Цифровая репатриация и остановка международных проектов Эрмитажа: новости арт-рынка
Эрмитаж на год останавливает вывоз своих экспонатов за границу
На протяжении всей первой половины 2022 года в СМИ регулярно появляются новости о возвращении законным владельцам культурных ценностей, полученных ведущими мировыми музеями в результате хищений в довольно отдаленном прошлом. Например, на прошлой неделе стало известно о том, что Великобритания планирует начать переговоры о статусе мраморов Парфенона с Грецией, которая добивается их репатриации с 1983 года.
В Нигерии объявили о запуске NFT-инициативы, призванной вернуть на родину артефакты, незаконно вывезенные европейскими колонизаторами. Создатель проекта Looty называет его «альтернативным форматом репатриации», хотя по сути это — продажа токенов с трехмерными изображениями древностей. Часть прибыли обещают перевести на поддержку молодых африканских художников.
Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сообщил, что музей не будет экспонировать принадлежащие ему произведения искусства за границей в ближайший год. «С учетом нынешней обстановки в ближайший год у нас не будет разрешений на вывоз за пределы Российской Федерации», — заявил Пиотровский во время пресс-конференции.
Аукционы. Результаты торгов: Фаберже и Пикассо
Принадлежавшая Шону Коннери картина «Мужской бюст в раме» кисти Пабло Пикассо была продана в ходе гонконгских торгов Christie’s за $22,3 млн. Топ-лотом вечера стала работа французского художника китайского происхождения Чжао Уцзи под названием «2.09.64». Она ушла с молотка за $35,4 млн. В общей сложности аукцион «Искусство XX-XXI веков» принес $184 млн: лоты были распроданы на 93%.
Торги Sotheby’s, посвященные произведениям декоративно-прикладного искусства из золота и серебра, объектам личного благочестия и изделиям фирмы Фаберже, принесли в сумме £1,1 млн. Топ-лотом стали настольные часы Фаберже в корпусе из золота двух цветов и серебра, украшенном эмалью гильоше, изготовленные в мастерской Михаила Перхина около 1890 года. Часы ушли за £94 500 с минимальным превышением эстимейта. Вероятно, этот и другие лоты Фаберже должны были стать топом майских русских торгов, от проведения которых аукционный дом отказался еще в марте.
Аукционы. Будущие торги: Моне, вилла Сен-Лорана и неизвестные снимки Доры Маар
28 июня в Лондоне Christie’s планирует продать картину Клода Моне «Мост Ватерлоо. Эффект тумана» с эстимейтом £24 млн. Пейзаж, написанный в 1904 году, был продан художником спустя год после его создания. В 1951 году владельцем стал Андре Булова, основатель американской часовой компании Bulova. В общей сложности с 1899 по 1904 год Моне писал мост Ватерлоо в разных погодных условиях 41 раз. 26 мостов на сегодняшний день находятся в престижных музейных собраниях по всему миру, включая Эрмитаж. «Мост Ватерлоо. Эффект тумана» относится к так называемой лондонской серии произведений Моне. В серию входит и завершенная годом ранее картина «Парламент, заходящее солнце», которая была недавно продана на Christie’s за рекордные для лондонских пейзажей Моне $76 млн.
По случаю платинового юбилея Елизаветы II Christie’s включил в число экспонатов своей лондонской выставки «Искусство литературы», которая пройдет в Лондоне с 6 июня по 14 июля, две шелкографии с изображением английской королевы. Шелкографии будут выставлены на торги 1 июля с эстимейтами £200 000-300 000 и £250 000-350 000. Обе работы созданы на основе снимка королевы, сделанного придворным фотографом Питером Грюжоном в 1977 году.
В €4 млн Sotheby’s оценил выставленную на продажу виллу Ива Сен-Лорана и Пьера Берже в Марракеше. Модельер и его партнер приобрели здание, построенное в стиле модернизм по проекту архитектора Поля Синуара, в 1980 году. Вилла расположена на территории сада Мажоррель и соседствует с Музеем берберской культуры, открытым в бывшей студии модельера, а его экспонатами стали вещи из коллекции Сен-Лорана и Берже. Сен-Лоран называл Марракеш своим вторым домом и любил повторять, что этот живописный город заставил его полюбить яркие оттенки синего, желтого и зеленого.
Парижский аукционный дом Artcurial выставляет на продажу подборку ранее неизвестных снимков фотографа Доры Маар, музы и возлюбленной Пабло Пикассо. Основная часть фотографий была сделана как раз во время их бурного романа, продолжавшегося с середины 1930-х до середины 1940-х годов. Эстимейты лотов варьируются от €800 до €4000, каждый снимок выставляется на продажу вместе с негативом. На многих кадрах запечатлен Пикассо. В целом подборка позволяет по-новому взглянуть на художественную карьеру Маар как фотографа-новатора, ученицы и последователя Анри Картье-Брессона.
