К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Лидер без харизмы — сапожник без сапог»: что такое харизма и можно ли ее развивать

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В июле ученые Технологического института Карлсруэ представили результаты исследования о влиянии харизмы на производительность в гиг-экономике. Они определили, что цифровые каналы связи снижают возможности харизматического лидерства, кроме случаев коммуникации по видеосвязи. Forbes Life выяснил, как с течением времени менялось представление о харизме и связана ли она с лидерством

Удаленная проектная работа с начала пандемии COVID-19 интересует все большее количество людей. Рост гиг-экономики требует от лидеров новых компетенций. В свежем исследовании немецких ученых говорится, что опосредованная коммуникация, в отличие от живого общения, не позволяет мотивировать сотрудников к более эффективной деятельности. Исключением является онлайн-связь с использованием видео: харизматичный руководитель может существенно увеличить производительность труда фрилансеров. При этом исследователи замечают, что видеокоммуникация теряет свое преимущество, если ее применяют нехаризматичные спикеры. Есть хорошие новости: даже самые застенчивые, неволевые личности и интроверты имеют шанс стать лидерами, если приложат к этому некоторые усилия.

Харизма: дар или навык

Сегодня харизматичным называют человека, который наделен обаянием и способен производить яркое положительное впечатление на большое количество людей. Однако это весьма упрощенное понимание. Впервые о харизме заговорили древние греки. Под этим словом они подразумевали благосклонность или дар. Свою вторую жизнь слово обрело в середине XVI века, когда его начали использовать в христианских текстах для обозначения силы убеждения, ниспосланной человеку свыше. Третью жизнь харизма — уже как научный термин — получила совсем недавно, в ХХ веке: феномен вести за собой людей описал и дал название немецкий философ, отец социологии Макс Вебер. До сих пор его подход не теряет актуальности и является основой для многих современных концепций.

Вебер заимствовал понятие из работы исследователя христианства, немецкого юриста XIX века Рудольфа Зома. Социолог решил рассмотреть харизму в политическом ключе. Он выделил три типа господства: традиционное (право на лидерство по рождению благодаря принадлежности к элите), рационально-легальное (лидер становится обезличенной функцией бюрократических структур) и харизматичное (лидер увлекает своими идеями людей и объединяет их благодаря исключительным качествам характера). Вебер считал харизму даром и при этом писал, что она  бывает подлинной и рутинизированной. Подлинная харизма является по сути особой формой одаренности и нестабильна, как вдохновение. Рутинизированная харизма — это адаптированный под профессиональную деятельность набор качеств, который позволяет объединять вокруг себя людей. 

 

Харизматиками могут быть не только политики, замечает Вебер. Харизмой наделены все, кто может влиять на массы, вести их за собой с внушительной эмоциональной силой, вызывая безграничное доверие, — преподаватели, журналисты, разного рода менеджеры. Это личное качество не всегда приводит к успеху, оно только повышает шансы на добровольное подчинение людей харизматику. Более того, харизматическое господство требует постоянного подтверждения: подчиненные только тогда заинтересованы в укреплении позиции лидера, когда это сулит им определенные преимущества.

Психология тоже изучает феномен харизмы и во многом черпает идеи из учения Вебера. «В психологии харизма определяется как личностная черта, которая дает своему носителю власть над окружающими и влияние на них. Лидер без харизмы — то же, что и сапожник без сапог. Социальная психология изучает харизму в русле концепции Макса Вебера, ведь обе дисциплины анализируют влияние людей и социума друг на друга», — отмечает нейропсихолог, психотерапевт Алена Ванченко.

 

В традиционном понимании харизма считается даром или такой чертой характера, которую сложно целенаправленно выработать, ведь способность вдохновлять окружающих на определенные действия не поддается рациональному осмыслению. Однако есть концепции, которые предлагают варианты для развития персональной харизмы. «Часто к харизме относится уверенность, настойчивость, оптимизм, юмор, активная жестикуляция, экспрессивная мимика и тон голоса. Личностные черты из этого списка закладываются в детстве, однако могут быть исправлены в зрелом возрасте. К тому же генетике неизвестен ни один ген, который определяет поведение, так что можно смело отнести харизму к приобретенным чертам, будь то в типе личности или в виде наученного поведения», — полагает Алена Ванченко.

