Помочь себе и другим: как работают группы психологической поддержки
В начале весны 2022 года 69% россиян считали, что уровень их стресса повысился, а число людей, которые хотели бы обратиться к психологу, выросло до 23% (в 2021 году это было 3%), однако реально обращался к специалистам только каждый пятый из опрошенных. В июле ВЦИОМ опубликовал исследование, согласно которому только 7% россиян в 2022 году получали профессиональную психологическую помощь.
Среди разных способов помочь себе в ситуации стресса и повышенной тревожности можно выделить группы поддержки, которые появились в России не так давно и пока не очень популярны. Особенность в том, что для их создания не обязательно нужен человек с психологическим образованием. «Такие группы называются «равный — равному», в них нет ведущего-специалиста, а есть просто люди с похожим опытом, и кто-то один выполняет роль модератора, — объясняет психолог и директор центра развития психологических компетенций, необходимых на работе, «Вдох», Ольга Сорина. — Чаще всего их цель состоит в создании безопасного пространства, где люди могут разделить свой опыт с другими и почувствовать, что они не одни. Решить какие-то проблемы в такой группе вряд ли получится, потому что там нет человека, который знает, как это решать. Но эмоциональное напряжение они точно снижают».
Существует и другой вариант группы поддержки, когда ее создает человек, у которого есть специальное образование: психологи, психотерапевты, социальные работники, сотрудники общественных организаций. Специалист в этом случае играет роль организатора и фасилитатора, помогая участникам группы рассказывать о своем опыте и переживаниях в комфортной среде.
По каким правилам существуют группы поддержки
Самые распространенные группы поддержки, которые многие и представляют себе, когда слышат это словосочетание, — 12-шаговые сообщества, например «Анонимные алкоголики» и «Анонимные наркоманы». Они существуют уже более 70 лет и доказали свою эффективность, однако бывают и более демократичные варианты групп, где нет никакого готового плана работы. «Правила могут варьироваться, — говорит Ольга Сорина. — Но есть несколько базовых установок, которых придерживаются во всех группах. В первую очередь — конфиденциальность, потому что человек будет искренне делиться переживаниями, только если знает, что все его чувства останутся внутри группы. Информацией о других участниках нельзя делиться ни с близкими, ни с друзьями. Это правило нужно для того, чтобы создать безопасное пространство, где человек может рассказать все что угодно, и, кроме его одногруппников, об этом никто не узнает».
Второе правило — это уважение. «Мы не оскорбляем, не осуждаем и таким образом проявляем уважение к любым историям, даже если они нам не близки. Кажется, что это простое правило, но на самом деле управлять сильными эмоциональными реакциями других людей бывает очень сложно. Именно поэтому у модератора группы в идеале должен быть либо опыт работы или нахождения в таких сообществах, либо минимальное обучение», — объясняет Сорина.
В группе поддержки не дают советов, если участник их прямо не запрашивает. Это правило может звучать по-разному, иногда его формулируют как просьбу говорить только про себя, делиться собственным опытом. При этом часто используется правило «стоп», которое значит, что человек в любой момент может остановить разговор: если ему не хочется отвечать, если ему тяжело, никто не имеет права заставлять его погружаться туда, куда он не готов.
В каких ситуациях группы поддержки могут помочь
Если у человека есть запрос на помощь извне, ему сперва нужно понять, какой цели он хочет достичь. «В одной и той же ситуации у людей могут быть разные состояния, — рассказывает Ольга Сорина. — Если его можно определить как кризисное, то есть человека захватывают эмоции, ему сложно контактировать с реальностью, он постоянно плачет, то, наверное, группа поддержки ему не подойдет. В случае таких суперинтенсивных эмоций, с которыми сам человек едва справляется, есть риск, что другие люди с ними тоже не совладают, потому что у них нет необходимых компетенций». В таком состоянии лучше обратиться к психиатру и психологу, или в экстренном случае позвонить на телефон доверия.
Если же человек может поддерживать минимальную рутину, общается с близкими, хотя бы немного работает, пусть и чувствует себя плохо, тогда этот уровень сложности ситуации подходит для групп поддержки, объясняет Сорина. Общение в таких группах можно сочетать и с индивидуальной работой со специалистом.
