Ролики в перерыве: как Супербоул стал популярен во всем мире благодаря рекламе
В ночь с 12 на 13 февраля состоялось главное телесобытие США — финал соревнования по американскому футболу Super Bowl. Российские каналы его не транслировали, но все поклонники турнира посмотрели игру в интернете. В 57-м Супербоуле команда «Канзас-Сити» победила «Филадельфию», став чемпионом Национальной футбольной лиги США. Однако турнир ценят не только за незабываемые спортивные моменты. Отдельным развлечением давно стал просмотр рекламных роликов в перерывах, которые бренды начинают готовить чуть ли не за год до события.
Чтобы понять, почему компании проявляют такой интерес к Супербоулу, важно знать несколько особенностей турнира. Во-первых, соревнование проводит самая финансово успешная спортивная лига США — Национальная футбольная лига (НФЛ). Во-вторых, Супербоул привлекает внимание огромной аудитории. Так, в 2015 году его прямая трансляция побила все рекорды по числу просмотров на телевидении, кроме показа высадки американских астронавтов на Луну. Тогда финал игры посмотрели 114,4 млн человек, а в 2022 году — 112,3 млн человек. Для сравнения: рекорд просмотра трансляции кинопремии «Оскар» — 57 млн зрителей, и случился он еще в прошлом веке, в 1998 году.
В-третьих, участие в Суперкубке в любом формате — это настолько престижно, что даже звезды мирового масштаба не берут гонорары за выступления в перерыве между периодами. НФЛ лишь покрывает затраты на организацию концерта. Тем не менее обычно это окупается. Так, участие в Супербоуле 2020 года принесло Шакире рост прослушиваний на Spotify на 230%, а Дженнифер Лопес — на 335%.
Сколько стоит реклама на Супербоуле
Реклама во время трансляции Супербоула традиционно стоит очень дорого. Даже во время первого турнира в 1967 году 30-секундный ролик можно было разместить за $37 500 на телеканале NBC и за $42 500 на CBS (около $350 000 по сегодняшнему курсу).
С тех пор значимость рекламы на Супербоуле выросла еще сильнее. К этому привели два события. Первое — перенос трансляции матча на вечер. НФЛ приняла такое решение в 1978 году, чтобы увеличить число зрителей и рекламодателей. Вторым знаковым событием стал показ на Супербоуле в 1984 году ролика Apple про компьютер Macintosh. Его режиссер Ридли Скотт вдохновился романом «1984», сумев создать зловещую атмосферу тоталитарного будущего. В итоге в 1985 году произошел самый резкий рост цен на рекламные слоты: до $525 000 за 30-секундный рекламный ролик, а само спортивное событие превратилось в нечто вроде фестиваля креативной рекламы.
Впрочем, это скромная сумма по сравнению с расценками XXI века. В 2023 году Супербоул транслировал на весь мир канал Fox, который за полминуты эфира брал с рекламодателей $7 млн. Однако компании готовы платить, ведь количество просмотров и сложившаяся за эти годы лояльность аудитории оправдывают средства. Несмотря на впечатляющие расценки, 95% рекламных слотов в трансляции Супербоула-2023 раскупили уже к началу сентября прошлого года.
Если сравнивать эти рекламные тарифы с российскими, то стоимость минуты на «Первом канале» во время трансляции чемпионата мира по футболу 2018 года составляла 7,5 млн рублей, или почти $134 000. При этом размещение ролика на Супербоуле в том же году стоило около $5 млн за 30 секунд, или $10 млн за минуту. Разница почти в 75 раз.
На грани фола
Рекламные ролики, которые показывают во время Супербоула, контрастируют с теми, которые зритель видит в другое время, примерно так же, как романтическая комедия отличается от артхауса. Обычно бренды стремятся показать преимущества продукта, транслируя уникальное торговое предложение (УТП). Но если мы посмотрим на ролики, сделанные для Суперкубка, то увидим, что большинство из них старается стать наиболее креативными — порой на грани фола.
Например, ролик 2020 года MTN DEW Zero Sugar — несколько безумная пародия на культовый фильм «Сияние». Авторы рекламы воспроизвели сцену в ванной, когда сошедший с ума главный герой крушит двери топором, решив убить свою жену. В ролике все заканчивается хорошо: он всего лишь угощает ее напитком. Казалось бы, сценарий противоречит всем канонам рекламы, но видео никак нельзя назвать неудачным. Задача бренда, очевидно, была в том, чтобы впечатлить зрителей своей смелостью и запомниться, что у него и получилось.
Другой пример — ролик PopCorners со свежего Супербоула. В нем главные герои сериала «Во все тяжкие», бывший школьный учитель Уолтер Уайт, у которого диагностировали неоперабельный рак легких, и его ученик Джесси Пинкман, делают чипсы, а не наркотики, как в оригинале. Однако вкус чипсов впечатляет «поваров» не меньше.
Считается, что слишком креативная реклама отвлекает от самого продукта. Однако в случае Суперкубка компании идут на этот риск. Главная причина — в сверхвысокой стоимости и желании выделиться среди конкурентов. Во время трансляции показывают много роликов, и все они высокого качества. Так что если бренд снимет типичное видео с милым семейством, сидящим за столом, аудитория просто не обратит на него внимания.
