Тайна Уорхола раскрыта, а возлюбленная Пикассо впервые на торгах: новости арт-рынка
Новости аукционов: Poly Auctions расширяется, Sotheby’s совершенствует NFT-маркетплейс
Функционал платформы Sotheby’s Metaverse будет усовершенствован, чтобы пользователи могли торговать NFT-искусством друг с другом. Транзакции будут возможны только для произведений ограниченного круга цифровых художников, который время от времени будет обновляться. На данном этапе в него вошли 13 авторов, среди которых Рефик Анадол, XCOPY, IX Shells. С момента запуска в начале 2021 года Sotheby’s Metaverse оборот проекта составил порядка $100 млн. Согласно недавнему отчету Hiscox HSX и ArtTactic, в прошлом году объем онлайн-продаж произведений искусства составил $10,8 млрд, демонстрируя рост на 6%.
Poly Auction расширяет зарубежное присутствие: китайский аукционный дом объявил о планах открыть в этом году два новых офиса — в Лондоне и в Южной Корее. В результате антиковидных ограничений продажи Poly Auction по итогам прошлого года упали на 67%, составив в сумме $450 млн.
Предстоящие торги: голубой бриллиант на Sotheby’s против рубина на Christie’s
Бриллиантовое кольцо Bulgari с голубым бриллиантом весом 11,16 карата станет самым дорогим лотом ювелирных торгов Sotheby’s 16 мая в Женеве. Всего полторы недели назад в рамках Met Gala в Нью-Йорке этот бриллиант в виде подвески надела актриса Приянка Чопра, амбассадор ювелирного бренда. На Sotheby’s бриллиант, получивший название «Голубая лагуна», выставлен с эстимейтом в $25 млн (на сайте аукционного дома с недавних пор предметы в верхней ценовой категории маркируются как «премиум-лоты»). Изначально камень был оправлен в кольцо, созданное мастерами Bulgari по заказу состоятельного коллекционера из Европы, в семье которого украшение и хранилось до недавнего времени.
Главное событие в серии аукционов Christie’s, посвященных ювелирной коллекции Хайди Хортен, состоится сегодня, 10 мая. Топ-лотом вечерних торгов станет бриллиантовое кольцо Cartier с редким мьянманским рубином Sunrise Ruby весом 25,59 карата ($15—20 млн). Швейцарский геммологический институт описывает этот камень как «уникальное природное сокровище». В общей сложности Christie’s распродает порядка 700 принадлежавших Хортен украшений, суммарный эстимейт которых составляет примерно $150 млн. Это значит, что ее собрание может стать самым дорогим в аукционной истории, отобрав статус у коллекции Элизабет Тейлор, распроданной на Christie’s в 2011 году за $116 млн.
На Phillips выставят портрет кисти Пикассо с эстимейтом в $6—9 млн. Датированную 1952 годом картину под названием «Женская голова с волосами, убранными в пучок» пустят с молотка 17 мая. На полотне изображена возлюбленная художника Франсуаза Жило накануне расставания после десяти лет совместной жизни. Картина выставляется на продажу впервые.
На 13 мая намечены посвященные живописи, графике, и предметам декоративно-прикладного искусства торги аукционного дома «Литфонд». При стартовой цене в 1 рубль для всех лотов онлайн-ставки на отдельные работы уже составляют несколько миллионов. По состоянию на момент публикации 3 млн рублей готовы заплатить за картину Мартироса Сарьяна «Горные вершины» с дарственной надписью кинодраматургу Эмилю Брагинскому. Лидирующая ставка на акварель Роберта Фалька «Берег моря», напоминающая произведения Уильяма Тернера, составляет 2,2 млн рублей. Несколько лотов происходят из собрания Максима Боксера, коллекционера и создателя проекта «Шар и Крест». К их числу относится «Крестьянка» Зинаиды Серебряковой (лидирующая ставка — 1,2 млн рублей) и эскиз декорации к постановке комедии Бомарше «Женитьба Фигаро» работы Сергея Судейкина (лидирующая ставка — 700 000 рублей).
Прошедшие торги: тайна картины Уорхола за $85 млн и нонконформисты на Bonhams
Суммарная выручка прошедших 5 мая парижских торгов Bonhams «Бунтарский дух», посвященных работам советских художников-нонконформистов, составила чуть больше €326 000. Этот результат практически идентичен достигнутому в ноябре прошлого года (€322 400). «В целом мы довольны торгами. Работы на бумаге, конечно, показали не те результаты, на которые мы рассчитывали, но живопись оказалась почти вся распродана», — комментирует глава отдела русского искусства Bonhams Дарья Христова. По верхней планке эстимейта, то есть за €50 775, ушла с молотка «Сюрреалистическая композиция» (1960) Александра Харитонова, которая украшала обложку каталога. «Панагия без оклада» (1973) Дмитрия Плавинского была продана за €48 255, а вот датированный 2002 годом «Холодильник Vivaldi» Эрика Булатова с оценкой в €30 000—40 000 на торгах не был продан.
