К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Наши — все: итоги года в российском кино

Фото Владимира Смирнова / ТАСС
Фото Владимира Смирнова / ТАСС
Говорить о том, что 2022-й был непростым, в том числе и для российской киноиндустрии, совершенно излишне. Forbes Life анализирует, как за год изменился отечественный кинобизнес, какие проекты стали самыми популярными и смогли ли они заменить голливудские фильмы

Пора ли хоронить кинопрокат?

Для российского кинопроката 2022 год стал большим вызовом, чем ковидный 2020-й. По состоянию на 24 декабря общая сумма сборов в России и странах СНГ составила около 20,3 млрд рублей. Это вдвое меньше, чем годом ранее — в 2021 году сборы превысили отметку 42,8 млрд рублей. И это худший результат за последние пять лет, если не считать ковидный 2020-й. Такое падение в первую очередь связано с уходом голливудских студий-мейджоров — Universal, Warner Bros., Disney, Sony и Paramount — и, соответственно, отменой многих кассовых премьер, среди которых «Бэтмен», «Фантастические твари: тайны Дамблдора», «Морбиус», «Человек-паук: Через вселенные 2». В результате в марте 2022-го количество зрителей уменьшилось на 49% по сравнению с 2021 годом и на 59% по сравнению с 2019-м.

Весенние прогнозы по закрытию кинозалов и кинотеатров оказались пессимистичными, но не слишком далекими от реальности. В апреле Ассоциация владельцев кинотеатров (АВК) сделала заявление, что в ближайшие два месяца может закрыться порядка 50% всех кинозалов в стране. А в октябре глава АВК Алексей Воронков сообщил, что в августе был закрыт 41% кинозалов. При этом общее число кинотеатров сократилось примерно на 7% — по стране закрылось около 150 точек.

Отсутствие громких новинок в прокате привело к тому, что владельцы кинотеатров начали искать другие способы привлечения зрителей. Во-первых, был значительно продлен прокат картин, которые успели выйти на экраны до ухода мейджоров. В итоге лидером проката, собравшим более 1,5 млрд рублей, стал боевик «Анчартед: На картах не значится», который вышел на экраны до начала «спецоперации»*, — его показы продолжались несколько месяцев.

 

Во-вторых, 2022-й стал годом ретрорелизов — на большом экране вновь показали 85 старых картин (по сравнению с 48 в 2021-м). Самый громкий успех случился у перевыпуска дилогии Алексея Балабанова «Брат» и «Брат 2». Изначально к 25-летию первой картины планировалось устроить несколько специальных показов, однако оба фильма вышли в широкий прокат 24 марта и собрали 45 млн рублей за первый уик-энд (общая сумма сборов — 112 млн рублей). Кроме того, в этом году повторно прокатывали работы Жан-Люка Годара, Гаспара Ноэ, Тайки Вайтити, Пола Томаса Андерсона и других зарубежных режиссеров. Однако, по мнению экспертов, спрос на старые фильмы не настолько велик. Ретрорелизы — это выход в кризисной ситуации, но в долгосрочной перспективе зрителю интересны именно новинки.

В связи с этим в индустрии несколько раз за год возникали разговоры о «параллельном импорте» — впервые о возможности проката кино без лицензии правообладателя заговорили еще в марте. В апреле АКВ официально выступила против подобной практики, назвав пиратство недопустимым: «Незаконная публичная демонстрация пиратских, а точнее и правильнее — ворованных, копий фильмов в кинотеатрах выводит российский бизнес кинотеатров из правового поля и возвращает нас в темные времена нелегального бизнеса 90-х годов прошлого столетия». Однако уже в октябре Алексей Воронков отметил, что закон о бездоговорном управлении может стать необходимой мерой на время действия санкций.

 

В некоторых кинотеатрах в 2022 году практиковали прокат нелицензированных новинок в формате «предсеансового обслуживания». Перед короткометражными картинами российского производства показывали голливудские блокбастеры — например, фильм «Небо» в кинотеатре «Балтика» предварял «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия». Однако это не получило широкого распространения — показы без прокатных удостоверений грозят кинотеатрам штрафами, а эксперты критикуют «серое пиратство», так как оно «дает зеленый свет всем пиратам России».

Падение и взлет платформ

Риск распространения пиратского контента вырос и после ухода из России зарубежных онлайн-кинотеатров — Netflix и MeGoGo. По данным аналитического агентства «ТМТ Консалтинг», объем российского рынка VoD-сервисов (от англ. Video on Demand, или «видео по запросу») вырос на 29% — это существенно меньше, чем за аналогичный период 2021 года (тогда рост составил 52%). Снижение темпов объясняют именно уходом зарубежных игроков. При этом российские сервисы показывают уверенный рост. Софья Митрофанова, генеральный директор Premier, рассказала Forbes Life, что платформа выросла в два раза по сравнению с 2021 годом — в первом полугодии число пользователей достигло 2,4 млн. Это значительно превышает темпы роста прошлого года, когда Premier вырос на 22%.

В «Кинопоиске» поделились, что в ноябре 2022-го зрители онлайн-кинотеатра (причем именно подписчики, а не те, кто берет фильм в аренду или смотрит кино с рекламой) суммарно потратили 240 млн часов на просмотр — это в два раза больше, чем в ноябре 2021 года. В течение месяца фильмы, сериалы, спорт и телеканалы в подписке на «Кинопоиске» смотрят более 8 млн человек (данные за декабрь 2022 года). Всего к концу третьего квартала подписку «Плюс» оформило 15,8 млн человек, обеспечив рост на 53% по сравнению с прошлым годом.

 

По данным компании GfK, в 2022-м на рынке отечественных онлайн-кинотеатров в целом лидировал «Кинопоиск» с долей подписчиков 14,7%. На втором и третьем местах расположились Ivi и Wink соответственно, также в пятерку лидеров рынка вошли Okko и Kion.

Несмотря на рост, онлайн-кинотеатры охватывают далеко не весь рынок. Аналитики компании TelecomDaily выяснили, что весной две трети пользователей зарубежных сервисов предпочли переходу на отечественные платформы пиратский контент или поиск обходных путей (например, оплату Netflix иностранными картами и использование VPN). На 400% выросли запросы на скачивание пиратских приложений для просмотра фильмов — Zetflix, Kinopub, ViewBox и прочих. 

Несмотря на возросшую популярность, проблемы у сайтов и приложений все же возникли. Основная статья дохода для сервисов, распространяющих контент без лицензии, — реклама букмекеров и казино. Многие рекламные агентства находятся в Украине, и они прекратили сотрудничать с Россией после 24 февраля. Об этом Forbes Life в марте 2022-го рассказал представитель FanSerials. Как себя чувствуют пиратские сервисы, работающие по системе подписки, понять сложно — например, в Kinopub от комментариев по результатам 2022 года отказались.

Отменять нельзя показывать

Тему отмены российской культуры за рубежом в 2022-м активно эксплуатируют в политических дискуссиях. Однако в международном профессиональном сообществе режиссеров из России отменять не спешат. Кинофестиваль в Локарно пригласил в конкурс картину Александра Сокурова «Сказка». А в основной конкурс Каннского кинофестиваля в этом году включили картину Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского». Перед показом режиссер выступил с речью, в которой выступил против «спецоперации».

О российской премьере речи пока не идет — фильм еще не получил прокатное удостоверение. И, вероятно, не получит, учитывая, что с декабря в России действует закон о запрете ЛГБТ-пропаганды. Зато «отстаивание традиционных ценностей и патриотизм» в ближайшее время будут закреплены законодательно. 15 декабря Госдума одобрила проект закона о финансировании детского кино. А 30 ноября Минкульт определил список «приоритетных тем господдержки кинопроизводства в 2023 году». В их число вошли «популяризация службы в Вооруженных силах России», «деградация Европы» и «противодействие попыткам фальсификации истории».

 

24 марта президент «Кинотавра» Александр Роднянский (внесен Минюстом в реестр физлиц-иноагентов) заявил об отмене фестиваля, который планировали провести в Сочи с 13 по 20 сентября. «В этом году фестиваль не состоится, он будет перенесен на период, когда мы переживем текущие политические события и сможем вернуться к кинематографу, в том числе чтобы осмыслить произошедшее со страной и всеми нами», — прокомментировал Роднянский. О дальнейшей судьбе фестиваля пока ничего не известно. В сентябре на сочинском горнолыжном курорте «Роза Хутор» состоялся фестиваль онлайн-кинотеатров «Новые сезоны», который прошел при поддержке Минкульта.