Вторая причина — сам формат Суперкубка. Этот турнир уже давно превратился из спортивного события в культурное — что-то вроде фестиваля рекламы и музыки. А фестивальная реклама — это явно не стандартные ролики про скидки и преимущества товара, которые можно увидеть в любой момент по любому каналу. Зритель Супербоула ждет яркого креатива — и получает его.
Рекламные ролики брендов, показанные на Супербоуле, мгновенно набирают десятки миллионов просмотров. Так, самой популярной рекламой этого года стал ролик провайдера T-Mobile, в котором актеры Джон Траволта, Зак Брафф и Дональд Фейсон (ДжейДи и Терк из сериала «Клиника») поют кавер на Summer Nights из фильма «Бриолин», в котором Траволта сыграл главную роль. Ролик набрал уже 47 млн просмотров на YouTube. Второй по популярности — еще один ролик провайдера с Бредли Купером и его мамой. Его посмотрели 31 млн раз .
Еще один пример неординарного подхода сценаристов к созданию ролика для трансляции финала 2021 года — история о том, как виртуальный помощник Алекса меняет пластиковую оболочку на тело актера Майкла Б. Джордана. Впечатление от этой рекламы едва ли слабее, чем от хорошего фантастического фильма.
Почему в России мало креативной рекламы
Чаще всего компании хотят создать в рекламе позитивный образ продукта, поэтому снимают улыбающихся людей, идеальные интерьеры и красивые пейзажи — это джентльменский набор любого бренда. Если взять для примера рекламу подгузников, то в российской коммуникации мы увидим счастливую маму размера XXS с идеальной прической и идеальным ребенком. А для Супербоула Huggies делают совсем другую рекламу — казалось бы, просто рассказ о том, как здорово быть ребенком: есть то, что любишь, и пачкаться, засыпать там, где придется, и находиться там, где захочется. Но это настоящие истории про детей: плачущих, сонных, измазанных в еде. Такие дети есть и в Вашингтоне, и на Камчатке. Компания учла даже то, что большая часть аудитории спортивной трансляции — мужчины, и создала ролик, который понравится папам.
Рекламу, подобную той, что показывают на Супербоуле, редко встретишь на российских площадках. Крупные отечественные бренды не спешат выходить за рамки привычного и воплощать смелые идеи. На это есть несколько причин:
- незрелость рекламного рынка. Полноценная реклама появилась на российских экранах лишь в 1990-х, тогда как на Западе к тому времени продакшен накопил солидный опыт, а бренды давно воспринимали продвижение как обычную часть бизнеса. У нас же компании до сих пор остро реагируют на провалы в этой сфере, а значит, избегают слишком смелых решений;
- привычка не рисковать. Обычно концепцию рекламного ролика утверждает топ-менеджер, а сотрудники такого уровня в России часто опасаются потерять место или навредить бизнесу (например, шокировать креативом инвесторов). Поэтому выбирают более консервативную идею;
- стереотип о том, что в России нельзя сделать рекламу мирового уровня. На рынке до сих пор есть мнение, что в Европе или США ролики по умолчанию лучше, чем у нас, и российский подрядчик никогда не сделает ничего столь же великого. Конечно, это не так: у нас много специалистов высочайшего уровня, способных придумывать яркие идеи и мастерски их реализовывать.
Реакция российского зрителя на креативную рекламу показывает: аудитория ждет оригинальных решений. К примеру, рекламные ролики мороженого «Чистая линия» про «ожившие вкусовые сосочки» набирают миллионы просмотров. На ютуб-канале бренда есть отдельный плейлист с подобной рекламой. У самого популярного ролика — 12 млн просмотров.
Впрочем, успех подобных продуктов не отменяет того, что создание креативного ролика — всегда выход на тонкий лед. Компания может выбрать не тот посыл или провально реализовать блестящую идею — и поймать волну недовольства. Так, например, случилось с задумкой Альфа-банка, который в 2021 году заявил, что принимает в штат на должность «директора по работе с молодежью» рэпера Моргенштерна (признан иноагентом). Вышел клип, в котором «новый сотрудник» заходит в банк с бутылкой алкоголя и тут же нарушает закон о рекламе, называя компанию «лучшим банком страны» без какого-либо подтверждения этого факта. Проект получился неоднозначным. С одной стороны, Альфа-банк привлек 162 000 новых клиентов. С другой — пришлось объяснять ситуацию ФАС и общественности. В итоге оказалось, что «прием на работу» был лишь рекламным ходом, а скандальный клип — и вовсе «собственным контентом блогера».
Однако чаще всего креатив в видеороликах дает позитивный эффект. И это подтверждает феномен Супербоула, который за несколько десятилетий поднял творческую рекламу на новый уровень. Ролики с неожиданными сюжетами или нестандартными визуальными ходами становятся вирусными, надолго отпечатывая образ бренда в сознании потребителей. Конечно, смелый креатив нравится не всем, но это лишь означает, что компания смогла выйти на целевую аудиторию, которая разделяет ценности бренда и принимает его идеи. Возможно, через несколько лет и в России появится событие, которое станет драйвером создания рекламы, которая будет отличаться от стандартных телевизионных роликов.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции