К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Путь Майами: как город и коллекционеры создали из Маленькой Гаваны столицу искусства 

Инсталляция Patria y Vida, созданная Антонией Райт и Рубеном Милларесом на территории Faena Hotel в рамках третьего городского конкурса паблик-арта No Vacancy
Инсталляция Patria y Vida, созданная Антонией Райт и Рубеном Милларесом на территории Faena Hotel в рамках третьего городского конкурса паблик-арта No Vacancy
В 2022 году ярмарка Art Basel Miami отметила свое 20-летие. За эти годы Майами из пляжного курорта, куда сбегали на зимовку из мегаполисов, превратился в центр современного искусства, где оно эффективно работает на экономику города

В первую неделю декабря Майами превращается Диснейленд для любителей искусства: художники музейного уровня на ярмарке Art Basel Miami, стенды молодых галеристов на NADA (аббревиатура от Нового альянса арт-дилеров, — Forbes Life) или работы на ярмарке Untitled с видом на океан. Для тех, кого интересуют перформативные практики — в контейнерах на песках идет ярмарка Satellite с более чем 200 художниками от Нью-Йорка до Техаса и Оклахомы. Всего на неделе искусства в Майами проходит как минимум семь ярмарок.

Городские музеи —  Institute of Contemporary Art, Museum of Art & Design (MOAD), Museum of Contemporary Art (MOCA), Lowe Art Museum и другие — открывают свои двери бесплатно для всех желающих. Также работают независимые площадки — от Debra and Dennis Scholl Collection до Wynwood Walls. Как город в заливе Бискейн с домиками в стиле ар-деко стал местом притяжения крупных коллекционеров и звезд современного искусства? Как одна неделя искусств изменила облик целого города?

Недавно переизбранный мэр города, Фрэнсис Суарес (во главе Майами с 2017 года) обещает привлечь в город крупные технологические компании, банки, хедж-фонды и венчурный капитал, а также подготовить почву для новой эры, которую он назвал «Майами 2.0». В результате рынок недвижимости в Южной Флориде, от Палм-Бич до Южного Майами, переживает бум — и это, конечно, влияет и на мир искусства, от Латинской Америки до Европы. Хотя экономика Майами зависит от рынка недвижимости и сезонности туризма, Суарес говорит, что город достиг «переломного момента экономической стабильности», когда появились такие известные галереи, как Pace, Lehmann Maupin, Paula Cooper, White Cube и Lévy Gorvy. В апреле 2022 года мэр открыл скульптуру — The Miami Bull весом в 1300 кг — как знак «физического воплощения новой столицы капитала и укрепления позиций Майами на мировом финансовом рынке». 

 
Работы Питера Блейка на стенде галереи Waddington Custot, Miami Art Basel

Путь Miami Art Basel

По словам Денниса Шолля, мецената, президента и генерального директора флоридского центра поддержки искусств Oolite Arts, Майами изменили совместные усилия инвесторов и администрации города. Качество и условия жизни на побережье привлекательны для состоятельных людей из Кремниевой Долины и Нью-Йорка, на их деньги в городе расцвели музеи и арт-институции, спроектированные звездными архитекторами. Например, Pérez Art Museum Miami (PAMM) — проект Herzog & de Meuron на набережной в центре залива, концертный зал New World Center авторства Фрэнка Гери, а также работы Захи Хадид, Рема Колхаса, Ренцо Пьяно и Нормана Фостера. Так у Майами возник имидж культурного центра.

В 2002 году, когда Art Basel «зашел» во Флориду, Майами был городом малого бизнеса с несколькими художественными музеями, без намека на традиции культурной филантропии. Ставшие всемирно известными коллекционерами во время экономического бума 1990-х годов, Мартин Маргулиc, семья Рубелл и супруги де ла Крус взяли на себя инициативу по финансированию местного арт-рынка. Поначалу в успехе ярмарки в Майами были серьезные сомнения. «В первые несколько лет ярмарка напоминала ребенка, который учится ходить. Получалось не очень ловко, хотя у ребенка были хорошие гены», — говорит один коллекционер из Нью-Йорка. Когда выбор организаторов пал на Майами, реакция публики была неоднозначной. «Это восприняли как пошлость, отчасти как шутку», — вспоминает знаменитый дилер из Нью-Йорка Кристоф ван де Веге. На первой Art Basel Miami Beach были представлены работы из 160 галерей из 23 стран мира, тогда на ярмарку пришло порядка 30 000 человек. Для сравнения, первая ярмарка в Базеле в 1970 году собрала 90 галерей из 10 стран, ее посетило около 16 000 человек. В этом году на Art Basel в Майами пришли 76 000 человек. 

 
Фасад нового здания YoungArts

По мере развития ярмарки в Майами-Бич рос и доход местных предприятий (его оценивают от $400 до 500 млн  в год), а с ним и внимание к Майами как к городу искусства с большим потенциалом. По оценкам экономистов вклад некоммерческих организаций искусства и культуры в экономику Майами достигает $1,4 млрд, включая создание 41 000 рабочих мест с полной занятостью.

Майами как место культуры

В 2005 году Фонд Knight Foundation — организация Джона Шивли и Джеймса Лэндона Найтов для поддержки журналистики и общественной деятельности, созданная в 1950 году — начал поддерживать различные художественные проекты и создавать коллаборации с городом. Появление искусства в общественных пространствах или покупка искусства стали показателями качества жизни. Поддержка началась с гранта в $12 млн для разных культурных учреждений. С 2008 года пожертвования выросли до $40 млн, половина из которых была распределена между тремя важными институциями: Художественный музей Майами ( аббревиатура PAMM) получил $10 млн для финансирования программ образования в сфере искусства в государственных школах. $5 млн были направлены Музею современного искусства в Северном Майами (МОСА) на финансирование выставок с участием таких известных художников, как Билл Виола, Анри Сала, Рита Акерманн, Рагнар Кьяртанссон, Трейси Эмин. Проведение ярмарки Art Basel создало Майами репутацию центра культуры. 

Художественная программа Knight Foundation ускорила появление некоммерческих площадок — Locust Projects и Fountainhead Residency, а также отдельных художников и проектов. Главным грантовым нововведением стала сумма в $20 млн, на которую мог претендовать любой, кто выдвигал идеи о развитии искусства в регионе. С 2005 года фонд инвестировал $165 млн в 384 проекта в Южной Флориде. Местная арт-сцена стала стремительно развиваться благодаря появлению бесплатных городских мастерских и широкой поддержке меценатов. Во время пандемии было выделено множество экстренных грантов для художников, например, Oolite Arts в рамках своей ежегодной премии Ellies предоставляет суммы от $2500 до $25 000, а в 2023 году планирует открыть новую штаб-квартиру в Майами. 

 

В декабре 2022 года во время дискуссии о новых формах филантропии и поддержки искусства президент Knight Foundation, Альберто Ибарген рассказал о четырех ключевых направлениях, которые Фонд будет поддерживать в дальнейшем: работы, затрагивающие тему изменения климата, спорт, доступность и открытость образования и переосмысление общественных зон и жилых пространств. К слову, через неделю после окончания ярмарки один из старейших комплексов для мастерских художников Bakehouse Art Complex получил $1 млн от Knight Foundation. Цель инвестиции — обеспечить будущему поколению культурных деятелей в Майами доступ к рабочим местам, которые бы позволили им свободно заниматься художественными практиками. 

Инсталляция Яеи Кусамы, Rubell museum

Государство в культурном городе

Городские пожертвования также играют значительную роль в развитии города. Мэр Суарес в одном из интервью хвастался, что в Майами во время Art Basel приземляется больше частных самолетов, чем во время Суперкубка. Созданная городом и влиятельными коллекционерами гибридная форма государственно-частной модели финансирования арт-рынка стала основой для культурной филантропии, при которой средства получают и крупные музеи, и небольшие, но влиятельные в своем сообществе организации. Это привело к плюрализму мнений о том, какое искусство нужно городу, его жителям и гостям. Design District стал фактически огромным музеем скульптуры под открытым небом с такими жемчужинами, как Institute of Contemporary Art, de la Cruz Collection, Locust Projects и крупными магазинами и галереями, как, например, Galeries Bartoux. Район South Beach — своеобразный архитектурный заповедник в стиле тропического ар-деко — идеальная площадка, где приятное совмещается с полезным. Здесь и несколько ярмарок, и The Wolfsonian-FIU, и The Bass, и шопинг c видом на океан.

В Латинской части города, районе Аллапата, расположились Rubell Museum и галерея Минди Соломон. На юге — сады Vizcaya Museum & Gardens и Lowe Art Museum, на севере — Museum of Contemporary Art (MOCA). 

Работа Стефани Теммы Иер на стенде Bradley Ertaskiran на NADA

Прозрачное взаимодействие бизнеса и города создает среду, в которой свобода творчества может процветать на всех уровнях. Меценаты и крупные компании, выступающие спонсорами, поняли, что быстрый способ заставить рынок работать на себя — означает поддерживать организации и художников, у которых есть потенциал для быстрого и масштабного роста. Так появился район Винвуд, ставший в одно время центром паблик-арта. Сегодня в Винвуде обосновалась компания Питера Тиля, сооснователя PayPal. Цены на недвижимость взлетели до небес, что впрочем не мешает энергичному художнику и коллекционеру Питеру Тоони содержать галерею в самом сердце Wynwood Walls и показывать новые работы известных стрит-арт художников Шепард Фэйри и Эдуардо Кобра. На арт-карте Винвуда пять музеев, более 70 художественных галерей, семь арт-комплексов, десятки открытых студий и семь с лишним ярмарок в декабре. 

