Выйти из треугольника драмы: как начать конструктивный диалог в критической ситуации
Ситуация
- Ваши отношения без драмы кажутся слишком пресными, ее появление привносит долгожданную эмоциональность.
- Вы испытываете сильную ревность, вас одолевают сомнения, часто случаются скандалы.
- Вам нужно поделиться эмоциями и переживаниями, но партнер об этом не догадывается и вместо выслушивания и сочувствия переходит к практическим решениям.
Рассказывает Алексей: Когда я был моложе, в моих отношениях с девушками было много драмы. Я выбирал эмоционально неустойчивых любительниц философии Сартра, что само по себе не значило ничего плохого, но привносило много нестабильности в отношения.
Мои друзья позже рассказывали, что они сразу замечали в моих партнершах большой драматический потенциал, но сам я этого не видел. И в итоге раз за разом получалось так, что отношения завязывались, сперва всем было весело и интересно, но спустя какое-то время разговоры становились из комфортных колкими и эмоционально напряженными. Без ссор и побитой посуды было уже не обойтись.
За очередной ссорой случалось бурное примирение. Так секс стал ассоциироваться с конфликтом. Нет конфликта — нет страсти.
Со временем я начал работать над собой и узнал про популярную в психологии концепцию — треугольник драмы. Я стал смотреть на отношения через призму этой модели, стараясь не входить в особенно драматические.
Рассказывает Света: У меня была другая проблема — патологическая ревность. Я ожидала, что все внимание бойфренда будет отдано только мне. Когда видела, что мой партнер замечает других людей, которые ему еще и нравятся, начинала выяснять отношения.
Апогеем стала ситуация в ночном клубе, где я была со своим молодым человеком и его друзьями. Один из них — вечный холостяк, который клеился
ко всем красоткам, но постоянно получал отказы. Его друзья, включая моего парня, решили ему помочь и составить компанию в процессе знакомства с девушками. Меня это крайне возмутило. Как это мой парень будет ходить по клубу и знакомиться? Я в ярости от такого неуважения разбила свой телефон об стену и убежала.
Я чувствовала себя уязвленной и обиженной, поэтому хотела защитить себя и старалась сделать виноватым его. Мне казалось, что моя самооценка восстанавливается, когда он бежал за мной по набережной, пытаясь оправдаться.
Так происходило много раз, но однажды я поняла, что если каждая непонятная ситуация заканчивается брошенным телефоном, то это не те отношения, которые я хотела бы иметь в своей жизни.
Теория
Треугольник драмы — распространенная модель взаимодействия между людьми. Драма начинается, когда вместо адекватной и аутентичной коммуникации мы начинаем играть. Обычно такая модель поведения отрабатывается еще в детстве с родителями, а потом переносится в личные отношения.
В профессиональных отношениях предпочитают оперировать понятиями KPI, ответственностью за результат и тому подобными измеримыми показателями. Это не значит, что драмы на рабочем месте не бывает, но в целом она чаще ассоциируется с отношениями, в которых есть интимность, близость, родство, — например, с родителями и родственниками, а чаще всего — с романтическими партнерами.
Впервые эту модель описал психолог Стивен Карпман, поэтому треугольник драмы иногда называется треугольником Карпмана.
Как выглядит треугольник драмы?
В треугольнике драмы есть три роли:
• жертва, вокруг которой всё крутится;
• агрессор или преследователь, доминирующий в ситуации и причиняющий дискомфорт (обычно жертве);
• спасатель, помогающий жертве и защищающий ее от агрессора.
Драма невозможна без свидетелей. Для драмы необходим третий участник, зритель, который может в какой-то момент запрыгнуть на сцену и выступить в роли спасателя. Этот человек становится тем, кто замечает, что агрессор нападает на жертву, и решает, что нужно срочно ее спасать. А жертва в этот момент отыгрывает свою роль, в которой заложена некоторая степень беспомощности.
В примере Алексея жертвой выступала девушка: в поисках спасателя она постоянно рассказывала о том, как неправильно по отношению к ней поступает агрессор Алексей.
Кто может быть спасателем? Родители, друзья и т. д. Жертве необходимо, чтобы появился эмоциональный заряд, в рамках которого она чувствует свою временную беспомощность. Почему временную? Потому что очень часто в момент, когда жертва осознает свою власть, получив сострадание и поддержку от третьей стороны, она переходит в роль агрессора.
Треугольник драмы — это динамическая модель, и ее участники постоянно меняются ролями. Жертва может стать агрессором, а изначальный агрессор — жертвой. Спасатель также может перейти на роль жертвы или агрессора.
Когда девушка Алексея обвиняла его в том, что он что-то сделал не так, она становилась агрессором, а он — жертвой. Например, она жаловалась на то, что он не принес цветы, не позвонил вовремя, не организовал ужин в правильном ресторане. Он оказывался виноват. И тогда уже Алексей нуждался в спасателе. Спасателями могут выступать те же люди, к которым обращалась предыдущая жертва, — общие друзья, с которыми оба участника делятся своими переживаниями.
