На торгах кресло Марии-Антуанетты и майка Джеймса Леброна: новости арт-рынка
Итоги и прогнозы: покупатели осторожничают, цены на топовых авторов растут
Эксперты Artprice обещают выпустить новый отчет о состоянии международного арт-рынка по итогам прошедшего года накануне ярмарки TEFAF в Маастрихте, которая стартует в марте. А пока Artprice публикует разрозненную информацию об отдельных сегментах рынка. В вышедшем на днях материале утверждается, что суммарный объем предложения на арт-торгах 2022 года составил в сумме порядка 1 млн лотов. При этом большая половина продаж (56%) совершалась в ценовом диапазоне ниже $1000 долларов. Авторы Artprice пишут о том, что глобальная экономическая ситуация заставляет покупателей занимать осторожную позицию. Небольшой рост стоимости (+3%) демонстрируют лишь топовые работы художников, голубые фишки.
Предстоящие торги: кресла Марии-Антуанетты и сливки совриска
В середине мая парижское отделение Sotheby’s планирует распродать часть обстановки нормандского замка XVII века, который с 1992 года принадлежал французскому архитектору и дизайнеру интерьеров Жаку Гарсия. Выручку от аукциона планируют пустить на реставрацию самого здания, спроектированного создателем Версальского дворца Луи Лево. С молотка уйдет более 70 лотов: предметы мебели и произведения декоративно-прикладного искусства. Эстимейты лотов будут варьироваться от €100 000 до €2 млн. Пока известно, что в числе прочего на продажу выставят кресла Марии-Антуанетты, созданные знаменитым краснодеревщиком Жоржем Жакобом.
На 4 февраля запланированы торги Vladey «Сливки» с работами узнаваемых авторов. Топ-лотом стали «Мужские туалеты» Олега Целкова с эстимейтом в 4,1-5,2 млн рублей. «Вечер» Оскара Рабина оценили в 1,8-2,2 млн, а восемь работ Владислава Мамышева-Монро из проекта «Жизнь замечательных Монро» — в 1,8-2,6 млн.
Прошедшие торги: рекорды Гойи, Рубенса, платье принцессы Дианы за $600 000
Серия нью-йоркских торгов Christie’s и Sotheby’s, посвященных искусству старых мастеров, в сумме принесла порядка $150 млн. Christie’s с успехом распродал коллекцию финансиста Жаки Эли Сафра (в общей сложности $18,5 млн) и установил ценовой рекорд на произведения Франсиско Гойи ($16,4 млн за пару женских портретов). Ответом Sotheby’s стала подборка работ из собрания американского девелопера Марка Фиша (в сумме $49,5 млн) и рекорды на работы Рубенса («Саломея с головой Иоанна Крестителя» за $26,9 млн) и Бронзино («Портрет мужчины с пером и листом бумаги» за $10,6 млн при эстимейте в $3-5 млн). Случайно найденный в сарае на ферме в Америке в 2002 году эскиз Антониса ван Дейка к картине «Святой Иероним» ушел с молотка за $3 млн.
Накануне торгов New York Times выпустила статью о том, что рынок старых мастеров затмевают современные авторы. Как доказательство спада в данной категории авторы приводят наглядную цифру: на долю старых мастеров по итогам 2022 года пришлось всего 4% от общего объема аукционных и частных продаж Sotheby’s и Christie’s. Коллекционеры все чаще делают выбор в пользу живых художников моложе 45 лет: в прошлом году полуфигуративная абстракция 33-летней Флоры Юхнович была продана за $3,6 млн, примерно столько же покупатели отдали за редкое полотно Жан-Франсуа де Труа 1735 года.
Пилотные торги Sotheby’s в новом формате The One, прошедшие 27 января, собрали $8,5 млн. Вроде бы успех, но результаты получились неровными: топ-лотом стала спортивная майка баскетболиста Джеймса Леброна, проданная в рамках эстимейта за $3,6 млн. Цены остальных лотов оказались в несколько раз ниже: созданное Виктором Эдельштейном бархатное платье принцессы Дианы ушло за $604 800, а иконы псковской школы XV века — за $201 600. Объединять столь разные вещи в одном каталоге — это уже не новая тенденция. Но когда в рамках одного камерного (всего 19 лотов) аукциона спортивная меморабилия оставляет далеко позади предметы антиквариата, часть из которых вообще не находят покупателя (итальянская камея и египетский бюст), — это выглядит как дискредитация старого искусства.
Кайботт на деньги LVMH, Поллок стоимостью $500 млн и Сугимото за $2 млн
Для очередного ежегодного отчета Национальная галерея Австралии (NGA) провела переоценку коллекции. В собрании музея находится более 155 000 экспонатов, суммарная стоимость которых, по последним данным, составляет $6,8 млрд. Самой дорогой работой в собрании считается работа Джексона Поллока под названием «Синие столбы», оцененная в $500 млн. Когда в 1973 году первый директор NGA Джеймса Моллисон объявил о том, что собирается потратить на покупку картины $1,3 млн, это вызвало настоящую волну общественного возмущения: его обвиняли в растранжиривании денег налогоплательщиков. Теперь это самое дорогое произведение искусства во всей Австралии.
В мае на расположенном в заливе Сан-Франциско острове Йерба-Буэна будет установлен монумент работы Хироси Сугимото. Высота выполненной из нержавеющей стали работы под названием «Точка бесконечности» составит почти 22 м, а затраты на реализацию проекта — $2 млн. Эти средства уже выделены в бюджете проекта по созданию и облагораживанию местного парка. Сугимото прежде всего известен как фотограф. Он прославился своими тщательно выверенными черно-белыми снимками с изображением пустых театральных зданий. Два таких снимка сейчас можно увидеть на выставке «Настройки-3» в Доме культуры «ГЭС-2» (павильон, в котором играет увертюра к вагнеровской опере «Тристан и Изольда»).
Франция выкупила картину Гюстава Кайботта «Лодочная прогулка» у наследников художника на средства, пожертвованные принадлежащим Бернару Арно холдингом Louis Vuitton Moët Hennessy. Сумма сделки составила $47 млн. Датированное 1877 годом полотно было одной из последних масштабных работ Кайботта, находившихся в частных руках. Теперь картина будет выставляться в Музее Орсе, поддержку которому LVMH оказывает уже давно: в 2012 году холдинг спонсировал выставку, проводящую параллели между творчеством импрессионистов и миром моды. В ноябре позапрошлого года лос-анджелесский Музей Гетти купил на Christie’s другую масштабную картину Кайботта под названием «Молодой человек у окна» (1876) за рекордные для произведений художника $53 млн.