Минкульт попросил Третьяковку оценить соответствие экспозиции «духовным ценностям»
Министерство культуры направило руководству Третьяковской галереи письмо с требованием отчитаться о «приведении содержания постоянных экспозиций и выставок <...> в соответствие духовно-нравственным ценностям». Об этом сообщает издание The Moscow Times (заблокировано в России) со ссылкой на копию письма, подписанного заместителем департамента музеев и внешних связей Минкульта Наталией Чечель. Она просит гендиректора Третьяковской галереи Зельфиру Трегулову до 6 февраля подготовить ответ на жалобу посетителя музея, некоего Сергея Шадрина, поступившую в ведомство.
В своей жалобе Шадрин заявляет, что, по его мнению, экспозиция Третьяковки не соответствует госполитике «по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В своем обращении он ссылается на ценности, изложенные в соответствующем указе, подписанном Владимиром Путиным в ноябре 2022 года. В частности, в их число тогда вошли права человека, патриотизм, служение отечеству, семья и приоритет духовного над материальным. Угрозу традиционным ценностям, согласно указу, несут экстремистские и террористические организации, действия США и других «недружественных» стран, транснациональных корпораций и иностранных НКО, а также отдельные СМИ.
По мнению Сергея Шадрина, экспозиция Третьяковской галереи «не в полной мере соответствует духовно-нравственным ценностям», а также в залах музея «представлены произведения, имеющие признаки деструктивной идеологии». Также, как указал автор жалобы, от знакомства с некоторыми экспонатами он испытал глубокий пессимизм, ощущение пустоты и беспросветности.
Так, в частности, Шадрин пожаловался, что в цикле «Тайная вечеря», состоящем из 13 полотен, «невозможно понять, кто является Иудой». Кроме того, по мнению автора жалобы, скульптура Пьеты, созданная в 1978 году Александром Бургановым, является «дьявольской интерпретацией» религиозного сюжета, поскольку у Богородицы нет головы. Также Шадрин заявил, что в произведениях второй половины XX века, выставленных в музее, есть сцены «многочисленных похорон, в том числе в присутствии маргинальных социальных элементов», «запойного алкоголизма», а также «волюнтаристские интерпретации» образов российских правителей и деятелей культуры.