Кадровые перестановки в музеях и автограф Булгакова за ₽1,3 млн: новости арт-рынка
Перемены в российских музеях: Третьяковка, Русский музей и ГМИИ им. А. С. Пушкина
На прошлой неделе все же произошла долго обсуждавшаяся, но все равно неожиданная смена руководства в Третьяковской галерее. Вместо Зельфиры Трегуловой на должность генерального директора была назначена Елена Проничева, ранее возглавлявшая Политехнический музей. Буквально на следующий день стало известно, что пост директора Русского музея покидает Владимир Гусев, у которого, так же как и у Трегуловой, истек срок трудового контракта. При этом Гусев, работающий в музее с 1978 года, станет его президентом. Фейком оказались появившиеся 13 февраля сообщения о том, что Марина Лошак добровольно оставляет кресло директора Пушкинского музея. По официальным данным, срок ее трудового контракта истекает только 2 апреля этого года.
Новости аукционных домов: Bonhams могут продать за $1 млрд, новое пространство Vladey
Как сообщает Bloomberg, инвестиционная компания Epiris собирается продать Bonhams. За пять лет, на протяжении которых Epiris владеет аукционным домом, его годовой оборот вырос с $578 млн в 2017 году до более $1 млрд в 2022 году. Примерно столько же ($1 млрд) может составить и сумма планируемой сделки. Консультантом Epiris по возможным вариантам продажи выступает компания J.P. Morgan. Весь прошедший год Bonhams завоевывал новые рынки, поглощая другие аукционные дома, включая французский Cornette de Saint Cyr, шведский Bukowskis, датский Bruun Rasmussen и американский Skinner.
По решению французского суда, Christie’s должен вернуть картину Адриана ван дер Верффа наследникам владельца, у которого она была изъята нацистами в годы войны. Датированное 1707 годом полотно «Кающаяся Магдалина» принадлежало парижскому банкиру и коллекционеру Лионелю Хаузеру, который приходился двоюродным братом Марселю Прусту. Она была конфискована из его дома во время нацистской оккупации вместе примерно с 40 другими произведениями искусства. В 2005 году картина попала на торги Christie’s и была продана за £60 000. Тогда фамилия Хаузера в каталоге не упоминалась. Она всплыла лишь в 2017 году, когда новый владелец решил перепродать работу. Передать ее наследникам Хаузера Christie’s отказался, ссылаясь на истечение срока давности, но предложил им часть будущей выручки как компенсацию. Наследники отказались и подали иск в гражданский суд Парижа летом прошлого года. Судья обязал Christie’s раскрыть имя настоящего владельца, передать картину наследникам Хаузера и оплатить судебные издержки.
Новое выставочное пространство аукциона Vladey в бывшем Сандуновском пассаже на Неглинной улице откроется уже 22 февраля. Своего рода оммажем истории этой знаменитой локации станет и название первого проекта «Шедевры храма, или С легким паром!». Среди заявленных авторов — Сергей Братков, Алиса Горшенина, Константин Звездочетов, Влад Кульков, Леонид Соков, Валерий Чтак и многие другие. Для широкой публики площадка будет работать по билетам с понедельника по воскресенье.
Предстоящие торги: «Деревенский адвокат» Питера Брейгеля Младшего и Кандинский за $45 млн
На лондонские торги Sotheby’s «Модернизм и современное искусство» выставят картину Василия Кандинского «Вид на Мурнау с церковью». Эстимейт работы, написанной в 1910 году, составляет примерно $45 млн. В прошлом году голландский Музей Ван Аббе в Эйндховене вернул ее наследникам еврейской семьи Штерн-Липпманн, у которой она была изъята во время Второй мировой войны. Принятое комиссией по реституции решение положило конец многолетнему судебному спору по поводу полотна, находившегося в собрании музея с 1951 года. Потомки законных владельцев впервые подали заявку на реституцию в 2016 году. Среди новых улик решающую роль сыграла открытка 1966 года, в которой члены семьи Штерн-Липпманн называют «Вид на Мурнау с церковью» «нашим Кандинским».
На следующий день, 2 марта, Phillips проведет торги «Титаны искусства ХХ века», посвященные работам из собрания французского коллекционера Марселя Бриана. Два топ-лота — это созданная в 1984 году, после творческого кризиса, абстракция Виллема де Кунинга «Без названия» (£7—9 млн) и картина Герхарда Рихтера «Матис», написанная в 1983 году (£10—15 млн).