Благотворительный аукцион фонда Cosmoscow и новый аукционный дом в России
В Доме творчества Переделкино 5 июня пройдет благотворительный аукцион фонда Cosmoscow. На продажу выставлены 22 лота, с эстимейтами от €1000 до €10 000. Авторы работ — как известные художники, группа «Провмыза», Влад Кульков, Валерий Чтак, так и начинающие, выпускники Открытых студий «Винзавода» Виктор Жданов и Миша Гудвин. Отдельный лот — видеодиптих «Танец и современное искусство» — предоставили для аукциона Diana Vishneva Foundation и фестиваль современной хореографии Context. Предаукционная выставка откроется в Переделкине 2 июня.
Первые торги нового «Аукционного дома Клуба коллекционеров графики» состоятся 17 июня. На продажу выставлено порядка 100 лотов, объединенных темой анималистики XVI-XXI веков. Живые торги пройдут в штаб-квартире аукционного дома, старинной усадьбе дворян Вишневских, а онлайн-аукцион состоится на платформе Bidspirit. Ценовой диапазон лотов варьируется от 1000 до 1, 1 млн рублей. Старейшим лотом заявлена обрезная гравюра XVI века «Иоав коварно убивает Амессая» руки Ганса Вейдица с рекордно низкой стартовой ценой в 6000 рублей.
Краденые предметы в коллекции Лувра в Абу-Даби и дилеры-мошенники, торговавшие работами Баскии
У ФБР возникли вопросы в отношении подлинности работ, представленных на выставке Жан-Мишеля Баскии в Художественном музее Орландо (Флорида). Экспозиция «Герои и монстры» состоит из 25 выполненных на картоне картин, предположительно созданных в 1982 году. Сомнения в их подлинности возникали и раньше. Например, невозможно найти объяснений тому факту, что на одной из картин замечен логотип FedEx, который компания начала использовать лишь в 1994 году, спустя шесть лет после смерти художника. The New York Times сообщила, что ФБР допрашивает организаторов выставки, руководство музея и сторонних арт-экспертов еще с апреля. В конце июня работы должны покинуть Орландо, чтобы отправиться на выставку в Италию. Их суммарная стоимость (при условии подлинности) оценивается примерно в $100 млн. На сегодняшний день история их происхождения во многом основывается на словах двух владельцев картин, оба из которых отбывали тюремный срок за незаконный оборот наркотиков.
С работами Баскии связаны и два других недавних уголовных дела против американских арт-дилеров. Дэниэль Буазиз из Флориды торговал дешевыми репродукциями Баскии и Уорхола, выдавая их за оригиналы. Например, репродукцию Уорхола стоимостью $100 он сумел продать клиенту за $85 000. Второй дилер — 33-летний Иниго Филбрик из Майами — был на днях осужден на семь лет тюрьмы за мошенничество и кражу. Как и в случае с работой Баскии под названием «Влажность» стоимостью $18,4 млн, он чаще всего использовал одну и ту же схему: предлагал купить ту или иную дорогостоящую работу «в складчину» сразу нескольким клиентам, но обманывал их в отношении конкретных долей. В результате дилер не только собирал суммы долей, превышающие необходимые, но и заключал мошеннические договора, по которым право собственности оставалось за ним.
Экс-директору парижского Лувра Жан-Люку Мартинесу предъявлены обвинения в мошенничестве и отмывании денег. Согласно версии следователей, 58-летний Мартинес, руководивший Лувром в 2013-2021 годы, был причастен к незаконной реализации целого ряда артефактов, вывезенных из ряда восточных стран во время «арабской весны» 2011 года. Например, речь идет о стеле с инициалами Тутанхамона, которая оценивается примерно в €8,5 млн. Вместе с четырьмя другими предметами стелла была приобретена Лувром Абу-Даби с согласия Мартинеса. Вопрос заключается лишь в том, был ли бывший директор музея введен в заблуждение поддельным сертификатом о происхождении ценностей, или закрывал глаза на очевидные нарушения.
NFT: Климт дешевеет, а «скучающие обезьяны» страдают от гендерного неравенства
В апреле стало известно, что венская галерея Бельведер заработала на NFT картины Густава Климта «Поцелуй» €4,4 млн. Из 10 000 рандомных фрагментов, на которые был разбита оцифрованная версия картины, было продано свыше 2400 штук. Изначально каждый фрагмент стоил €1850. На сегодняшний день, как сообщает Newsweek, их стоимость снизилась на 87%: средняя цена при продаже на платформе OpenSea составляет всего 0,11 ETH (€220).
Буквально сутки назад в интернете появилась новость о том, что приложение для знакомств Lonely Ape Club создателей NFT-проекта Bored Ape Yacht Club закрылось из-за недостаточного количества участников женского пола. Сообщение в соцсети красноречиво заканчивалось словами «Слишком много парней». Вскоре начали появляться официальные опровержения о том, что и само приложение, и новость о его закрытии были просто шуткой. Неудачная шутка заставила вновь заговорить о гендерном неравенстве в NFT-сообществе. К примеру, по состоянию на конец прошлого года всего 16% NFT-работ на рынке было создано женщинами-художницами.