Еще одной отменой сентября стало решение Киноакадемии России не выдвигать на соискание премии «Оскар» отечественный фильм — причем организация никак не прокомментировала свои действия. В итоге не поддержали инициативу и покинули Российский оскаровский комитет Алексей Учитель, Павел Чухрай, Николай Досталь, Андрей Звягинцев, Владимир Котт, Сергей Бодров-старший и Вера Сторожева.

Некоторые отмены премьер России были связаны не только с уходом голливудских мейджоров. На экраны так и не вышел Empire V по роману Виктора Пелевина (одну из ролей в фильме исполнил рэпер Оксимирон, внесенный в реестр физлиц-иноагентов) и антиутопия «Мы» по роману Евгения Замятина. Новые даты релиза пока неизвестны. А 23 сентября онлайн-кинотеатр Premier убрал из медиатеки сатирический сериал «Горемыки» спустя всего неделю после релиза. «Многие в медиаиндустрии ждали выхода сериала «Горемыки», в том числе и я. Но мы никогда не знаем, что случится в будущем. К сожалению, сериал начал выходить в совершенно неподходящее для острой сатиры время. Мы обязательно выпустим на Premier все  серии «Горемык», — заявила генеральный директор сервиса Софья Митрофанова в телеграм-канале.

Кадр из фильма «Анчартед: На картах не значится»

Что смотрели в 2022-м?

Информация о лидерах кинопроката общедоступна и довольно прозрачна. На втором месте после «Анчартед: На картах не значится» по сборам расположился фильм «Сердце Пармы» — историческое фэнтези российского производства. К концу декабря фильм Антона Мегердичева с Александром Кузнецовым в главной роли преодолел отметку в миллиард рублей. Также в пятерку вошли «Смерть на Ниле», «Финник» (мультфильм российской компании «Централ Партнершип») и «Елки 9». Из 20 самых успешных релизов 11 сделаны в России. Вообще российское кино впервые опередило по сборам голливудские новинки — доля отечественных релизов в сборах составила 51% по сравнению с 24% в 2021-м и 46% в 2020-м.

 

Сборы онлайн-кинотеатров — история куда более закрытая. Платформы неохотно делятся цифрами, раскрывая только общую информацию о самых популярных проектах. Так, лидерами по просмотрам на Kion стали сериалы «Почка» (2021), «Обоюдное согласие» (2022) и «Жизнь по вызову» (2022). Последний сериал — проект Сарика Андреасяна, получивший разгромные отзывы критиков, но ставший популярным, как и другая работа режиссера — сериал «Чикатило».

Драма с Дмитрием Нагиевым в главной роли — это оригинальный проект Okko. Представители Okko рассказали Forbes, что в тройку самых популярных проектов платформы также вошли турецкий сериал «Постучись в мою дверь», над российской адаптацией которого Okko уже начал работу, а также сериал «Зона комфорта». 7 из 10 самых популярных сериалов в сервисе — оригинальные проекты Okko. Вообще оригинальный контент развивается довольно уверенно — все больше платформ делают на него ставку. Самым популярным сериалом года на «Кинопоиске» стал «Монастырь» Александра Молочникова, снятый «Плюс Студией» и кинокомпанией «Лунапарк».

Кадр из сериала «Монастырь»

Российские критики отметили проект Okko «1703» — самый просматриваемый на платформе в ноябре, но все же недостаточно популярный среди зрителей, чтобы обогнать «Чикатило». Кроме этого, из сериалов выделили проекты «Почка» (Kion), «Юззз» (Premier), «Нулевой пациент» («Кинопоиск») , «Капельник» (Premier), «Алиса не может ждать» (Start), «13 клиническая» (Ivi), «Надвое» (more.tv и Wink) и отмененные «Горемыки» (Premier). 

Говорить о полном импортозамещении в российском кино не приходится, однако в целом спрос на отечественные фильмы и сериалы растет. Очевиден и государственный курс на развитие внутреннего рынка — патриотическое кино с упором на «традиционные ценности». Критики, в частности Антон Долин (внесен Минюстом в реестр СМИ-иноагентов) в обзоре для издания «Медуза» (внесено в реестр иноагентов), сомневаются, что эта стратегия сможет вернуть зрителей в кинотеатры. Выйдет ли индустрия из кризиса в наступающем 2023-м — с полной уверенностью не скажет никто. Но то, что необходимо встраиваться в новую реальность, к концу 2022 года стало очевидно.

 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+