К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Люкс из-под полы: появятся ли в России фарцовщики новой волны

Посетитель у закрытого магазина Hugo Boss в ТЦ в Москве (Фото Вячеслава Прокофьева/ТАСС)
Посетитель у закрытого магазина Hugo Boss в ТЦ в Москве (Фото Вячеслава Прокофьева/ТАСС)
В марте 2022 года крупные модные, ювелирные и часовые бренды приостановили работу в России, правительство США и Евросоюза ограничили ввоз в страну многих товаров, стоимость которых превышает €300. Чтобы купить часы или дорогую сумку, теперь нужно лететь в другую страну или заключать договор с посредником. Forbes Life выясняет, могут ли в текущей экономической ситуации снова появиться фарцовщики

В книге «Фарцовщики. Как делались состояния. Исповедь людей «из тени» Дмитрий Васильев рассказывает, что дефицит одежды и предметов быта в Советском Союзе привел к появлению рынка спекуляций. Пока одни граждане СССР не любили иностранцев, потому что не доверяли им, другие понимали, что туристы из зарубежья — прекрасный источник дохода. 

«Настоящие иностранцы» нравились предприимчивым советским людям. Во-первых, они рассказывали новости про кино, искусство и моду. А во-вторых, привозили редкие товары и могли менять рубли на валюту по строгому курсу. Перепродавать ее можно было хоть в пять, хоть в десять раз дороже. Граждан, которые зарабатывали на подпольном рынке вещей из-за границы и валюты, называли фарцовщиками. Успешные фарцовщики, по мнению Васильева, составляли значительную часть подпольной экономики СССР и были весьма влиятельными людьми. 

Тогда дефицит в первую очередь касался именно товаров потребления — джинс, очков, кроссовок, товаров для дома — и был обусловлен тем, что вещи из-за рубежа продавать было нельзя. Сейчас эти товары на территории России распространять можно, но из-за того, что многие международные модные бренды и ретейл-платформы приостановили работу на территории страны, есть вероятность, что снова сформируется дефицит. 

 

Скорее всего, нехватку товаров первыми ощутят потребители сегмента люкс, потому что США и Евросоюз запретили ввозить на территорию России многие вещи стоимостью больше €300. В перепродаже именно таких товаров могут быть заинтересованы фарцовщики новой волны. 

Как меняется рынок

13 марта Белый дом опубликовал письмо, в котором запретил экспорт предметов роскоши в Россию: элитных часов, автомобилей, одежды, алкоголя, ювелирных изделий и других товаров сегмента люкс. Общая стоимость такого экспорта из США составляла почти $550 млн в год. Запрет распространяется и адресно на российских и белорусских граждан из списка финансовых санкций SDN Минфина США вне зависимости от их места нахождения. Это означает, что людям из санкционных списков швейцарские часы не продадут даже в отпуске в любой стране мира. 

 

Через несколько дней и Евросоюз ввел очередной пакет санкций, включающий ограничения на ввоз предметов роскоши. Это 22 категории товаров, цена которых превышает €300 за одну единицу. Это важно не только с точки зрения самого запрета. По факту это меняет для России значение самого понятия «роскошь»: теперь ей условно считается любой товар, стоимость которого превышает €300 — косметика, парфюмерия, обувь, сумки недорогих брендов. Это влияет и на систему аналитики рынков. 

Еще в октябре 2021 года «Коммерсант»‎ со ссылкой на оператора фискальных данных ОFD.ru сообщил, что по итогам первых трех кварталов 2021-го выручка премиальных и люксовых брендов в России увеличилась втрое. Тогда ими не считались все товары дороже 300 евро, дело касалось более внушительного люкса. Аналитики Bain & Company и Fondazione Altagamma в декабре того же года отмечали рост сегмента на 29% по сравнению с 2020-м и даже превышение показателей на 1% относительно допандемийного 2019 года. По итогам 2021 года российский сегмент премиальной одежды, обуви и аксессуаров РБК со ссылкой на агентство INFOLine-Аналитика оценивал в 320 млрд рублей — около 11% от всего рынка. Тогда вся аналитика ориентировалась на спрос до пандемии, теперь сегмент в целом изменит свое значение. 

Манекены в закрытом магазине ТЦ после ухода иностранных брендов в связи с введением санкций (Фото Сергея Карпухина/ТАСС)

Что происходит со спросом

Производство часов в Швейцарии в условиях эпидемии сократилось, спрос вырос, и люди уже в ноябре были готовы кратно переплачивать за культовые модели, по данным источника, связанного с продажей часов. Он отмечает, что с ноября 2021 года в московском бутике Rolex не было ни одних часов с диаметром циферблата более 36 мм, клиенты делали запрос на поставку моделей, и производитель не гарантировал своевременного поступления. Стоимость часов уже тогда могла расти кратно: часы Day-Date стоили в бутике €40 000, а цена €70 000 и €100 000 за конкретную модель казалась клиенту приемлемой. Сейчас клиенты бутиков узнают о возможности покупки классических популярных моделей: Sky-Dweller, Daytona, Day-Date. Привезти их в Россию возможно двумя способами: отправиться в шопинг-тур или оплатить услуги перекупщика. Известный консьерж-сервис сообщил о том, что спрос на путешествия за покупками вырос, но клиенты говорят именно о запросах на будущее, а не о массовом побеге за часами и сумками прямо сейчас. 

