«Перевернутое сафари»: в Санкт-Петербурге показывают новое африканское искусство
Название выставки отражает идею кураторов перевернуть стереотип о том, что «Африка — место, куда приезжают на сафари», и напомнить: «сафари» в переводе с суахили означает «долгое путешествие».
Еще одно значение слова «сафари» — погоня. Погоня за впечатлениями, по идее кураторов Алессандро Романини и Юлии Аксеновой, начинается прямо с порога: выставка открывается гигантским красочным порталом работы молодой, 1996 года рождения, художницы нигерийского происхождения Мишель Окпаре. Этот максимально экспрессивный объект не только символические врата в незнакомую культуру. Насыщенные цвета у Окпаре — лиловый, красный, розовый, оранжевый, желтый — не просто типичная африканская палитра. В культуре многих стран африканского континента эти цвета символизируют женское начало. Так, лиловый обозначает саму природу женственности, желтый — красоту, в том числе и духовную, а также фертильность. Мощный визуальный образ, обобщающий жизненный опыт многих поколений африканских женщин, дает представление об образном языке современных художников континента. Все они стараются максимально эффектно донести свой посыл до зрителя, будь то антиколониальная риторика, женская тема или развенчание стереотипов.
Еще одна немаловажная деталь: некоторые художники, особенно те, кто не переехал в европейские страны, а продолжает жить и работать в Африке, рассматривают свое искусство как терапию для соотечественников. Во многом это связано с тем, что на континенте исторически больше развита устная и визуальная, а не письменная культура. Местная аудитория привычна к языку символов, многие образы с которыми сегодня работают художники, буквально отпечатались в сознании поколений. Однако это не значит, что высказывания африканских художников непонятны российской аудитории. Благодаря работам Пикассо, Матисса и Дерена, а можно сказать и благодаря коллекционеру Сергею Щукину, который буквально «дал заказ на Африку» Матиссу, российские зрители готовы к такому образному языку.