Аудизм: почему мы так мало знаем о том, как на самом деле живут слабослышащие люди
Аудизм — это тип дискриминационного мышления, который предполагает, что глухие люди менее умны, более несчастны, а также нуждаются в жалости и «спасении». Впервые термин использовал Том Хамфрис в своей статье в 1975 году. Позже про него писал психолог и исследователь речи Харлан Лейн в книге «Маска доброжелательности: изоляция глухого сообщества».
Однако как идеология аудизм существует на протяжении столетий. Так, профессор философии Дирксен Бауман в исследовании «Аудизм: изучение метафизики угнетения» отмечает: «Исторически считалось, что наиболее существенным отличием человека от остального мира является язык. И хотя пчелы могут танцевать, а попугаи разговаривать, предполагалось, что существует качественная разница между подобными коммуникациями и высокоразвитой грамматической системой человеческого языка». В связи с этим прочно укоренилась установка: именно речь, которую мы слышим и воспроизводим, является фундаментальным аспектом человечества.
Такое мышление приводит к созданию для людей с потерей слуха жесткой среды исключения. Так, например, в XIX веке было решено запретить язык жестов при обучении. Несколько соответствующих резолюций приняли на Миланской конференции в 1880 году, посчитав, что «коммуникация с помощью жестов вредит точности мыслей и не является языком. А устное общение неоспоримо ее превосходит. Поэтому в процессе коммуникации и обучения следует практиковать исключительно устный метод».
До отмены решения глухие были вынуждены полагаться на остаточный слух для общения с помощью речи или читать по губам. В 2010 году совет Международного конгресса, посвященного вопросам образования глухих, официально принес извинения за решения, принятые больше столетия назад. В новой декларации были отменены все резолюции, препятствующие использованию жестового языка в образовательном процессе глухих. Совет признал, что в прошлом решения нанесли невосполнимый ущерб людям с потерей слуха во всем мире. Но картина «Милан, Италия, 1880» глухой художницы Мэри Торнли, на которой изображены охотники, наводящие ружья на буквы ASL, обозначающие американский язык жестов, до сих пор служит напоминанием о необходимости защиты людей с особенностями слуха от дискриминационных практик и убеждений.
Спустя два года после проведения конгресса Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов, в которой нашлось место и жестовому языку. Его официально признали. Также, согласно закону, при наличии в программе реабилитации людей с нарушениями слуха потребности в сурдопереводе государство должно его обеспечить в объеме до 84 часов в год. Однако на практике это зачастую оказывается невозможным. А обучение с применением жестового языка и вовсе большая редкость.
Привилегия слышать делает многих оторванными от реальности глухих. И это несмотря на то, что в мире насчитывается более 466 млн человек с потерей слуха. А по прогнозам ВОЗ, к 2050 году почти 2,5 млрд человек будут иметь ту или иную степень потери слуха.
Как проявляется аудизм сегодня
Выделяют две основные формы проявления аудизма: сознательную и бессознательную. Первая возникает, когда люди намеренно практикуют аудирование или придерживаются аудистских убеждений, понимая, какое значение имеет такое поведение.
Вторая встречается гораздо чаще. Доктор Джини Герц в своей диссертации определяет бессознательный аудизм как «форму, молчаливо принимающую господствующие нормы и привилегии слуха, которую питают неверные представления о глухих».
Между тем любые формы объединяет дискриминация людей по признаку способности слышать, которая выражается:
— в отказе от культуры глухих или использования языка жестов;
— в нежелании приспосабливаться к слуховым потребностям других;
— в снижении ожиданий в отношении образования или способностей глухих;
— в проявлении жалости к людям с потерей слуха;
— в выражении агрессии по отношению глухим;
— в убежденности, что глухим присущи определенные личностные особенности, например лень, грубость, наглость.
По результатам опроса, который провел Фонд исследования проблем демократии, более 70% людей с нарушениями слуха уверены, что их трудности не интересны обществу. А более 40% отмечают, что лично сталкивались с предвзятым или негативным отношением в процессе трудовой деятельности.
По данным исследований, формирование стигматизации происходит не только из-за недостаточной психологической и социальной эмпатии, но и ввиду укоренившихся мифов и стереотипов. Поэтому зачастую установки аудизма основаны на недостаточной информированности о людях с особенностями слуха и ошибочных суждениях, не имеющих отражения в реальности. Чтобы начать процесс переосмысления, необходимо понимать особенности глухих и этику коммуникации с ними.