В ноябре прошлого года топ-лотом торгов Sotheby’s, посвященных современному искусству, стала шелкография Энди Уорхола «Белая катастрофа (автомобильная авария, повторенная 19 раз)». Она была продана за рекордные для произведений художника $85,3 млн, а имя покупателя аукционный дом, как водится, не называл. На прошлой неделе тайна была раскрыта. Им оказался Питер Брант, наследник гигантской корпорации по производству газетной бумаги Brant-Allen Industries. Вскоре работа станет одним из центральных экспонатов выставки, посвященной работам Уорхола с повторяющимися образами из коллекции Бранта. Собирать современное искусство Брант начал с юных лет, уделяя особое внимание творчеству короля поп-арта. К 1976 году 30-летний коллекционер обладал таким количеством работ Уорхола, что тот согласился на личную встречу с ним. В результате Брант уговорил Уорхола создать портрет его любимой собаки Джинджер. На выставке, которая открывается сегодня на одной из площадок Brant Foundation в Манхэттене, будет представлено порядка 100 работ Уорхола, охватывающих весь спектр его творчества.
Вермеер и Бронзино в рентгеновских лучах
В амстердамском Рейксмузеуме еще месяц будет идти самая громкая выставка года — ретроспектива Вермеера, в рамках которой впервые демонстрируются вместе почти 30 работ художника. Одновременно с этим на протяжении последнего года музей рассказывал о новых открытиях, связанных с творчеством Вермеера. Одно из них было обнародовано на прошлой неделе. На этот раз речь идет о работе «Спящая служанка» из собрания нью-йоркского Метрополитен-музея. Рентгенологический анализ картины выявил закрашенную в окончательном варианте мужскую фигуру в дверном проеме. Если раньше исследователи считали, что мужчина мог быть любовником девушки, то теперь есть все основания предполагать, что это автопортрет самого Вермеера, а дверь изначально задумывалась как его мольберт.
Аналогичный метод исследования позволил уточнить атрибуцию одной из версий портрета Козимо I Медичи кисти Бронзино, находящейся в собрании Художественной галереи Нового Южного Уэльса (Австралия). Анализ помог ученым удостовериться в авторстве Бронзино, а также выяснить, что в первоначальном варианте картины герцог был изображен не в сияющих доспехах, а в образе ученого мужа с книгой в руках. Позднее художник вернулся к этому образу в работе над «Портретом юноши» (собрание Музея Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити). В январе этого года «Портрет мужчины с пером и листом бумаги» кисти Бронзино из собрания американского девелопера Марка Фиша был продан на Sotheby’s за рекордные для произведений художника $10,6 млн.
Судебные разбирательства вокруг NFT и экоактивизма
В сентябре прошлого года, когда деятельность атакующих мировые музеи климатических активистов достигла своего пика, одна из акций группы Letzte Generation прошла в мюнхенской Старой Пинакотеке. Тогда два человека приклеили себя к раме картины Рубенса «Избиение младенцев». На днях в суде прошло слушание по их делу. Изначально ущерб от действий активистов оценивался в €11 000, но за прошедшие полгода эта сумма выросла до €50 000, хотя сама картина не пострадала. Защита обвиняемых, которым грозит штраф, настаивает на том, что их действия, наоборот, повысили стоимость картины за счет привлечения к ней дополнительного внимания.
Окружной суд США присудил художнику KAWS компенсацию в размере $900 000. Выплатить эту сумму надлежит представителям двух сингапурских компаний, которые занимались производством поддельных копий фигурки «Компаньон» и других произведений KAWS. Их также обязали прекратить производство подделок и уничтожить все нераспроданные экземпляры.
Студия Yuga Labs выиграла судебный иск против двух авторов, создававших подделки под работы из NFT-серии Bored Ape Yacht Club (BAYC). Федеральный суд Калифорнии не удовлетворили заявления Райдера Риппса и Джереми Кахена о том, что их работы являются «ироничным переосмыслением» образов скучающих обезьян. Суд постановил, что они умышленно пытались ввести покупателей в заблуждение касательно принадлежности работ к коллекции BAYC. Однако требования Yuga Labs о компенсации ущерба в $200 000 были сочтены завышенными, точный размер компенсации будет установлен позднее в ходе отдельного заседания.