День первый — Статуя Свободы
Флорентийский модный марафон начался во вторник, 13 июня, — сразу после Лондонской недели моды. На этот раз в выставке приняли участие 825 брендов, при этом 43% из них — из-за рубежа, и можно смело говорить, что после пандемии и кризисных времен итальянская модная индустрия наконец-то приходит в норму. Поэтому и слоган у ярмарки достаточно оптимистичный: «Pitti Games: про игры, креативную энергию и желание победить».
На выставке сразу бросилась в глаза скульптура в виде Статуи Свободы в строительных лесах, которую смастерил на самом видном месте крепости да Бассо приглашенный дизайнер Pitti Uomo 104 Эли Рассел Линец из Лос-Анджелеса. Я посмотрела на нее и сразу улыбнулась, вспомнив, как Эли в Париже рассказывал мне в шоуруме Dover Street Market (это программа коммерческой поддержки молодых дизайнеров от основателей Comme des Garçons Рей Кавакубо и Адриана Жоффе, через нее проходил, например, Гоша Рубчинский со своей именной маркой и с «Рассветом») историю своей прошлой коллекции о Рождественских каникулах, которые закончились пожаром и катастрофой. Линец, как и любой сторителлер, обожает драму.
Задумка его инсталляции для Pitti тоже драматична: зритель должен сам решить, рабочие собирают или разбирают Статую Свободы, и не произошла ли между делом здесь ядерная катастрофа. Если вы еще не знакомы с модным творчеством Линица и его именного лейбла ERL (в прошлом году с ним делал коллаборацию Ким Джонс для Dior Men), вы точно видели его работы для друзей-музыкантов: именно Эли Рассел придумал декорации для тура Enigma Леди Гаги, а еще снял клипы Fade и Famous для Канье Уэста.
Ознакомившись с центральной инсталляцией, продолжила тур по главным зонам Pitti Uomo — павильонам Futuro Maschile, Fantastic Classic, Dynamic Attitude, Superstyling и I Go Out, где то и дело на глаза попадаются наряженные питомцы — гости выставки Pitti Pets для четвероногих модников, которая стала такой популярной в прошлом сезоне, что ее решили проводить регулярно. На ярмарке минуты пролетают как секунды — час дня, и уже время обедать в пресс-столовой, любимом месте встречи редакторов со всего мира (здесь самое вкусное джелато Vivoli).
Во второй половине дня греческая марка сандалий Ancient Greek Sandals собирала журналистов в маленьком кафе на улочке Фаэнца, чтобы познакомить со своим новым креативным директором — обувщиком из Парижа Аланом Лебером. Он рассказывал, как преобразил классические сандалии в самые необычные, а заодно сетовал на то, как сложно прорваться в обувном бизнесе. Недавно ему пришлось закрыть свою именную марку, потому что спрос на обувь был большой, а технической возможности резко увеличить производство не было (а много маленьких заказов итальянским фабрикам брать невыгодно, они предпочитают обслуживать интересы больших люксовых клиентов).
День плавно перешел в вечер, и все отправились на garden party обувной марки Borsarello: к сожалению, погода была пасмурной (что редкость для летних ярмарок Pitti), и гости толпились внутри около мокасинов для отдыха на яхте и бара. После дождя всегда самые красивые закаты: встречали его во дворе Санта-Марии-Новеллы, который обычно закрыт для посторонних глаз, где проходил традиционный ужин Брунелло Кучинелли — одно из главных светских событий Pitti Uomo (к слову, здесь же шесть месяцев назад показывал свою коллекцию бельгиец Ян-Ян ван Аш). Игристое, живая музыка, любимая паста паккери по секретному рецепту Кучинелли и неожиданное открытие — русскоязычная группа сидела за одним столом с корейскими редакторами.
День второй — экологичность
На утро среды были запланированы встречи с марками на стендах. Первая — с командой Brunello Cucinelli. В коллекции много оттенков розового — от пастельного до светло-пурпурного, а также редкие для Брунелло узоры пейсли, правда, в максимально нейтральных, а не кричащих оттенках. Еще одна новинка сезона — теннисная капсула: Кучинелли всегда следит за главными турнирами Большого шлема и сам с огромным удовольствием бегает по корту с ракеткой, это его любимый вид спорта.
Прямо напротив разместилась юбилейная коллекция обувной марки Doucal's — в этом году они празднуют пятидесятилетие бренда запуском новых лоферов Mario, названных в честь Марио Джаннини, основателя компании. Модель будет доступна в классических оттенках — темно-каштановом, черном и белом, а также в фирменном мандариновом цвете. Затем я убежала на встречу со своей подругой Алексией Обер, основательницей марки мужской обуви Solovière. Алексия пропустила несколько сезонов Pitti, но теперь отмечает, что на ярмарку вернулась прежняя «доковидная» энергия и байеры из Азии.