 

Компании не имеют клиентов с оптовыми объемами покупок, не считают идею возить часы выгодной. «Больше двух часов на руках вывезти нельзя, а планировать перелеты стало трудно, наценка не выходит такой уж выгодной», — говорит стилист, который регулярно доставлял вещи с начала пандемии. Чтобы идея окупалась, нужен большой объем заказов. С одеждой проще — наценка и количество позиций может быть больше. «Можно ли сопоставить эти объемы с объемами фарцовки в Советском Союзе? Наверное, мы говорим о разных деньгах и разном уровне дефицита, сейчас люди все же люди не понимают, как долго продлится эмбарго, но узнают варианты», — отмечает стилист. 

Дополнительные трудности для небольших заказов на «дефицит» сейчас связаны с валютными взаиморасчетами. Это не касается клиентов, у которых уже есть незаблокированные валютные счета в других странах. Тем, у кого их нет, будет сложнее. 

Как можно покупать вещи, которые официально не продаются в России 

В России появляются первые предложения для клиентов, ориентированные на альтернативные рынки. Специалист по мужскому стилю в сегменте люкс Арсен Айрапетов предлагает клиентам тур в Ташкент: там открылся новый шопинг-центр. Курс местной валюты не так сильно изменился по отношению к курсу доллара, нет проблем с оплатой, большинство брендов представлены, а цены ниже, чем в Москве и Дубае. Банковские специалисты подтверждают, что такое возможно, так как под каждый рынок производители выдают свои цены, а продавцы могут торговать с меньшей маржинальностью. Конвертация в узбекскую валюту действительно может быть выгоднее. 

Казахстан и Узбекистан никогда не были Меккой для шопинг-туров. Чего не скажешь про Эмираты, туда сейчас тоже не трудно добраться. Клиенты отмечают, что опасаются подделок часов в бутиках Дубая. В Казахстан же нельзя ввозить больше 10 000 долларов наличными. По словам Айрапетова, его клиентам «из трех новых шопинг-столиц Ташкент кажется самым привлекательным».

Отдельным спросом пользуются услуги по открытию бизнеса в других странах, в том числе для проведения сделок с роскошью. Специалист консьерж-сервиса анонимно сообщил, что готов помочь с получением ВНЖ и открытием бизнеса в США, на Кипре при инвестициях от $300 000, в ОАЭ, Словении, Армении, Казахстане и Азербайджане от $10 000. Обычно такие проекты связаны больше с возможностью эмиграции. Новые часы, украшения и кроссовки являются приятным дополнением, а не целью. 

 

Вернутся ли фарцовщики в Россию — это вопрос наблюдений за рынком и новыми ограничениями в ближайшее 3-6 месяцев, а не сиюминутного дефицита товара, так считают специалисты ЦУМа. Отдел закупок пока не спешит с аналитикой. Работники ЦУМа отказываются делать прогнозы, называя их преждевременными. «Коллекции весна-лето 2022 пришли с незначительным изменением ассортимента. Новые поставки брендов тоже частично оплачены. Да, они не поступят привычными методами доставки, но поступят в любом случае»‎, — сообщает независимый источник, напрямую связанный с индустрией моды. Сотрудники таможни тоже не дают комментариев о дополнительных обысках или ужесточении мер контроля, по крайней мере сейчас. Баеры рассказывают, что такие товары и раньше ввозили несколько помощников, чтобы соблюдать таможенные нормы. 

Как платить за услуги и покупки в валюте

За последние пару недель российские пользователи лишились еще и привычной возможности оплачивать зарубежные сервисы и пользоваться своими картами за пределами России. Но лазейки все-таки остались. По словам независимого финансового эксперта Алексея Водоватова, осуществлять платежи за границей можно несколькими способами — с помощью карты «Мир», китайской платежной системы UnionPay (но не везде), а также прямыми переводами со счета на счет из банков, не попавших под санкции. 

«Пока полностью не отключен SWIFT, международные каналы (финансовой — прим.ред.) связи будут работать. Другой способ — заказать виртуальную карту в одном из иностранных банков, который готов выпускать их для нерезидентов, например, в Армении»‎, — говорит Алексей Водоватов. Еще один выход, по мнению эксперта, — покупать криптовалюту. «Связываться с централизованными биржами не стоит, они могут ограничить доступ россиянам, даже если не будет запретов от регуляторов. Рабочий вариант — обменники, которые используют p2p-транзакции. На рубли покупаются стейблкоины Tether (USDT - криптовалюта, курс которой привязан к доллару), затем они меняются на валюту здесь же или в обменниках другой страны»‎.

Хороший способ оплатить небольшие покупки — Gift Cards, которые продают либо сами платформы, либо перекупщики. Это большой рынок со множеством участников, можно купить такую подарочную карту, создать новый аккаунт и продолжить пользоваться всеми нужными сервисами. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+