Гречка, сахар и бумага на год вперед: почему в кризис мы совершаем панические покупки
Помните репортажи из американских и британских магазинов в начале пандемии, когда люди скупали туалетную бумагу? Или недавний ажиотажный спрос на сахар в российских магазинах на фоне санкций и падения рубля? Что подталкивает нас к паническим импульсивным покупкам, даже когда власти уверяют общественность, что в этом нет необходимости?
Импульсивными покупками психологи называют незапланированное покупательское поведение людей под влиянием внешних раздражителей. Одно из них — внешняя угроза благополучию и здоровью человека. Например, доказано, что страх смерти усиливает стремление потреблять материальные блага. А исследования в сфере нейромаркетинга, проведенные во время пандемии, показали, что страх коронавируса провоцировал значительную активацию миндалевидного тела головного мозга, усиливая импульсивное и рискованное поведение.
При появлении новой для человека угрозы активируется режим «бей, беги, замри или сдавайся». Это четыре типа основных реакций на сильный стресс, которые выделяют специалисты. Под «беги» подразумевается не только бегство в прямом смысле, но и беспорядочная деятельность, нетерпеливость, попытки изменить окружающую обстановку. Даже активные публикации в соцсетях могут быть проявлением этого механизма. К нему же относится импульсивный шопинг. Чем менее толерантен человек к неопределенности, то есть чем сложнее ему осознавать отсутствие контроля над будущим, тем выше вероятность импульсивных покупок.
Панические покупки можно понимать как игру на удовлетворение наших трех основных психологических потребностей:
- в самостоятельности и контроле, когда почва уходит из под ног, и мир кажется неуправляемым;
- в ощущении своей компетенции, когда при совершении покупки кажется, что мы совершили умный поступок и предвосхищаем негативные события;
- в связи с социумом, потому что мы покупаем все вместе: «все купили, и я куплю».
Когда люди находятся в состоянии стресса, их рассудок затуманивается, поэтому они смотрят на то, что делают другие люди. Если другие накапливают запасы, это побуждает нас вести себя так же. Люди видят фотографии пустых полок и независимо от рациональности решения получают сигнал, что это то, что нужно делать.
Иногда социальные знания могут иметь большую ценность — когда мы не знаем, как реагировать на что-то, мы обращаемся к другим за советом. Оглядка на толпу имеет эволюционную природу. Если вы в диких джунглях и кто-то отпрыгивает от змеи, вы автоматически делаете то же самое. Но то, что было полезно на ранних этапах эволюции, сегодня может подталкивать к непродуманным действиям. В начале пандемии рост продаж масок и дезинфицирующих средств для рук был совершенно оправдан по всему миру. Но потребители также запасались довольно неожиданным товаром — туалетной бумагой, ставшей символом массовой паники. Как и сейчас таким символом становится сахар.
Еще один ключевой фактор, подталкивающий к паническим закупкам — это когнитивное искажение, когда мы раздуваем масштаб происходящего в нашем сознании, автоматически оцениваем происходящее, не подвергая свою оценку сомнению. Например, после новостей об авиакатастрофе люди боятся летать, когда происходит нападение акулы, люди думают, что все акулы — убийцы. В случае с коронавирусом многие связывали пандемию с прошлой смертельной вспышкой испанского гриппа 1918 года, унесшей жизни около 50 млн человек во всем мире. Сегодняшняя экономическая ситуация в России воскрешает воспоминания о дефиците и изоляции времен Советского Союза, вводя людей в панику, даже если санкции еще не затронули их личный образ жизни. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) учит отслеживать такого рода автоматические мысли и сопоставлять их с реальностью.
Шопинг и копинг
Выше мы примерно разобрались с потенциальными причинами импульсивных и панических покупок в кризис. Но что, если человек сознательно решает запастись впрок и делает это стратегически? Какие здесь психологические предпосылки? Испытывая беспрецедентную тревогу, мы ищем способы восстановить хотя бы какой-то контроль над происходящим, вернуть почву под ногами. В дело вступают стратегии копинга, то есть произвольных и сознательных действий, направленных на преодоление стресса. Более продуманные закупки в кризис могут быть одним из них.
Впервые понятие «копинг» в психотерапии ввели американские психологи Ричард Лазарус и Сьюзан Фолкман. Они также выявили восемь стратегий совладания, к которым обычно прибегают люди в ответ на стрессовые ситуации:
- Конфронтация, то есть противостояние сложившейся ситуации;
- Подавление эмоций;
- Поиск поддержки и единомышленников;
- Бегство и отрицание проблемы;
- Стремление увидеть в происходящем что-то хорошее;
- Самоконтроль;
- Принятие ответственности;
- Планирование и активные действия по решению проблемы.
Когда привычная социально-политическая среда резко меняется — усиливаются разногласия в обществе, люди теряют работу, взлетают цены в магазинах и обменный курс достигает необозримых высот, — мы ищем и совершаем действия, способные создать иллюзию защищенности. Это так называемый проактивный копинг, включающий в себя действия по преодолению трудностей, попытку опередить кризис, например закупку впрок. Так мы пытаемся психологически снизить свою зависимость от внешних факторов.
Полезна ли такая стратегия копинга для улучшения самочувствия? Точный ответ дать сложно. В такое время важно помнить, что в экстремальных условиях психика человека реагирует по-своему. Однако есть исследования, например работа американца Стивена Брауна, показывающие, что в ситуации стресса фокус на задаче не снижает влияния негативных эмоций. Иными словами, зацикленность на будущем и активная деятельность не всегда помогают вернуться к комфортному эмоциональному состоянию.
Копинг-стратегии делятся на проблемно ориентированные и эмоционально ориентированные. Их сочетание — часто лучший метод преодоления трудностей. К примеру, если вы ударились в деятельность, закупаетесь продуктами и лекарствами, решаете вопрос хранения ваших сбережений, но не пренебрегайте обращением к близким, единомышленникам или психологу за эмоциональной поддержкой. Чем менее контролируема стрессовая ситуация, тем ниже эффективность проблемно ориентированного копинга и выше — эмоционально ориентированного.
Как справляться с паникой
Если эмоции захлестывают и осознанно продумать свои дальнейшие шаги не получается, можно попробовать один из способов ниже:
Обратите внимание на дыхание
В течение 1-2 минут сфокусируйте внимание на дыхании, почувствуйте, как воздух проходит по вашему телу, как наполняются легкие, как затем воздух выходит. Не старайтесь менять дыхание, просто наблюдайте за ним.
Сосредоточтесь на том, что вокруг
В момент, когда нервничаете, сядьте. Поставьте ноги на пол. Почувствуйте опору. Выдохните. И после этого попробуйте найти вокруг себя: пять вещей, скажем, синего цвета; четыре вещи зеленого цвета, три — красного и так далее. Понаблюдайте за своими ощущениями. Попробуйте представить, какие они на ощупь. Понаблюдайте за своими ощущениями.
Практикуйте осознанную остановку
Концентрируйтесь на настоящем: в случайные моменты дня спросите себя, где вы находитесь, что делаете, как чувствует себя ваше тело. Сократите чтение новостей.
Попробуйте технику прогрессивной мышечной релаксации
Последовательно напрягайте и расслабляйте каждую мышцу в теле на несколько секунд.
Если есть возможность, выплесните эмоции через движение
Выйдете на короткую прогулку, сходите на пробежку, сделайте несколько приседаний дома, танцуйте — подойдет любая активность.
Эти действия помогут снизить градус тревоги и помочь продумать свои дальнейшие действия, в том числе касательно панических покупок.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора