашла примерно половина работ. Самым дорогим лотом, как и ожидалось, стали «Царские Врата» из собрания Александра Липницкого (€250 000). Почти в восемь раз выросла по сравнению со стартовой ценой работа Александра Дейнеки «Боксеры» 1927 года (€150 000), в полтора раза дороже эстимейта ушла картина Семена Файбисовича «Ирвинг Плейс» (€55 000). Еще один лот, вызвавший настоящее оживление среди коллекционеров и волну ставок, — масштабная скульптура Владимира Логутова из серии «Руины индустриального» (€24 000 при верхней планке эстимейта €10 000).
Музеи: Франция упрощает процесс реституции, Испания открывает королевские коллекции
Летом прошлого года выставочный центр «Эрмитаж-Амстердам» сменил название, разорвав отношения со своим прародителем, санкт-петербургским музеем. До недавнего времени музей работал под вывеской «Голландское наследие, Амстердам», сосредоточившись на шедеврах голландской живописи. Недавно произошли новые изменения. Теперь институция будет называться Музей H’ART. Под этим брендом он планирует осуществлять совместные проекты с Центром Помпиду и Британским музеем.
В Манчестере открылся арт-центр Aviva Studios. Общая площадь нового пространства составляет 150 000 квадратных футов, что делает его самым большим выставочным пространством в Великобритании после Тейт Модерн. Сам проект обошелся в $267 млн. Арт-центр запустился яркой выставкой Яёи Кусамы под названием «Ты, я и воздушные шары».
В Мадриде открылась долгожданная Галерея королевских коллекций. Музей посвящен принадлежащим испанским монархам картинам и графическим работам старых мастеров, скульптурам, гобеленам, предметам мебели и произведениям декоративно-прикладного искусства, созданным за последние 500 лет. Постройка восьмиэтажного здания обошлась в $185 млн. В нем разместятся примерно 150 000 единиц хранения, которыми управляет агентство «Национальное достояние» (Patrimonio Nacional). Из них на первой выставке решили показать чуть больше 600, включая первое издание «Дон Кихота» Сервантеса, внушительную «Белую лошадь» Веласкеса, а также работы Караваджо, Гойи, Тициана, Тинторетто.
Национальное собрание Франции проголосовало за принятие закона о реституции работ, изъятых при нацистском режиме. Он подразумевает возможность отчуждения произведений искусства из государственных коллекций и их передачу наследникам первоначальных владельцев. Кроме того, этот процесс будет существенно упрощен. Закон распространяется на работы, украденные или полученные под давлением с января 1933 по май 1945 года.
В начале июля в Музее ван Аббе (Эйндховен, Нидерланды) открылась первая посмертная выставка работ Ильи Кабакова, скончавшегося в конце мая. В экспозицию вошло порядка 40 произведений. Это примерно половина из 86 графических листов Ильи и Эмилии Кабаковых, которые музей приобрел в 2021 году.
Новая премия Музея AZ и IV выпуск Форума уличного искусства
Музей AZ открыл прием заявок на участие в Zverev Art Prize — первой ежегодной премии в области искусствоведения и журналистики. Состав жюри обещают объявить позднее, а победители станут известны 1 мая следующего года. Общий призовой фонд составляет 1,5 млн рублей. Заявки принимаются до конца этого года по четырем номинациям: «Книга о неофициальном искусстве второй половины ХХ века», «Книга о современном российском искусстве», «Статья о неофициальном искусстве второй половины ХХ века», «Статья о современном российском искусстве».
С 7 по 8 июля в рамках «Артмоссферы» на Винзаводе пройдет IV Форум уличного искусства. Если главный нерв прошлогодних дискуссий заключался в уточнении тонкой грани между стрит-артом и паблик-артом, то на этот раз тему решили сузить, в результате чего она звучит так: «Cityscapes: паблик-арт в жизни города». Отдельные выступления будут посвящены правовым, рыночным и социальным аспектам искусства в общественном пространстве. Отдельную секцию посвятят актуальной теме «Чему могут научить регионы столицу?».
Судьба шедевров: мурал Диего Риверы
Уже несколько лет на волоске висит судьба масштабного мурала Диего Риверы, украшающего стену Института искусств Сан-Франциско (SFAI). Эксперты оценивают эту работу 1931 года под названием «Создание фрески, изображающей строительство города» в $50 млн. На днях было принято окончательное решение о том, что весь кампус SFAI будет продан из-за серьезных финансовых трудностей, из-за которых институт закрылся три года назад. Мурал давно хотели продать, чтобы выручить необходимые средства, но этому противилась общественность. Его собирались объявить местной достопримечательностью и открывали краудфандинг для его консервации. Но в итоге продажа, по всей видимости, неизбежна. Единственный оставшийся вопрос: будет ли она осуществлена вместе со зданием или каким-то другим способом?