Как слышат глухие
Слышащие способны различать даже слабые звуки. К примеру, дыхание. Люди с легкой потерей слуха могут услышать достаточно много: от речи до повседневных шумов. Абсолютная глухота встречается редко, при этом у людей с тяжелой потерей слуха может остаться способность слышать громкие звуки: рев автомобиля, взлетающего самолета или музыку. Хотя точнее будет сказать, что зачастую они их не слышат, а ощущают.
Исследования показывают, что мозг глухих приспосабливается к потере одного из чувств и меняется с опытом. То есть реорганизовывает себя, чтобы поддерживать и усиливать другие чувства. Этот феномен называют кросс-модальной нейропластичностью. Поэтому глухие могут испытывать сенсорный стимул — распознавать некоторые звуки по вибрациям предметов и собственного тела. Такое восприятие еще называют вибротактильным чувством.
Так, Эвелин Гленни, композитор и перкуссионистка, в своем «Эссе о слушании» отмечает: «Для меня моя глухота не более важна, чем тот факт, что я женщина с карими глазами. Считать, что глухие живут в мире тишины, является заблуждением. Звук — это просто вибрация воздуха, улавливаемая ухом и преобразуемая в электрические сигналы, которые впоследствии интерпретируются мозгом. Различать звуки помогает не только слух, но и осязание. Даже полностью глухой человек все еще может чувствовать звуки. Да, чтобы понять речь, я читаю по губам. Однако я прекрасно разбираюсь в акустике концертного зала. К примеру, чувствую ее с точки зрения того, насколько густым кажется воздух».
Этика в коммуникации со слабослышащими и глухими
Зачастую мы не знаем, как общаться с людьми с особенностями слуха. Чтобы преодолеть коммуникативные барьеры, необходимо придерживаться некоторых правил.
— Уточнить, как удобно общаться: говорить, переписываться, читать по губам.
Также следует стоять напротив, смотреть в глаза и не повышать голос. Если собеседник выберет способ чтения по губам, важно понимать: по статистике, люди, которые читают по губам, понимают лишь около 30% того, что им говорят. Большую часть смысла они получают из контекста. Поэтому необходимо добавлять выражение своему лицу, благодаря которому можно отличить утверждение от отрицания или вопроса, «увидеть» степени сравнения.
Кричать не стоит, поскольку слабослышащие — не те люди, проблемы в коммуникации с которыми можно решить громкой речью. Повышение голоса может, наоборот, искажать восприятие. А человеку со слуховым аппаратом и вовсе причинить физическую боль.
— Не использовать обращение «глухонемой».
Обращение «глухонемой» — это воспроизведение неправильного представления о глухоте. Глухие и слабослышащие задействуют различные способы общения помимо или в дополнение к использованию голоса.
— Не выдвигать предположение, что глухие не могут что-то делать.
Суждение о человеке, в основе которого лежат особенности слуха, похоже на оценку способностей на основе оттенка кожи или религиозных предпочтений. Глухие, так же как и слышащие, занимаются спортом, бизнесом, изобретают, пишут книги, а иногда и управляют самолетами. Глухие создали жестовое пение и театр жестов, первый из которых — Театр мимики и жеста — был открыт еще в 1962 году.
Многие люди с особенностями слуха, к примеру, Константин Циолковский, Томас Эдисон, Людвиг ван Бетховен и вовсе внесли бесчисленный вклад в развитие общества. Между тем глухие и слабослышащие признаются, что им редко задают вопросы о хобби, интересах или взглядах. При этом вопрос «умеешь ли ты водить машину» является одним из самых частых.
— Не игнорировать и не отворачиваться.
Такие проявления в коммуникации могут лишь усилить одиночество — чувство, которое многие глухие люди и так нередко испытывают.
— Не относиться к глухоте как к трагедии.
Зачастую мы не думаем, что жалость обижает или возмущает. Многие глухие считают себя социокультурным меньшинством, а не жертвами. Поэтому хотят не жалости, а уважительного отношения.
Как разрушить стену между миром глухих и слышащих
Потеря слуха влияет на жизнь человека разными способами: появляется меньше возможностей для получения образования и работы, возникает социальная изоляция и впоследствии эмоциональные проблемы.
Аудизм же еще больше усугубляет трудности. Поэтому, чтобы разрушить стигму, необходимо принимать и поддерживать глухих в разных сферах жизни.
— Формировать доступную образовательную среду.
