К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Помочь себе и другим: как работают группы психологической поддержки

Фото Getty Images
Фото Getty Images
С 21 сентября уровень тревожности людей вновь начал расти. Сегодня многим приходится принимать быстрее и сложные решения, но есть и те, кто чувствует в себе желание и ресурс помочь другим. Forbes Life попросил психолога Ольгу Сорину объяснить, как работают группы поддержки и как их организовать

В начале весны 2022 года 69% россиян считали, что уровень их стресса повысился, а число людей, которые хотели бы обратиться к психологу, выросло до 23% (в 2021 году это было 3%), однако реально обращался к специалистам только каждый пятый из опрошенных. В июле ВЦИОМ опубликовал исследование, согласно которому только 7% россиян в 2022 году получали профессиональную психологическую помощь. 

Среди разных способов помочь себе в ситуации стресса и повышенной тревожности можно выделить группы поддержки, которые появились в России не так давно и пока не очень популярны. Особенность в том, что для их создания не обязательно нужен человек с психологическим образованием. «Такие группы называются «равный — равному», в них нет ведущего-специалиста, а есть просто люди с похожим опытом, и кто-то один выполняет роль модератора, — объясняет психолог и директор  центра развития психологических компетенций, необходимых на работе, «Вдох», Ольга Сорина. — Чаще всего их цель состоит в создании безопасного пространства, где люди могут разделить свой опыт с другими и почувствовать, что они не одни. Решить какие-то проблемы в такой группе вряд ли получится, потому что там нет человека, который знает, как это решать. Но эмоциональное напряжение они точно снижают». 

Существует и другой вариант группы поддержки, когда ее создает человек, у которого есть специальное образование: психологи, психотерапевты, социальные работники, сотрудники общественных организаций. Специалист в этом случае играет роль организатора и фасилитатора, помогая участникам группы рассказывать о своем опыте и переживаниях в комфортной среде. 

 

По каким правилам существуют группы поддержки

Самые распространенные группы поддержки, которые многие и представляют себе, когда слышат это словосочетание, — 12-шаговые сообщества, например «Анонимные алкоголики» и «Анонимные наркоманы». Они существуют уже более 70 лет и доказали свою эффективность, однако бывают и более демократичные варианты групп, где нет никакого готового плана работы. «Правила могут варьироваться, — говорит Ольга Сорина. — Но есть несколько базовых установок, которых придерживаются во всех группах. В первую очередь — конфиденциальность, потому что человек будет искренне делиться переживаниями, только если знает, что все его чувства останутся внутри группы. Информацией о других участниках нельзя делиться ни с близкими, ни с друзьями. Это правило нужно для того, чтобы создать безопасное пространство, где человек может рассказать все что угодно, и, кроме его одногруппников, об этом никто не узнает». 

«Мы не оскорбляем, не осуждаем и таким образом проявляем уважение к любым историям, даже если они нам не близки»

Второе правило — это уважение. «Мы не оскорбляем, не осуждаем и таким образом проявляем уважение к любым историям, даже если они нам не близки. Кажется, что это простое правило, но на самом деле управлять сильными эмоциональными реакциями других людей бывает очень сложно. Именно поэтому у модератора группы в идеале должен быть либо опыт работы или нахождения в таких сообществах, либо минимальное обучение», — объясняет Сорина. 

 

В группе поддержки не дают советов, если участник их прямо не запрашивает. Это правило может звучать по-разному, иногда его формулируют как просьбу говорить только про себя, делиться собственным опытом. При этом часто используется правило «стоп», которое значит, что человек в любой момент может остановить разговор: если ему не хочется отвечать, если ему тяжело, никто не имеет права заставлять его погружаться туда, куда он не готов.

В каких ситуациях группы поддержки могут помочь

Если у человека есть запрос на помощь извне, ему сперва нужно понять, какой цели он хочет достичь. «В одной и той же ситуации у людей могут быть разные состояния, — рассказывает Ольга Сорина. — Если его можно определить как кризисное, то есть человека захватывают эмоции, ему сложно контактировать с реальностью, он постоянно плачет, то, наверное, группа поддержки ему не подойдет. В случае таких суперинтенсивных эмоций, с которыми сам человек едва справляется, есть риск, что другие люди с ними тоже не совладают, потому что у них нет необходимых компетенций». В таком состоянии лучше обратиться к психиатру и психологу, или в экстренном случае позвонить на телефон доверия.

Если же человек может поддерживать минимальную рутину, общается с близкими, хотя бы немного работает, пусть и чувствует себя плохо, тогда этот уровень сложности ситуации подходит для групп поддержки, объясняет Сорина. Общение в таких группах можно сочетать и с индивидуальной работой со специалистом.