Ближе к концу марта французский аукционный дом Hotel Drouot проведет торги, посвященные искусству старых мастеров, топ-лотом которых станет картина Питера Брейгеля Младшего «Деревенский адвокат». Созданная примерно в 1615—1617 годах работа оценивается экспертами в €600 000 — 800 000. Владельцы, фамилия которых не разглашается, даже не подозревали, что обладают столь ценной работой, которая тем не менее бережно передавалась из поколения в поколение. Ее подлинность сначала подтвердили оценщики парижской компании Cabinet Turquin, а затем и немецкий эксперт по работам фламандских мастеров Клаус Эрц. В сопроводительной статье для каталога он описывает изображенную на картине сцену как сатирический взгляд на жизнь в Нидерландах, когда страна находилась под властью Испании.
На торги аукционного дома «Русская эмаль» 18 февраля будет выставлена третья часть собрания известного коллекционера Андрея Кусакина. Первые две были распроданы с существенным превышением оценочной стоимости. Эстимейт всего каталога, по словам организаторов, составляет более 10 млн рублей. Топ-лотом предстоящего аукциона станут две акварели «Парные портреты девочек» Петра Соколова, создателя одного из самых известных прижизненных портретов Пушкина. Оценочная стоимость лота составляет порядка 1 млн рублей.
На 4 марта аукционный дом «Антиквариум» запланировал торги «Эдуард Лимонов. К 80-летию последнего русского романтика ХХ века», на которые будут выставлены автографы, письма, рисунки, редкие фотографии и прижизненные издания из личных архивов друзей и коллег писателя, включая работы Михаила Шемякина.
Прошедшие торги: автограф Булгакова за 1,3 млн рублей и рекордный Лабас
По итогам прошедших 9 февраля торгов аукционного дома «Литфонд» автограф Михаила Булгакова был продан за 1,3 млн рублей. Стоимость лота в 4,5 раза превысила эстимейт. Сам автограф представляет собой пояснительную записку, адресованную автором «Собачьего сердца» другу, писателю Викентию Вересаеву, на издании «Краткого очерка современной русской литературы» Михаила Майзеля. Литературоведы предполагают, что именно этот автор резких выпадов против Булгакова стал прототипом барона Майзеля в романе «Мастер и Маргарита».
Суммарная выручка прошедшего 10 февраля еженедельного аукциона ARTinvestment.RU по итогам продажи 25 произведений искусства составила 13 млн рублей. Топ-лотом торгов стала датированная 1932 годом графическая работа Александра Лабаса «Дирижабль над городом», ушедшая с молотка за рекордную сумму в 1,7 млн рублей. Эта работа ознаменовала собой начало нового этапа в творчестве художника, который порывает с романтическим наследием и устремляется вслед за научной мыслью Эйнштейна и Циолковского.
Судьба шедевров: картина Климта из коллекции Лаудера, музей Брауэра продает искусство на $20 млн
Миллиардер Рональд Лаудер достиг соглашения с наследниками изначальной владелицы картины Густава Климта «Шляпа с черными перьями». Лаудер владеет этим полотном с 1973 года, когда он приобрел его в манхэттенской галерее. Когда в 2007 году репродукция «Шляпы с черными перьями» появилась на баннерах очередной ретроспективы Климта, на свет всплыла информация о том, что вплоть до 1934 года картиной владела Ирен Беран, чья семья проживала в Брно. Дальнейшая судьба полотна остается неясной, но, по всей видимости, оно было похищено в начале 1940-х, когда мужу и тестю Ирен пришлось спешно покидать Европу. Подробности сделки между Лаудером и наследниками семьи Беран неизвестны, но отныне картина официально принадлежит знаменитому миллиардеру.
Музей Брауэра при Университете Вальпараисо в Индиане критикуют из-за схемы деакцессии картин общей стоимостью $20 млн. Руководство университета планирует продать три работы из коллекции музея, включая картину Джорджии О’Киф стоимостью $15 млн, чтобы профинансировать строительство и благоустройство новых общежитий для первокурсников. Директор — основатель музея Ричард Брауэр считает это решение «совершенно позорным» и собирается отозвать свое имя из названия институции.