Шагала продают в Гонконге, Лукаса Кранаха Младшего — в Москве: новости арт-рынка
Российский антикварный салон: шкаф для книг Толстого и «Мадонна» XVI века
В Гостином дворе стартует 48-й выпуск Российского антикварного салона. Главная тема осенней ярмарки — «Русский стиль». На стендах — работы Айвазовского, Брюллова, Гончаровой, Шагала. Всего в Салоне принимают участие 250 галерей. Живопись и скульптуру дополнят украшения (три десятка российских брендов на «Ювелирной улице») и дизайнерские объекты (спецпроект «Искусство интерьера» с 40 компаниями-участниками). Отдельно выделена экспозиция «Русский интерьер», который рассматривается как явление с ярко выраженным самобытным характером.
За западноевропейское искусство отвечает галерея «Перфектум Арт». На стенде галереи представлен яркий образец немецкой портретной живописи XVI века — «Портрет Иоганна, курфюрста Саксонского» Лукаса Кранаха Младшего в оригинальной раме (XVI век) за 28 млн рублей. Стилистически близкие работы художника хранятся в крупных европейских музеях, а авторство дополнительно подтверждается наличием на картине фамильного герба и идеограммы (изображение крылатого дракончика в левом верхнем углу). Цена «Мадонны с младенцем и ангелами с атрибутами страстей» мастера из Франкфурта (XVI век) составляет 62,5 млн рублей. Похожая картина цикла, созданная авторами из ближайшего окружения мастера, хранится в Лувре.
Работы художников «Русских сезонов» — Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова, Льва Бакста, Александра Бенуа — выставлены на стенде Inna Khegay Gallery. В том числе эскиз женского костюма к балету Штрауса «Легенда об Иосифе» (премьера состоялась в Париже летом 1914 года) работы Леона Бакста и акварельный эскиз декорации работы Михаила Ларионова. А творчество «амазонки русского авангарда» Наталии Гончаровой представлено триптихом «Лес».
В секции ювелирных изделий галерея «Метрополитан» представляет брошь в стилистике ар-нуво испанского дома Luis Masriera y Roses. Золотая брошь начала ХХ века инкрустирована бриллиантами, рубинами, сапфирами и украшена перламутром и слоновой костью.
Галерея «Эксклюзив» продает деревянный шкаф «Книжница» для хранения собрания сочинений Льва Толстого, созданный специально для русского павильона на Всемирной выставке 1893 года в Чикаго. Шкаф украшают резные портреты писателя и сцены из его жизни, основанные на зарисовках и картинах Ильи Репина.
Предстоящие аукционы: рамка Фаберже и 20 картин Марка Шагала
Вторая часть коллекции Марка Шагала, которая ранее находилась в собственности наследников художника, попадет на Chrisitie’s уже 1 декабря. На этот раз с молотка пустят 20 картин, самая дорогая из них — «Полет художника» 1979 года ($1,5-2,2 млн). Любопытно, что в качестве аукционной площадки для второй части коллекции выбрали Гонконг, тогда как первую часть продавали этим летом в Лондоне. Тогда торги в сумме принесли чуть меньше £10 млн, но все 20 работ были проданы. Топ-лотом стала написанная в 1984 году композиция «Художник и влюбленная пара в трех цветах» (£1,6 млн).
Днем ранее, 30 ноября, в Гонконге пройдут вечерние торги Christie's «Искусство XX—XXI веков». Покупателей будут соблазнять причудливой смесью громких имен (Яеи Кусама и Пьер Огюст Ренуар, Есимото Нара и Пабло Пикассо). Главной жемчужиной вечера обещает стать эффектная абстракция Джоан Митчелл «Без названия» ($10-15 млн). В каталоге эксперты аукционного дома сравнивают ее с творениями Моне, очевидно, напоминая о том, что сейчас в парижском фонде Louis Vuitton проходит парная выставка двух художников.