От того, какое образование получит неслышащий человек, зависит качество его жизни. Однако в России около 150 000 населенных пунктов, из них городов — более 1000. А высших учебных заведений, где принимают глухих, всего 38, и находятся они в 21 городе.
Более того, в России работают 900 сурдопереводчиков, на каждого из которых приходится до 100 000 глухих. По данным Всероссийского общества глухих, дефицит переводчиков жестового языка составляет около 4000 специалистов.
— Формировать корректные ожидания у преподавателей.
Зачастую педагоги возлагают невысокие надежды на потенциал глухих. Пожалуй, одна из причин в предположении, что глухота влияет на когнитивные способности. Однако, как утверждают эксперты, не существует данных, позволяющих это утверждать. А риск ухудшения когнитивных способностей может возникать вследствие вынужденного снижения социальной и физической активности. Как и у слышащих.
Стоит помнить и об эксперименте психолога Роберта Розенталя и других исследованиях, которые подтверждают: ожидания педагогов имеют большое значение в успеваемости учеников.
— Уменьшать информационную изоляцию.
В то время как слышащие живут в потоке доступной информации, глухие лишились даже сурдоперевода на федеральных каналах. Для решения этой проблемы в первую очередь необходимо популяризировать жестовый язык и профессию сурдопереводчиков, как это делают в других странах. Например, в США, где жестовый язык является третьим по популярности.
— Совершенствовать систему трудоустройства глухих.
В России около 13 млн человек с потерей слуха разной степени. Несмотря на существование проектов по трудоустройству глухих, а также на то, что некоторые компании, например «Ашан», «Пятерочка» или «Яндекс.Такси», берут в штат слабослышащих, в действительности имеют работу не более 30% от общего числа глухих. Это намного ниже мировых показателей. Так, например, в Финляндии трудоустроены 70%.
Большинство организаций до сих пор предпочитает нанимать слышащих, считая, что они работают лучше. Однако исследования показывают, что глухие могут быть сильными и способными. Такие люди проводят большую часть жизни в адаптации к окружающему миру, поэтому их отличает терпение и гибкость. Они также соблюдают правила безопасности, обладают отличной памятью и концентрацией, у них меньше поводов отвлекаться, поэтому они сосредоточены на работе.
Предубеждения о глухих сотрудниках есть не только у работодателей, но и у клиентов. Так, опрос, в котором участвовали почти пять тысяч россиян, показал: многие из них боятся глухих водителей такси. 43% женщин и 39% мужчин поделились, что почувствуют тревогу, если к ним приедет такси с глухим водителем.
— Повышать информированность общества о культурных различиях и особенностях глухих.
Необходимо формировать адекватное представление о глухих в разных сферах: здравоохранении, образовании, государственных и коммерческих структурах. К слову, в Америке и Швеции для сотрудников полиции или работников социальных служб владение основными приемами жестовой коммуникации — обязательное требование. Следует проводить разъяснительную работу и в обществе. В том числе среди детей и молодежи.
Компаниям важно учитывать необходимость адаптации бизнес-процессов под потребности глухих сотрудников и клиентов. Начать можно с обучения сотрудников общению с глухими в рамках своей корпоративной социальной ответственности. Например, организовать мастер-классы по изучению русского жестового языка.
Огромную роль в информировании общества в целом играют проекты, которые рассказывают о людях с потерей слуха. Такие, как документальный фильм Никиты Тихонова-Рау «Услышь меня». Или как художественный фильм «CODA: ребенок глухих родителей» о девочке, единственном слышащем члене семьи.
— Интегрировать глухих в сферу культуры слышащих.
Глухие в два раза чаще страдают от психологических проблем, таких как депрессия и тревога. Это связано с преобладающим в их жизни чувством изоляции. Поэтому важна интеграция глухих в сферу культуры и развлечений слышащих. Один из примеров такой интеграции — перевод на жестовый язык советского фильма-сказки «Золушка» 1947 года, выполненный коллективом образовательной онлайн-платформы Surdoclass при поддержке благотворительного фонда для глухих «Поможем все вместе».
Еще пример — американская практика перевода на жестовый язык концертов и музыкальных альбомов, крупных спортивных мероприятий, фестивалей. Так, группа Metallica анонсировала, что выпустит видеоклипы на все песни нового альбома 72 Seasons на жестовом языке. А выступление певицы Рианны на Super Bowl сопровождала слабослышащая студентка Джастина Майлз. Переводчик жестового языка так впечатлила зрителей, что они отметили: «Джастина, затмила всех!»