Во время семейной терапии пары часто обнаруживают, что есть третья сторона — любовник или потенциальный любовник, который появляется для того, чтобы привнести в их отношения динамику. Парадокс, но можно сказать, что треугольник драмы — это замкнутый круг.
Как мы уже выяснили раньше, в случае Светы изначальной жертвой была она. Ее обижало то, как с ней поступал молодой человек, и, чтобы вернуть себе чувство значимости, ей было необходимо доказать ему и себе свою важность. В итоге она выражала свое негодование и становилась агрессором. Общие друзья примыкали в качестве спасателей то к одной, то ко второй стороне.
Драма может создавать ощущение, что в отношениях есть динамика, но в долгосрочной перспективе она их разрушает. Часто люди не идут в терапию из-за опасения, что они во всем разберутся и тогда всё развалится. Их беспокоит, что отношения станут ровными и без высоких и низких нот будет скучно.
Как выйти из треугольника драмы?
Драма не привносит в коммуникацию ничего позитивного и конструктивного. Единственный способ избавиться от нее — выйти из треугольника и перестать играть какую-либо из ролей.
Например, когда кто-то выступает в роли жертвы и предлагает вам роль агрессора, вы можете прямо сказать, что не хотите играть в эту игру, и пригласить собеседника к конструктивному диалогу, в котором два взрослых человека обсуждают свои потребности. То есть первым делом нужно обозначить отказ от игры, а потом предложить перейти с уровня эмоций на уровень потребностей, ценностей и целей — ваших, ваших партнеров, родителей, друзей и близких.
Есть вероятность, что ваш партнер не захочет таких перемен. Важно быть готовыми к тому, что выход из треугольника драмы может привести к кризису в отношениях, если один из участников желает продолжать игру. Если это происходит, необходимо поговорить открыто и попытаться разобраться с тем, что будет дальше.
При выходе из треугольника драмы возможны три сценария развития событий:
- Оба партнера соглашаются с тем, что им комфортно и дальше играть в треугольник драмы.
- Оба решают, что им интереснее выйти из треугольника и поговорить как партнеры о потребностях и задачах.
- Один хочет выйти из треугольника, а второй — нет.
Третий случай наиболее сложный, потому что один из участников, как правило, либо не понимает, либо не хочет понимать, что не так с треугольником драмы и что не устраивает партнера.
Первый способ справиться с таким непониманием — образование. Необходимо обсудить эту модель взаимодействия и объяснить ее суть, поделиться ссылками на разные источники информации: статьи, книги, подкасты, чтобы у партнера была возможность разобраться в теме. Важно осознать, что эта игра с предопределенными правилами и ролями существует давно, миллионы людей играют в нее сотни лет и разрушают свои отношения.
Мы все знаем постоянно ссорящиеся, но живущие вместе десятилетиями пары, у которых есть причины не хотеть расставания. Например, созависимость или сильная привычка.
Иногда полезно, чтобы кто-то со стороны обозначил проблему и рассказал о механике треугольника драмы — например, психолог. Кстати, во время терапии пациенты порой выступают в роли жертвы или агрессора, ожидая, что психолог будет спасателем. Но профессионал сразу продемонстрирует, что не станет принимать в этом участия, и попробует донести свое восприятие ситуации извне треугольника.
Второй способ — поговорить на другом уровне коммуникации. Аутентичную коммуникацию в конфликте и уровни общения мы обсуждали в предыдущих главах. При взаимодействии с собеседником прямо сформулируйте, что именно вам нужно от него. Например, чтобы вас выслушали или дали совет. Если замечаете, что собеседник играет одну из ролей, можно поговорить начистоту и поделиться своими наблюдениями, узнать о его потребностях и о том, как можно ему помочь.
И третий способ — проанализировать, к чему всё идет. Если есть согласие на изменения — отлично. Если же раз за разом один человек хочет выйти, а другой нет, вероятнее всего, такие отношения долго не продлятся.
Бывают пары, в которых люди постоянно сходятся и расходятся, но при таком формате отношений редко возможен совместный рост. Обычно людям либо комфортно в их драме, либо они учатся быть взрослыми: принимать собственные решения и нести ответственность. Бывают еще те, кто годами терпит, разочаровывается и страдает, но не ощущает в себе готовности действовать.
Общаться без драмы не только приятно, но и полезно для любых отношений: с партнерами, родителями или друзьями.
Драма с родителями часто построена на детских играх. Родитель имеет больше власти, поэтому часто он выступает в роли агрессора, а дети — жертвы. Три члена семьи легко формируют треугольник драмы: например, мама — агрессор, которая критикует дочку, а папа — спасатель, которому можно пожаловаться. Или папа — агрессор, мама — жертва, а ребенок всеми силами пытается их примирить.
История
Рассказывает Настя. Настя — одна из выпускниц нашего курса. Она рассказала нам о своем пути выхода из треугольника драмы в семье.
У меня в семье, где папа пьет уже очень много лет, сложился треугольник Карпмана, и долгое время я этого не осознавала. Где-то год назад уяснила, что происходит. Но до прохождения практического курса все равно не знала, что с этим делать.