Похожий набор авторов можно встретить и на запланированном на 1 декабря гонконгском аукционе Phillips, разве что в секции западноевропейского искусства здесь больший упор сделан на современность (Бэнкси, KAWS, Дэмиен Херст). Топ-лотом станет написанная в 1992 году «Абстрактная картина (774-1)» Герхарда Рихтера с эстимейтом $10,2-15,3 млн. Называя ее одним из пиков творческой карьеры художника, глава азиатского подразделения Phillips Джонатан Крокетт напоминает потенциальным покупателям о том, что «самые высокие цены на произведения Рихтера на гонконгских аукционах были достигнуты за последние два года, и сегодня спрос на них со стороны азиатских коллекционеров высок как никогда».
24 ноября московский аукционный дом «Александр», прежде торговавший исключительно нумизматикой, проведет свой первый аукцион произведений декоративно-прикладного искусства. Одна из пяти секций (более 50 лотов) будет посвящена изделиям фирмы Фаберже. В этой подборке, например, украшенная белой перламутровой эмалью деревянная рамка с позолотой и серебряными элементами. Она выставляется на продажу в оригинальном футляре, а также с фотопортретом великого князя Бориса Владимировича с его автографом (12-15 млн рублей). Оценочная стоимость декоративной фигурки слоника из белореченского кварцита с демантоидами составляет 5-6 млн рублей. Из относительно недорогих лотов стоит отметить золотую перьевую ручку (300 000- 500 000 рублей) и подвеску в виде нефритового желудя (400 000-450 000 рублей).
На ближайшие торги аукционного дома «Литфонд» 25 ноября выставят живопись, графику и декоративно-прикладное искусство из собрания коллекционера Михаила Фадеева. Стартовая цена всех лотов — 1 рубль. Из интересного: выполненный гуашью портрет Надежды Удальцовой работы Александра Древина, эскиз к картине «Безработные в Риге» из собрания Латвийского национального художественного музея (лидирующая ставка — 20 000 рублей), акварельный «Портрет художника» Александра Лабаса (20 000 рублей) и выполненный шариковой ручкой рисунок Анатолия Зверева «Разговор» (10 000 рублей).
Прошедшие аукционы: Баския за $32,7 млн
Торги Sotheby’s, посвященные современному искусству, собрали в сумме $314,9 млн. Самым дорогим лотом вечера стала шелкография Энди Уорхола «Белая катастрофа (автомобильная авария, повторенная 19 раз)». При оценке в $80 млн она ушла за $85,3 млн.
Christie’s подвел окончательные итоги недели предновогодних торгов в Нью-Йорке. За восемь дней удалось собрать $2 млрд, включая собрание Пола Аллена, распроданное за $1,6 млрд. Аукционы, посвященные искусству XX—XXI веков, принесли в сумме всего $421,9 млн. Топ-лотом стала картина Жан-Мишеля Баскии «Шугар Рэй Робинсон». Она ушла за $32,7 млн, недотянув несколько миллионов до верхней планки эстимейта.
А вот абстракция Виллема де Кунинга с тем же эстимейтом не нашла своего покупателя. Несколько работ, включая картину Клиффорда Стила ($12-18 млн) было снято с торгов перед самым началом. Новые рекорды были установлены на работы Рашида Джонсона ($3 млн), Нджидеки Кросби ($4,7 млн) и нескольких других молодых авторов.
NFT и музеи
Несмотря на то что интерес к NFT за последние месяцы существенно снизился, музеи не отвернулись от новых технологий. На днях входная группа нью-йоркского MoMA превратилась в масштабную арт-инсталляцию. Эту задачу доверили медиахудожнику и режиссеру Рефику Анадолу, который создает работы с использованием искусственного интеллекта. До этого MoMA уже сотрудничал с Анадолом, открыв ему доступ к своим архивам. Используя их, художник создал серию NFT-абстракций, от первичной продажи которых музей до сих пор получает 17%.
Студия Yuga Labs начала кампанию по пополнению музейных коллекций работами из NFT-проекта CryptoPunks. Недавно «криптопанка» под номером 305 передали в собрание музея ICA в Майами.