 

Группы хороши в том числе и тем, что часто существуют либо бесплатно, либо за минимальные взносы. «Бывают даже онлайн-группы, после ковида их стало особенно много. Главное не путать их с сообществами в соцсетях или популярными сейчас тематическими чатами, где цель не в том, чтобы высказаться и получить эмоциональную поддержку,  а чтобы получить практическую помощь, какие-то советы, узнать мнение других людей о ситуации», — говорит Сорина. 

Важно, чтобы человек понимал, куда он приходит и зачем. Например, психотерапевтические группы работают на корректировку паттернов, на изменение механизмов защиты, на личностные изменения — это совсем другой уровень. А задача группы поддержки дать человеку возможность почувствовать себя менее одиноким, ощутить себя в кругу собратьев, поделиться своим опытом и услышать опыт других людей, которые уже прошли те трудности, с которыми он сталкивается прямо сейчас. «Когда мы говорим про то, что с нами происходит, вероятность того, что это событие станет травматичным для нас, снижается, — объясняет психолог. — Первая задача специалистов, которые занимаются экстренной помощью, состоит в том, чтобы человек рассказывал, что с ним происходит, столько, сколько ему нужно, иногда по многу раз. Это значительно снижает вероятность возникновения посттравматического стрессового расстройства». 

Как организовать группу поддержки самостоятельно

С начала 2022 года почти треть россиян (28%) стали чаще общаться с друзьями и близкими, чтобы снизить уровень тревожности. Однако Ольга Сорина считает, что не нужно смешивать дружеское общение и группу поддержки: «Как вы могли заметить, все правила группы направлены на создание безопасного пространства, где люди могли бы высказаться без осуждения. Поэтому я бы не рисковала создавать группу вместе с теми, кого вы и так хорошо знаете, будь то друзья или коллеги». В этом случае в ней могут возникнуть двойные отношения, потому что кто-то раньше встречался, кто-то поссорился, а кто-то стал ревновать, считает психолог. «Выдерживать нейтральный тон и не осуждать очень сложно, когда у людей уже есть своя давняя история. Чаще всего в группы поддержки идут как раз потому, что там собираются люди, которые незнакомы друг с другом. Именно это помогает человеку лучше раскрываться, не делая ставку на то, кто что про меня знает или будет знать», — убеждена Сорина. 

При кризисной ситуации на работе полезно встретиться всей командой и поделиться переживаниями, но делать это регулярно и в формате группы поддержки психологи тоже не рекомендуют. «Нежелательная динамика из-за того, что невозможно разделять работу и то, что ты услышишь от своих коллег на подобной группе, обязательно проявится. Человек рассказывает, как ему плохо, а вам нужно требовать от него отчет и KPI или закрыть глаза на то, как он косячит. На работе я бы, скорее, предлагала обсуждать именно рабочие переживания, которых тоже обычно немало. Это точно будет эффективнее, потому что вы сможете помогать друг другу, искать способы  поддерживать коллег в сложившейся ситуации, давать советы», — говорит Сорина. 

Для ведущего важно находиться в стабильном психологическим состоянии и быть готовым к тому, что ведение группы — это серьезная нагрузка на психику

Если у человека есть энергия и ресурс вести группу поддержки, лучший вариант — обратиться в любую некоммерческую организацию, которая занимается интересующей его темой, например, сейчас это может быть релокация или экстренная эмиграция. Там он должен сказать, что хочет быть волонтером, и ему предложат инфраструктуру для организации таких мероприятий, возможно, помогут пройти обучение или расскажут, где найти нужную информацию. 

 

Некоммерческая организация «Партнерство равных», которая занимается поддержкой пациентских сообществ в сфере психического здоровья и других социально значимых заболеваний, выпустила подробное руководство, как создавать и вести группы взаимопомощи для людей с психологическими расстройствами. В частности, в нем перечислены те качества, которыми, по мнению авторов пособия, должен обладать человек, который претендует на роль фасилитатора. В первую очередь важно, чтобы у него был релевантный личный опыт, основной мотивацией должна быть потребность в общении, а не желание самоутвердиться. Также для ведущего важно находится в стабильном психологическом состоянии и быть готовым к тому, что ведение группы — это серьезная нагрузка на психику. 

Авторы пособия приводят данные крупного метаанализа, который сравнил эффективность работы равных консультантов с профессиональными соцработниками. Оказалось, что в результатах нет существенной разницы, более того ведущие групп «равный — равному» были сильнее вовлечены в общение и не загружены бумажной работой. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+