Возник очередной конфликт в семье, где папа — алкоголик. В конфликт были вовлечены мама (жертва), папа (агрессор) и я (спасатель). Пришла мама с очередным рассказом о том, как ей плохо. Мне предстояло выслушать ее, как обычно, спросить, нужна ли ей помощь, и, если да, дать совет, который будет раскритикован и отвергнут. Сделала все как обычно, но в тот момент прислушалась к себе и поняла, что мне грустно от того, что родители в принципе играют в эту игру. И рассказала маме про треугольник, потом еще выслала ссылку на выпуск подкаста и статью про него.
В ответ на это я ожидала какой угодно реакции, скорее плохой, но мама сказала: «Спасибо за информацию, надо распечатать, и папе дам почитать». Я понимаю, что, возможно, это не сделает ситуацию в семье лучше, но по крайней мере теперь понимание паттерна есть у всех участников истории.
Я ощутила радость от того, что меня услышали и поняли. Я убедилась, что, даже когда модель поведения расписана и закреплена многолетней привычкой, аутентичное общение может менять ситуацию.
Рассказывает Анастасия. Когда я начала встречаться с партнером, он часто и подолгу рассказывал о сложных отношениях со своей бывшей, матерью его детей. Больше полугода я терпеливо выслушивала, старалась помочь советом или вниманием, хотя темы эти были мне неприятны.
Сейчас, оглядываясь назад, вижу, что угодила тогда в треугольник Карпмана. Мой жалующийся партнер играл роль жертвы, я была спасателем, а бывшая жена — агрессором. Часто эти роли менялись, и вот уже я злилась на его бывшую, а он защищал ее как спасатель.
В какой-то момент таких разговоров стало слишком много. Я поняла, что это неконструктивно и пора с этим что-то делать.
Во-первых, я поговорила с партнером о границах. Сначала сказала ему, что он много говорит о своей бывшей и что мне это неприятно. На уровне фактов, без обвинений рассказала ему, сколько раз я слышала его истории за последнюю неделю. Он очень удивился и признал, что действительно говорит о ней много, не отдавая себе в этом отчета.
Я рассказала ему о моей потребности чувствовать себя в безопасности, о том, как на меня влияют его рассказы о бывшей. Я попросила его реже рассказывать мне о прошлых отношениях и спрашивать, готова ли я его выслушать. Партнер сначала немного обиделся. В итоге мы много говорили о моих потребностях и ценностях, которые стоят за этой просьбой, а также про его потребности и ценности, которые скрываются за желанием рассказывать мне о его личной жизни во всех деталях.
В конце концов мы поняли, как по-другому удовлетворять его потребности — например, партнер согласился рассказывать о переживаниях насчет прошлых отношений своим близким друзьям, а не мне. Он поставил себя на мое место и согласился, что ему тоже было бы неприятно в аналогичной ситуации.
Но самое главное — это то, что я наконец-то заметила треугольник драмы. Я рассказала партнеру об этом и подчеркнула, что не вижу в драме ничего конструктивного и что так общаться я не хочу. С тех пор я тщательно слежу за попытками драматизировать со стороны партнера или моих друзей и стараюсь больше не ловиться. Вместо этого я слушаю, не вовлекаясь эмоционально, либо задаю вопросы про конкретные шаги, с помощью которых можно решить проблему.
Я вижу, что моя задача состояла в том, чтобы сохранить доверительные, уважительные и эмпатичные отношения с партнером, и строить их дальше на солидной базе. Мне важно быть в хороших отношениях с его детьми и, если получится, с их мамой.
Доверие между мной и партнером только укрепилось. Мы поделились друг с другом сокровенным и рады, что получилось пройти через сложные разговоры и только улучшить наши отношения. Более того, теперь мы оба ощущаем свободу говорить о наших потребностях и обсуждать сложные ситуации.
Что важно знать
- Треугольник драмы — распространенная модель взаимодействия между людьми. Он предполагает три роли: жертва, преследователь и спасатель.
- Это динамическая модель, и ее участники постоянно меняются ролями. Жертва может стать преследователем, а изначальный преследователь — жертвой. Спасатель также может выступить в роли жертвы или преследователя.
- Драма не привносит в коммуникацию ничего конструктивного и постепенно разрушает отношения.
- Единственный способ избавиться от драмы в своей жизни — выйти из треугольника и перестать играть какую-либо из его ролей, то есть осознать происходящее и пригласить собеседника к конструктивному диалогу.
- Выход из треугольника драмы может привести к кризису в отношениях, если один из участников хочет продолжать игру. Если это происходит — необходимо поговорить открыто и попытаться разобраться с тем, что будет дальше.
- Прямо формулируйте, что именно вам нужно от собеседника. Например, чтобы вас выслушали или дали совет.
- Если вы замечаете, что собеседник играет одну из ролей, можно поговорить начистоту и поделиться своими наблюдениями, узнать о его потребностях и о том, как можно ему помочь.