Группы хороши в том числе и тем, что часто существуют либо бесплатно, либо за минимальные взносы. «Бывают даже онлайн-группы, после ковида их стало особенно много. Главное не путать их с сообществами в соцсетях или популярными сейчас тематическими чатами, где цель не в том, чтобы высказаться и получить эмоциональную поддержку, а чтобы получить практическую помощь, какие-то советы, узнать мнение других людей о ситуации», — говорит Сорина.
Важно, чтобы человек понимал, куда он приходит и зачем. Например, психотерапевтические группы работают на корректировку паттернов, на изменение механизмов защиты, на личностные изменения — это совсем другой уровень. А задача группы поддержки дать человеку возможность почувствовать себя менее одиноким, ощутить себя в кругу собратьев, поделиться своим опытом и услышать опыт других людей, которые уже прошли те трудности, с которыми он сталкивается прямо сейчас. «Когда мы говорим про то, что с нами происходит, вероятность того, что это событие станет травматичным для нас, снижается, — объясняет психолог. — Первая задача специалистов, которые занимаются экстренной помощью, состоит в том, чтобы человек рассказывал, что с ним происходит, столько, сколько ему нужно, иногда по многу раз. Это значительно снижает вероятность возникновения посттравматического стрессового расстройства».
Как организовать группу поддержки самостоятельно
С начала 2022 года почти треть россиян (28%) стали чаще общаться с друзьями и близкими, чтобы снизить уровень тревожности. Однако Ольга Сорина считает, что не нужно смешивать дружеское общение и группу поддержки: «Как вы могли заметить, все правила группы направлены на создание безопасного пространства, где люди могли бы высказаться без осуждения. Поэтому я бы не рисковала создавать группу вместе с теми, кого вы и так хорошо знаете, будь то друзья или коллеги». В этом случае в ней могут возникнуть двойные отношения, потому что кто-то раньше встречался, кто-то поссорился, а кто-то стал ревновать, считает психолог. «Выдерживать нейтральный тон и не осуждать очень сложно, когда у людей уже есть своя давняя история. Чаще всего в группы поддержки идут как раз потому, что там собираются люди, которые незнакомы друг с другом. Именно это помогает человеку лучше раскрываться, не делая ставку на то, кто что про меня знает или будет знать», — убеждена Сорина.
При кризисной ситуации на работе полезно встретиться всей командой и поделиться переживаниями, но делать это регулярно и в формате группы поддержки психологи тоже не рекомендуют. «Нежелательная динамика из-за того, что невозможно разделять работу и то, что ты услышишь от своих коллег на подобной группе, обязательно проявится. Человек рассказывает, как ему плохо, а вам нужно требовать от него отчет и KPI или закрыть глаза на то, как он косячит. На работе я бы, скорее, предлагала обсуждать именно рабочие переживания, которых тоже обычно немало. Это точно будет эффективнее, потому что вы сможете помогать друг другу, искать способы поддерживать коллег в сложившейся ситуации, давать советы», — говорит Сорина.
Если у человека есть энергия и ресурс вести группу поддержки, лучший вариант — обратиться в любую некоммерческую организацию, которая занимается интересующей его темой, например, сейчас это может быть релокация или экстренная эмиграция. Там он должен сказать, что хочет быть волонтером, и ему предложат инфраструктуру для организации таких мероприятий, возможно, помогут пройти обучение или расскажут, где найти нужную информацию.
Некоммерческая организация «Партнерство равных», которая занимается поддержкой пациентских сообществ в сфере психического здоровья и других социально значимых заболеваний, выпустила подробное руководство, как создавать и вести группы взаимопомощи для людей с психологическими расстройствами. В частности, в нем перечислены те качества, которыми, по мнению авторов пособия, должен обладать человек, который претендует на роль фасилитатора. В первую очередь важно, чтобы у него был релевантный личный опыт, основной мотивацией должна быть потребность в общении, а не желание самоутвердиться. Также для ведущего важно находится в стабильном психологическом состоянии и быть готовым к тому, что ведение группы — это серьезная нагрузка на психику.
Авторы пособия приводят данные крупного метаанализа, который сравнил эффективность работы равных консультантов с профессиональными соцработниками. Оказалось, что в результатах нет существенной разницы, более того ведущие групп «равный — равному» были сильнее вовлечены в общение и не загружены бумажной работой.