Следующий пункт программы — перформанс от африканской марки Chulaap в павильоне Salla delle Nazioni. Ее основатель Чу Суваннафа родился в Таиланде, но всю жизнь живет в Южной Африке и как никто другой умеет играть с узорами, поэтому его часто называют «принцом принтов». Во время перформанса Суваннафа наглядно показал на моделях, как абсолютно, казалось бы, несочетающиеся мотивы в ярчайших красках могут идеально смотреться друг с другом.
Pitti Uomo продолжает делать ставку на экомоду. Самое верное тому подтверждение — новая глава S/Style — подборки молодых экодизайнеров от журналиста и ветерана индустрии Джорджии Кантарини. На этот раз проект поддерживал холдинг Kering, который предоставил свою лабораторию инновационных материалов для счастливчиков: Стивена Пассаро и Жанны Фрио из Парижа, Ксении Шнайдер из Киева, Николы Дальпаос из Тироля, Друва Капура из Дели, Cavia из Милана, Insurh из Копенгагена, Permu из Лондона, Oloo Concept из Абиджана и Young n Sang из Сеула. Они провели совместный показ прямо в салонах крепости да Бассо.
После выставки я попала под проливной дождь — говорят, что на летней ярмарке Pitti Uomo такое случилось впервые. Пасмурная погода длилась до самого вечера, между вечерними коктейлями по случаю открытия нового бутика Valentino на площади Синьории и в палаццо Буддини Гаттай, где Doucal’s отмечали юбилей, приходилось перемещаться под зонтиком.
Дождь не закончился и перед масштабным показом Runway Icons на площади Микеланджело с панорамным видом на всю Флоренцию ретейлера Luisaviaroma и британского Vogue. Показ задержали на три часа. В итоге ливень все же закончился, а гости слушали романтические баллады в исполнении тенора Андреа Бочелли, сидя на мокрых трибунах, пока по подиуму вышагивали топ-модели Наталья Водянова, Ирина Шейк, Мариякарло Босконо, Пэт Кливленд в нарядах от 50 модных домов, в том числе Valentino, Armani, Ferragamo, Giambattista Valli, Dolce & Gabbana, Max Mara и фешн-авангардистов Рика Оэунса, 16 Arlington, Ненси Дожака и Симона Жакмюса.
День третий — Флоренция будущего
На последний день Pitti Uomo были запланированы два главных показа: Fendi на их новой мануфактуре кожаных аксессуаров в Капаннучче и ERL в палаццо Корсини. Утром Линец собрал журналистов на предпросмотре коллекции и бодро рассказывал, что это будет первое и последнее шоу его марки. Почему? Как настоящему режиссеру и контрол-фрику, Линецу больше нравится показывать свои коллекции в формате лукбука, где все всегда идет по запланированному сценарию. На этот раз Эли Рассел назвал свою коллекцию Make Believe и перенес нас во Флоренцию будущего — версии 2176 года после экологической катастрофы, когда город ушел под воду, а его герои, сексуальные серферы с Venice Beach, пришли спасать оставшихся в живых и заодно половить волны в гидрокостюмах, расшитых пайетками, мундирах из люрекса, массивных солнечных очках и удобных скейтерских кроссовках (обе категории аксессуаров — запуск этого года).
Шоу Fendi проходило в новом здании фабрики Fendi Factory общей площадью в 30 000 квадратных метров в Капаннучче, в 30 минутах от исторического центра Флоренции. По задумке креативного директора мужского направления Сильвии Вентурини Фенди это шоу не только позволило показать «закулисы модной индустрии», но и отдать должное мастерам марки, без которых успех модного дома был бы невозможен. «Конечно, когда мы говорим о коллекции: мы всегда рассказываем о дизайнере и бренде, но если мы хотим быть по-настоящему открытыми — мы не должны забывать и о том, кто создает каждый предмет и в каких условиях. Сегодняшний показ именно об этом», — пояснила на бэкстейдже Сильвия Вентурини. «Вы увидите своими глазами, как наша работа сочетается с нашим чувством семьи», — добавила Сильвия.
Во время шоу, пока модели вышагивали в новом гардеробе «корпоративного ремесленника», мастера Fendi продолжали трудиться над новыми самыми разнообразными сумками (были замечены и знаменитые «багеты» цвета Tiffany и самые необычные Peekaboo из замши, кожи аллигатора и тканевые с узором FF). На поклон Сильвия Вентурини Фенди вышла гордо вместе с мастерами под овации счастливых зрителей. По возвращении в город все журналисты сразу отправились на дефиле Erl. Шоу началось с пронзительного кавера на «диснеевскую» заставку к мультикам — идеальный саундтрек для шоу про катастрофу во Флоренции, где один из героев одет в Статую Свободу, самый знаменитый символ веры в лучшее и связи Европы и Америки.