Не Вебером единым: концепции харизмы

Концепция Макса Вебера, несмотря на свою популярность, часто подвергалась критике. Например, Карл Фридрих замечал, что одним понятием нельзя объединить Гитлера и Иисуса, Ганди и Сталина, а Дороти Эммет считал, что настоящая харизма не может служить инструментом для самореализации. Мыслители, вслед за Вебером, по-разному переосмысливали феномен харизмы, пытались его уточнить и исследовать, как это качество проявляется в разных сферах человеческой деятельности.

Общей чертой всех концепций харизмы является их тесная связь с понятием власти. Социальные психологи Джон Френч и Бертрам Рэйвен считают харизму одной из пяти основ власти так называемой референтной властью — влиянием, основанным на симпатии. И хотя харизма сама по себе не является ни положительным, ни отрицательным качеством, возможности ее носителя так или иначе вызывают много споров, в том числе этического характера. Концепций достаточно много, перечислим наиболее интересные:

 
  • Псевдохаризма считается управляемой заменой истинной харизмы. Например, бюрократический лидер может быть не наделен чисто харизмой, но он обладает рядом сконструированных качеств, которые позволяют ему создавать харизматичный образ в глазах последователей. Рональд Глассман называет это явление сфабрикованной харизмой. Неомарксисты тоже заявляли о смерти харизмы как явления, поскольку технический прогресс рационализировал те сферы, которые раньше считались нерационализуемыми. Они также провозгласили, что отдельная личность не может быть сильнее бюрократической организации.
  • Авторитарная личность, согласно немецкому философу и социологу Эриху Фромму, необходима обществу, поскольку каждый отдельный индивид страдает от бесконечной свободы и одиночества. Фромм писал, свобода является для человека бременем, поэтому он стремится всячески от нее избавиться через мазохизм (уничтожение своего «я») или садизм (желание власти над другим). Так возникают отношения лидера и его последователей. Особенно ярко они проявляются в кризисные времена, поскольку у коллектива или целого общества возникает потребность в порядке и стабильности. Харизматичен тот, кто способен удовлетворить эту потребность.
  • Харизмой лидера-мессии наделен тот, кто способен освободить своих последователей от страданий, писал американский политолог Роберт Такер. Как и в случае с авторитарной личностью, возможности для лидера-мессии открываются во время кризиса. Так, в условиях политической нестабильности харизматический лидер-мессия получит большую поддержку электората. Фактически такой лидер напоминает стереотипного героя, который дарит надежду и в итоге спасает всех, кто попал в беду. Интересно, что нехаризматики могут транслировать ту же миссию, но не достигнут результатов. Идеи сами по себе не обладают харизмой — важен способ, которым они доносятся до аудитории.
  • Синтетическая харизма, согласно американскому исследователю массовых коммуникаций Ричарду Лингу, включает синергетический эффект мотиваций разных сторон. Если устремления политического лидера и поддерживающих его сил вполне очевидны (борьба за власть, статус и различные преференции), то немногие задумываются над ролью медиа, которые по факту преследуют свои выгоды при освещении, например, предвыборной гонки. Стараясь расширить аудиторию и увеличить стоимость рекламы на своих площадках, медиа поддерживают и укрепляют харизматическое лидерство того, кто попадает в повестку.
  • Концепция политической харизмы Энн Уиллнер тоже указывает на тот факт, что лидер харизматичен не сам по себе, а как образ в глазах электората. В своей работе она опиралась на функциональную трактовку харизмы французского социолога Эмиля Дюркгейма, который считал, что харизма является эффектом массовой коммуникации и носит ритуальный, почти что священный характер (как в противоположность повседневному, обыденному, неторжественному). Толкотт Парсонс поддерживал эту мысль и писал, что «нет легитимного порядка без харизматического элемента».
  • Харизматическое лидерство, описанное американским политологом и социологом Дэвидом Аптером, стало единственно возможным вариантом для развивающихся стран, где традиционная власть была разрушена, а легальная — дискредитирована за время колониализма. Харизматичный лидер как человек с совокупностью ярких качеств был понятен малограмотному населению лучше, чем любая политическая программа. 

