К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Торги, посвященные Лимонову, и мертвый Пикассо: новости арт-рынка

 Рубенс. «Портрет мужчины в образе бога Марса» (Фото Sotheby’s)
Рубенс. «Портрет мужчины в образе бога Марса» (Фото Sotheby’s)
Мертвый Пикассо в Мадриде, портрет Стравинского на парижских торгах и Центр Помпиду в Саудовской Аравии. Об этих и других актуальных новостях арт-рынка — в еженедельной подборке Forbes Life

Предстоящие торги: Рубенс за $20 млн и Фрэнсис Бэкон тоже за $20 млн

В мае на нью-йоркские торги Sotheby’s выставят шедевр Рубенса с эстимейтом $20-30 млн. Речь идет о «Портрете мужчины в образе бога Марса» 1620-х годов. Картина происходит из коллекции американского девелопера Марка Фиша. В январе этого года подборка работ старых мастеров из его коллекции собрала на Sotheby’s $49,5 млн. Тогда же за $26,9 млн с молотка ушла «Саломея с головой Иоанна Крестителя», занявшая третью строчку в списке самых дорогих аукционных продаж Рубенса. Первое место с 2002 года принадлежит картине «Избиение невинных», проданной за $76,5 млн. «Портрет мужчины в образе бога Марса» в свое время тоже был рекордным: в 2000 году за него заплатили $8,2 млн. До Фиша картина принадлежала Ротшильдам и основателю американской сети магазинов S. H. Kress & Co. Сэмюэлу Крессу.

Christie’s планирует пустить с молотка подборку работ из коллекции Сэмюэла Ирвинга (или Си, как его называли знакомые) Ньюхауса, который был наследником и совладельцем издательского дома Condé Nast. Торги запланированы на май, а суммарная оценка 16 произведений составляет примерно $144 млн. Споры о том, кому выпадет честь продавать огромное собрание медиамагната, начались сразу после его смерти в 2017 году. С тех пор работы порционно выставлялись то на Sotheby’s, то на Christie’s. Например, в 2019 году «Кролик» Джеффа Кунса из коллекции Ньюхауса был продан на Christie’s за рекордную сумму $91,1 млн. Рассказывая о предстоящих торгах The Wall Street Journal, глава департамента искусства XX-XXI веков Алекс Роттер неожиданно разоткровенничался (обычно заявления аукционистов носят гораздо более официальный характер): «Си очень любил Джаспера Джонса. Но можем ли мы одновременно выставить несколько работ Джонса с эстимейтом $10 млн каждая? Разумеется, нет. Поэтому на торги попали только те, что лучше всего отражают предпочтения коллекционера». Топ-лотами аукциона станут картина Виллема де Кунинга под названием «Орест» ($25 млн) и «Автопортрет» Фрэнсиса Бэкона 1969 года (порядка $20 млн).

Летом на торги парижского аукционного дома Artcurial выставят коллекцию композитора и дирижера Пьера Булеза. Один из самых интересных лотов — карандашный портрет Игоря Стравинского работы Альберто Джакометти (€30 000-40 000). Также на торгах работы Чжао Уцзи, Филипа Гастона, Жана Тэнгли и других художников.

 

На 4 марта намечены торги аукционного дома «Антиквариум», приуроченные к отмечавшемуся недавно 80-летию со дня рождения Эдуарда Лимонова. Вниманию коллекционеров предлагают почти 60 лотов: автографы, письма, рисунки, редкие фотографии и прижизненные издания из личных архивов друзей и коллег enfant terrible советской литературы. Топ-лот аукциона — последний поэтический сборник Лимонова. Оценочная стоимость этой несброшюрованной рукописной книги, в которую вошло больше сотни стихотворений «К Фифи», составляет 300 000-500 000 рублей. Сам автор пояснял в предисловии: «Основу этого новейшего по времени сборника моих стихотворений составляют послания к молодой женщине, скрытой под именем Фифи. Достигнув известного возраста, когда мужчина опять становится похотливым, как подросток, я записал в бешенстве страсти свои местами эротические, местами порнографические признания и видения».