Сателлитные ярмарки вокруг Art Basel Miami Beach создали приятный демократичный образ недели искусств в Майами. Город заполняют инсталляции, созданные при поддержке брендов, идут вечеринки с художниками, спонтанные перформансы.

 

В 2019 году работа художника Маурицио Каттелана «Комедиант» (банан, приклеенный к стенке строительным скотчем. Работа создана в тех экземплярах, каждый продан за $120 000, — Forbes Life) сделал ярмарку в Майами узнаваемой в самых отдаленных местах планеты.

Работа Маурицио Каттелана «Комедиант»

Вкусы Майами

Ярмарку в Майами неизменно ругают за местечковый вкус. Еще в 2011 году Мэри Саббатино из Galerie Lelong признала, что сначала ошибочно делала упор на произведения модернистов и привозила работы Луиз Буржуа, Миро и Колдера. Автор Bloomberg Лэнс Эсплунд в своей едкой заметке иронизировал над некоторыми состоятельными посетителями, которые подбирают работу для покупки по принципу «что поярче» или «это подойдет к тому креслу в холле». Однако эти вкусы привели к тому, что широкое представительство на ярмарке получили работы латиноамериканских художников. Сегодня на ярмарке идет культурный диалог между Северной и Латинской Америкой, с присутствием галерей из Мексики, Бразилии и Аргентины. Например, среди новичков этого года: Herlitzka + Faria из Баррио Норте из Буэнос-Айреса, Paulo Kuczynski из Сан-Паулу и Rolf Art из Буэнос-Айреса.

По словам глобального директора ярмарки Марка Шпиглера, пандемия стала катализатором изменений, поставила «вопрос о справедливости и включенности в мир искусства» и привела к тому, что ярмарка в Майами пообещала добавлять больше галерей, принадлежащих афроамериканским дилерам, а также дилерам из Азии и Африки. Например, в Nova крупнейшая в Баффало галерея K Art Gallery показывала  художницу Эрин Гаадимитс Ивалу Гингрич из Аляски, которая занимается исследованием коренных народов. Куратором секции Meridians выступила директор Музея Тамайо (Мехико) Магали Арриола: она собрала двадцать монументальных проектов. Среди них — 6-часовой ежедневный спектакль одного из перформеров Марины Абрамович, Марии Хосе Архона, под названием Sillа — размышление о движении тела как о форме политической хореографии.

Официальным горячим сезоном в Майами считаются первые два дня проведения Art Basel, однако галеристы в городе говорят, что продажи идут до марта. Такая пролонгированная динамика появилась в начале ковида, когда люди стали уезжать из каменных джунглей больших городов на зимовку в Майами. Всего по подсчетам критиков в юбилейном для Базеля в Майами году за пять дней открылось более 20 новых выставок и не менее 150 мероприятий, с учетом завтраков, ужинов, презентаций публичного и закрытого формата.  

 

Майамская гибридная форма поддержания арт-рынка позволяет городу быть привлекательным и для крупных коллекционеров, и для самого широкого зрителя. В 2022 году ярмарка представила публике как никогда много произведений искусства музейного качества, с целью их продажи большим институциям: музейные покупки составили от $50 000 до $150 000. 

Живопись Зандиле Чабалала на стенде Nagel Draxler, ярмарка Miami Art Basel

Аналитики опасались кризиса, однако крупные галереи сообщили о семизначных цифрах в первые два часа после открытия ярмарки: топ продажи составляли работы от $2,8 млн до $7 млн. На фоне ажиотажа прямых продаж работ авторитетных художников, на вторичном рынке заметен рост стоимости их искусства, а также увеличение средней покупательской способности. Например, под руководством художественного руководителя Омара Лопеса-Шахуда ярмарка Untitled Art, где участвовали 140 галерей и арт-пространств из 31 страны, продали почти все работы по цене от $10 000 до $35 000. По подсчетам команды, посещаемость проекта составила 50 000 гостей. В отчете NADA также отметили, что в ярмарке участвовали 146 галерей из 40 городов со всего мира.

Может быть, Майами, наконец, добьется успеха там, где арт-ярмарки в других городах терпят неудачу, и заставит технических специалистов, стартаперов и широкую публику стать коллекционерами искусства не только во время оживленной недели вокруг Art Basel, но и в остальное время? Время покажет, однако сейчас с уверенностью можно сказать, что искусство в Майами доступно круглый год.   

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+