Как стать харизматиком: советы нейропсихолога

Вопреки теориям политологов, социологов и философов, психологи считают, что у каждого человека есть неиспользованный потенциал харизмы: «Это просто результат усвоенного поведения, а не врожденное качество», — считает Оливия Фокс Кобейн, автор книги The Charisma Myth. Харизматичный человек привлекателен для окружающих, ему оказывают больше доверия, он быстрее продвигается по карьерной лестнице и, кажется, по щелчку пальцев добивается всего, чего ни пожелает. Люди с харизмой напористы, уверены в себе, энергичны и доброжелательны. Они стараются слушать других и проявлять эмпатию. Иначе говоря, харизма — это сложный комплекс социально одобряемых качеств, которые их носитель воспроизводит в тех или иных ситуациях.

Легче всего тренируются внешние проявления харизмы вроде мимики, жестов, умения слушать. Однако внутренние качества изменить не так просто, понадобится пройти терапию: «Можно «выманить» из человека опыт или создать такие условия, которые будут референтными в обнаружении нужных характеристик. Существует идея, что каждый здоровый человек в сути  обладает полным набором личностных качеств, некоторые из которых просто остаются непроявленными в его поведении, так как они не требовались или были опасными для человека в период становления его автоматического поведения», — считает нейропсихолог, психотерапевт Алена Ванченко. По мнению специалиста, харизму в человеке убивают следующие особенности:

  • пессимизм;
  • негибкость;
  • неуклюжесть в словах и действиях; 
  • очевидная некомпетентность;
  • страх общения с людьми;
  • неспособность использовать вербальную коммуникацию в полную силу;
  • физический и ментальный дискомфорт;
  • неудовлетворенность, самокритика, неуверенность в себе.

Искореняя в себе те качества, которые кажутся неприятными в окружающих, и приобретая жизнелюбие, эмпатию, работая над чувством юмора, способностью слушать других и искренне помогать им в трудную минуту, человек становится более харизматичным. Если у него есть хобби, интересная работа, он следит за своим внешним видом, много путешествует и является сбалансированной во всех смыслах личностью, это положительно сказывается и на харизме. Для современных лидеров этот набор качеств остается, по сути, прежним, меняется лишь контекст. 

Руководителем может стать кто угодно при достаточном желании, упорстве и благоприятном стечении обстоятельств. Но эффективным управленцем становится человек, который обладает определенным набором качеств. Алена Ванченко замечает, что харизма помогает сплотить и вдохновить команду, однако в долгосрочной перспективе для руководителя куда важнее работать над эмоциональным интеллектом, способностью выстраивать командный дух, решать конфликты, стимулировать коллег к росту и развитию: «Харизма важна, но она только искра, за которой стоит человек, способный провести свою компанию через самые сложные этапы пути». Психологи выделяют три ключевых компетенции харизматичного лидера:

  • Высокий эмоциональный интеллект. Эмоции являются основой для любой мотивации, способствуют возникновению симпатии или антипатии. Хороший лидер обязан управлять эмоциями, причем не только своими, но и подчиненных. Высокий эмоциональный интеллект не тождественен общему интеллекту (IQ): зачастую уличные торговцы без какого-либо образования, понимая эмоции и мотивацию прогуливающихся мимо людей, могут продать им что угодно. Чтобы развить это качество, можно попробовать анализировать, что испытывают окружающие и почему, а затем постараться снизить градус негативной эмоции или усилить положительную в ходе разговора. 
  • Уверенность в себе, высокая самооценка. Подчиненные никогда не будут воспринимать лидером руководителя, который не знает наверняка, верно ли он поступает и правильную ли он избрал стратегию развития компании. Только абсолютно уверенный в своих шагах человек способен вести за собой других людей: ведь они сами полны страхов и сомнений. Задача лидера — независимо от ситуации и своих соображений на этот счет, своим примером показывать, что он знает правильное решение и готов достичь конкретных результатов.
  • Выразительная речь и умение подавать себя. Это один из наиболее полезных навыков, который непросто тренировать, но без которого не обходится ни один харизматичный лидер. Самым простым способом понять, над чем стоит работать, может быть видеозапись своей речи. Например, неуклюжие движения и невыразительная мимика могут испортить любое выступление, даже если речь спикера богата на примеры, метафоры и юмористические вставки. Достичь хорошего результата нельзя без постоянной практики, анализа и самоконтроля. Ускорить процесс помогут курсы сценической речи.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+