Милославский, Лимонов и Бах (Фото DR)

Продажи на ярмарке ARCO в Мадриде и мертвый Пикассо

Проходивший в конце прошлой недели 42-й выпуск мадридской арт-ярмарки ARCO за пять дней посетили 95 000 человек. Работы современных художников показывали свыше 200 галерей: треть — местные участники, остальные — международные, но с уклоном в латиноамериканский регион. Впервые на ARCO появился стенд David Zwirner, крупнейшей американской галереи, торгующей голубыми фишками арт-рынка, на котором можно было видеть работы таких художников, как Хуан Муньос или Оскар Мурильо. Среди работ мэтров было представлено творчество перспективного бразильца Лукаса Арруды, чья ретроспектива под кураторством Ханса Ульриха Обриста сейчас проходит на мадридской площадке итальянского  Fundación Sandretto Re Rebaudengo. Текущий рекорд на работы Арруды составляет чуть меньше $500 000. Одной из самых громких продаж VIP-открытия стала работа дуэта Elmgreen & Dragset, которая ушла со стенда Perrotin примерно за $100 000.

 

Самым фотографируемым экспонатом на ARCO стал представленный на стенде галереи ADN объект Эухенио Мерино под названием «Здесь покоится Пикассо». Гиперреалистичная фигура художника лежит на постаменте с надгробием.  Мерино воспринимает эту работу как критику практики «культурного паломничества», которая предполагает, что посетителями выставок и ярмарок движет стремление прикоснуться к загадочному миру того или иного знаменитого художника. Объект был создан в 2017 году тиражом три экземпляра. На ARCO ценник работы составлял €45 000. Нашелся ли за эти деньги покупатель, неизвестно.

Поддержка русских художников: Фонд Cosmoscow и «Открытые студии» «Винзавода»

В начале февраля Фонд Cosmoscow предоставил грант восьмерым современным художникам, каждый из которых получил по 100 000 рублей. Выбор осуществлялся по принципу горизонтальных связей: имена получателей гранта называли авторы, в разные годы становившиеся «Художником года» Cosmoscow (в прошлом году это, к примеру, был Валерий Чтак). Номинировали тех, кто нуждается в поддержке. Представители фонда подчеркивают, что это их первый нецелевой проект: как именно использовать полученные деньги, художники решают сами.

Для художника Михаила Добровольского грантовые средства — это «отличная возможность закупить материалы для творчества, необходимые для продолжения своей практики». Кроме того, Михаил работает над проектом по развитию воронежской арт-среды. Алина Гуткина планирует потратить грант на реализацию проекта Deep Listening: «Сейчас я работаю над серией ивентов, где совместно с музыкантом мы пробуем формат хилинг-рейва. Мы создаем пространство для выброса «подавленного», разрабатываем инструкции и полностью воспроизводим атмосферу танцпола». Анастасия Ливаднова сейчас занимается поисками формы для будущей видеоработы: «Я вижу для себя этот грант как деньги, идущие в финальную версию работы — на запись и постпродакшен».

 
Корнер Дани Пирогова в «Открытых студиях» «Винзавода» (Фото DR)

На «Винзаводе» стартовал девятый сезон «Открытых студий». У каждого из девяти участников проекта есть свой корнер в общем пространстве, который одновременно служит и мастерской, и выставочным стендом: художники работают практически на глазах у публики. Кроме того, они сами формируют свой образовательный курс, который будет длиться 9 месяцев. Итогом проекта станет групповая выставка, которая пройдет в августе. Ментор этого сезона Лера Конончук решила сделать акцент на исследовательском искусстве. Саян Байгалиев раздвигает пространственные границы живописи. Vivato Eka погружается в глубины своей памяти и ломает стереотипы о красивом и уродливом. Даня Пирогов создает объекты, являющиеся обломками альтернативной истории.

Опыт участия в «Открытых студиях» «Винзавода» сказывается и на ценах работ художников. Вот что говорит об этом выпускница восьмого сезона Евгения Войнар: «Еще в процессе обучения я начала пересмотр стоимости своих произведений, советовалась с лекторами и коллегами. В итоге порядок цен на живопись, графику и объекты был от 10 000 до 200 000 рублей. Благодаря интересу галерей и коллекционеров, а также участию в выставках и маркетах ценовой ряд стал трансформироваться. К моменту выпуска я подписала несколько контрактов с галереями в Москве и Лейпциге, и на данный момент мои работы стоят от 300 000 до 550 000 рублей, а стоимость новых произведений продолжает расти».

Кроме того, на «Винзаводе» с прошлого года продолжают работать мастерские. Это функционирующее по принципу самоорганизации пространство, которое сейчас на льготных условиях занимают 19 художников. Попасть в него могут и зрители, но не буквально «с улицы», как в «Открытые студии», а оставив специальную заявку на сайте. «Мастерские для меня не просто место, где можно работать, они давно превратились в мой второй дом. Я работаю каждый день, за 9 месяцев успел сделать более 60 арт-объектов и работы для персональной выставки в галерее «ГРАУНД Солянка». Для меня мастерские — это еще и своего рода офис, место для деловых и творческих встреч, где можно показать свои работы», — рассказал резидент мастерских, художник Миша Рубанков.

Судьба шедевров: новый Рафаэль и ускользающий Рейнольдс

Прошлой весной Великобритания наложила временный запрет на вывоз «Портрета Омаи» кисти Джошуа Рейнольдса из страны. Написанную примерно в 1776 году картину признали национальным достоянием и оценили в £50 млн. О своем намерении собрать необходимые средства для покупки тогда заявила Национальная портретная галерея Лондона. У нее осталось всего полторы недели до окончания действия запрета, который истекает 10 марта. Согласно отдельным источникам, галерея сейчас ведет переговоры с калифорнийским Музеем Гетти, чтобы выкупить полотно сообща. Вплоть до 2001 года картиной владели члены английской королевской семьи, после чего она была куплена на Sotheby’s за £10,3 млн ирландским магнатом Джоном Маньером.

Искусственный интеллект помог подтвердить атрибуцию работы, которую долгие годы пытались приписать кисти Рафаэля. Речь идет о «Мадонне Флаже», рассматривать которую как творение знаменитого итальянца уже давно предлагает профессор Университета Пенсильвании Ларри Сильвер. Новейшие исследования лишь укрепили его в своих предположениях: он уверен, что «картина была преимущественно создана Рафаэлем при участии одного или нескольких учеников». Специалисты цюрихской компании Art Recognition изучали картину с привлечением ИИ-технологий, «скормив» алгоритму оцифрованные изображения всех известных работ Рафаэля. Совпадение техники при анализе лиц составило свыше 96%.

 

Новости музеев: Центр Помпиду в Саудовской Аравии, африканское искусство в Филадельфии

Центр Помпиду планирует открыть в Саудовской Аравии новую площадку, посвященную современному искусству. Называться она будет «Перспективные галереи» (Perspective Galleries), над проектом здания уже трудится ливанский архитектор Лина Готме. Сейчас музей согласовывает с местными властями годовой контракт, стоимость которого составляет $2,1 млн. Эта инициатива является частью еще более обширного сотрудничества между Францией и Саудовской Аравией, в рамках которого ведутся работы по созданию масштабного культурного комплекса на территории исторического района Аль-Ула. Первый из трех этапов его строительства завершится в этом году, одновременно с запуском «Перспективных галерей». Третий этап намечен на 2035 год. Бюджет всего проекта, который был одобрен наследным принцем королевства Мухаммедом Бен Салманом Аль Саудом и президентом Франции Эммануэлем Макроном, в сумме составляет $15 млрд.

Исторический район Аль-Ула (Фото Royal Commission for AlUla)

Кроме того, на прошлой неделе стало известно, что Центр Помпиду приобрел 18 NFT-работ для своей коллекции. В число купленных произведений входит токен CryptoPunk № 110 из одноименного проекта студии Larva Labs.

Музей искусств Филадельфии объявил о планах создания отдельного центра, который будет заниматься приобретением, изучением и экспонированием искусства из континентальной Африки. Руководство музея выражает надежду на то, что эта инициатива поможет институции продвигать политику равенства. Центр будет назван именем финансиста Айры Брайнда, который уже совершил щедрое пожертвование, сумма которого не разглашается. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+